Какая цель может консолидировать казахстанцев?
Поддержать

Какая цель может консолидировать казахстанцев?

Общество готово к переменам, но устало от обсуждения всем известных проблем. Нам нужен принципиально новый подход к развитию Казахстана. Он заключается в строительстве новой образованной нации за счет денег от сырьевой ренты. А для обслуживания текущей экономики необходимо создать условиях для возврата сотен миллиардов долларов, которые сейчас покоятся за границей. Но для этого необходима неприкосновенность частной собственности.

Казахи готовы пожертвовать многим для того, чтобы дать своим детям образование – это подсознательная воля народа к самореализации. Не в этом ли секрет тысячу раз погибавшего и воскрешавшего народа? Казахи много инвестируют в детей. Даже бесчисленные мероприятия (тои) призваны закрепить разные линии родства и знакомств на случай, если настоящим или будущим детям понадобятся неформальные связи.

Именно качественное образование – тот консенсус при использовании до сих пор бездарно растраченных сырьевых ресурсов. Именно в этом наша подушка безопасности на случай любых кризисов.

Нашему народу уже приходилось совершить большой рывок в образовании. Из оплакиваемого Абаем прозябающего, безграмотного, отсталого народа, в течение 20-го века по уровню образования мы достигли среднеевропейского уровня. Нас, как провинцию, изменили широкие преобразования в империи. Но, находясь в потоке чужого «модернистского» проекта нам пришлось заплатить огромную цену, потеряв почти половину народа, под угрозой оказались самосознание и язык. Но признать, что для своего времени советский образовательный проект был успешным, необходимо. Залогом успеха стало то, что образование было бесплатным (включая учебные материалы) и всеобщим, в том числе высшее и профессиональное.

Сейчас мы независимая страна, а значит, можем сами определять свои приоритеты в соответствии с вызовами времени. А это — научно-культурный потенциал народа. Именно он – залог эффективного использования наших экономических ресурсов. Поэтому, речь идет о серьезных капитальных и операционных инвестициях в право каждого человека получить качественное образование для максимальной самореализации. Именно по этому пути пошли все успешные государства мира. Именно это укрепить и консолидирует наше общество, обеспечив его максимальную лояльность своей стране.

Для решения этой задачи необходимо территориально-административное деление страны устроить исходя из создания пяти образовательных кластеров: Жетысу (Алматинская область), Туркестан (ЮКО, Жамбыл, Кызыл-Орда), Арка (СКО, Акмола, Караганда, Костанай), Шыгыс (ВКО, Павлодар), Батыс (ЗКО, Мангыстау, Актобе, Атырау). В каждом из регионов развивается один город-мегаполис, а второй по развитости город сделать административной столицей региона.

При этом, ВУЗы должны работать по как университеты третьего поколения, то есть максимально интегрированы с производственными компаниями и научными ведомствами, что означает полное обеспечение всей необходимой инфраструктурой. Расчет потенциального количества учащихся, педагогов и персонала необходимо вести по средним величинам процентов на популяцию в развитых экономиках мира. На основании межотраслевых анализов и с учетом перспектив в международном разделении труда в области науки, рассматриваются все возможности организации отечественных и международных научных и преподавательских коллабораций, способных организовать учебный и научный процесс. Приоритет имеют вузы, которые имели высокие качественные и финансовые показатели до реформы. Оценка деятельности коллаборации проводится ежегодным удаленным тестированием студентов в одном из 100 лучших профильных ВУЗов в мире. Финансирование данных организаций производится государством по принципу Базового уровня оплаты и Системы премиальных в зависимости от результатов тестирования студентов. Все остальные доходы организации, в том числе эндаунмент, формируются за счет самостоятельных действий по привлечению стороннего финансирования.
Учреждения средне-специального и средне-технического образования двух типов разделяются на два типа. Первые – ориентированы на конкретную отрасль промышленности и расположенные в близи объектов производства. Второй — на общегражданские нужды (строительство, пищевая промышленность, прочие сервисы), расположенные в соответствии с демографической перспективой. Принципы организации учебного процесса аналогичны ВУЗам. Учитывая крайне низкий уровень отечественных технических специалистов, предпочтение отдается иностранным специалистам-преподавателям.

При этом, все учреждения имеют военные кафедры, процесс получения военной специальности в которых равномерно распределен на весь процесс обучения и является общеобязательным. Он должен включает в себя, в том числе, патриотическое воспитание, вплоть до принесения присяги. Это позволит отказаться от срочной военной службы в пользу профессиональной контрактной армии.

Очевидно, все это предполагает полное переформатирование военной доктрины и мобилизационных планов.
Перестройка начального образования будет связана с серьезными затратами на капитальное строительство либо реконструкцию существующих зданий и сооружений, поскольку они должны будут обслуживать учебный процесс полного дня с трехразовым питанием, активным отдыхом, кружками и спортивными секциями (с обязательным бассейном). Сетка распределения школ на местности подлежит разработке с учетом демографических, логистических и прочих условий. Все ученики обеспечиваются учебными материалами, в том числе компьютерами, все задания исполняются в школе. Управление учебным процессом, в качестве подрядчика, осуществляет организационно оформленный коллектив педагогов, доход которого зависит от качества выполнения Государственного образовательного заказа. Критерии и механизм оценки подлежат разработке (система рейтингов и пр.). Начальное образование разделяется на два блока: 1. Kazakshilik – воспитание лояльного, воспитанного, ответственного, грамотного, развитого гражданина, кключает воспитание (в т.ч. патриотическое), гуманитарные науки, физические, искусства. 2. Bilim – естественные науки, трудовые навыки. Среднее образование делится на две ступени. После первых шести лет обучения, в течение которых значительное время занимает блок Kazakshilik, производится отбор учащихся в соответствии с их способностями, наклонностями и успеваемостью по разным моделям обучения по блоку Bilim, превалирующим на второй ступени обучения. Подготовка к получению выбранной школьником и рекомендованной ему специальности состоит из периодического тестирования. Поступление в ВУЗ определяется на основе общей успеваемости и комплекса тестов: периодических в последний год обучения в школе, выпускного и экзамена в ВУЗе, одним из условий которой будет обучение и привлечение местного персонала.

Все это должно сопровождаться сокращением госаппарата и  персонала квази-государственных предприятий до 30% от существующего. Наша цель — новая, не зависящая от ренты, самодостаточная, интегрированная в мировую, экономика, новый рынок труда, обеспечивающий новый рынок образования, новые экономические группы интересов, заинтересованные в представительстве в новых органы власти и независимых судах.

Реформа общественных институтов и перераспределение экономической ренты

Система сдержек и противовесов в общественных институтах не работает потому, что в экономике не существует сколько-нибудь экономически соотносимых групп интересов. Существующие институты худо-бедно справляются с обслуживанием текущего состояния экономики. Последняя состоит из доходов от экспорта природных и сельскохозяйственных ресурсов, и, лишь в очень незначительной степени, экономической активности населения.
Оператором, управляющим основной частью экономики является насквозь коррумпированный класс бюрократов и квази-бюрократов. Несмотря на то, что каждый из его представителей имеет и личные (часто незаконные) экономические интересы, в целом как классу, им удалось нивелировать представительство других страт общества в законодательной власти и выкупить СМИ. Силовые органы, как им и положено по науке, защищают интересы экономически господствующего класса. Судебная система так же соответствуют признакам данного класса: назначаемость, встроенность в иерархию (в т.ч. неформальную), коррумпированность. В обществе просто нет других, соотносимых в экономическом весе субъектов, влияние которых распространялось бы на принятие и исполнение законов, право-применение и освещение этих процессов. Таким образом, общественные институты в их декларируемом смысле не соответствуют экономическим отношениям, но по факту исполняют функции, регулирующие обслуживание ресурса.
Кроме общих экономических интересов представителей класса объединяет набор ментальных и поведенческих паттернов, которые представляют из себя смесь крайнего цинизма, лицемерия, правового нигилизма, извращенного понимания долга и чести. При этом, эти люди могут обладать такими положительными качествами как работоспособность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, инициативность. Но в этой системе их качества направлены, в основном, на незаконное личное обогащение, и лишь мультиплицируют ущерб. Именно поэтому накопленные в этой системе личные активы выводятся из страны. Поэтому лояльность правящей элиты к  государству весьма условна — «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Проецируемая на общество такая «система ценностей», в виду ее антагонизма декларируемой в воспитании и свойственной передовым обществам, крайне тлетворно влияет на молодежь и общественные отношения в целом.

Но сегодня перед нами стоит, ни много, ни мало, вопрос сохранения государственности. В прямом смысле этого слова. Мы знаем, в частности, проблему обезлюдения северных регионов, лояльность населения которых чрезвычайно низкая. Но патриотизм – прежде всего социально-экономическая категория. Поэтому мы должны создать не одну, а пять точек экономического роста.

До сих пор существовал некий общественный договор – сырьевые доходы просачивались в экономику в обмен на наше равнодушие к тому, как они распределялись. И всех это устраивало. Но сегодня доступ к ресурсам затруднился, и общество все меньше это устраивает. Но любая власть, даже сама тоталитарная, всегда осознает, что одной из ее задач является соответствие текущей действительности. Однако любые изменения будут обоснованными только в том случае, если они отвечают  интересам широкого круга граждан.

Новый общественный договор  

Пандемия – это нерыночный форс-мажор. Поэтому ее последствия рано или поздно будут преодолены, а значит спрос на нашу рентную продукцию, насколько бы он не был волотильным, восстановится. Это значит, что поступления сохраняться, на что и рассчитывает нашей правительство, да и мы в том числе.

Где найти ресурсы на обслуживание текущей экономики, инфраструктуру, социальное обеспечение? Они должны вернуться в страну, откуда они были выведены. Кажегельдин предлагает вернуть их, апеллируя к совести граждан, которые это уже сделали однажды и теперь не сделают этого во второй раз. Он предлагает выпустить облигации под государственные гарантии, что уже смешно для этих людей, поскольку он предлагает им отдать свои деньги казахскому правительству. Я считаю, что нужно эти деньги амнистировать в рамках одного из ключевых пунктов нового общественного договора. И возвращаться эти деньги будут на условиях исключительно того, что они останутся в собственности этих людей.  Без этого они будут находится в уязвимом положении, пока такой общественный договор не будет заключен. На каких условиях? Нужно принять законодательный акт, в соответствии с которым их деньги остаются в их собственности, например, на 25 лет, но при условии, что они вкладываются в текущую экономику, но при этом, чтобы избежать появления новых монополий, их доля в управлении не должна превышать контрольный пакет акций. Кроме того, они не должны иметь право участвовать в правлении, за исключением Советов директоров. Таким образом, собственность размывается и тогда они будут вынуждены нанимать хороших менеджеров, будут заинтересованы в справедливой судебной системе, в адекватном законодательстве, в том числе антимонопольном.

Напоминаю, что речь идет по самым скромным оценкам о более чем о 200 мрд. долларов. Если мы не вернем их в страну, они будут потеряны не только для нас, но и в связи с ужесточением международных требований к происхождению капиталов, и для самих их владельцев.

Но самое главное, такой новый общественный договор, помимо остальных составляющих, подразумевает пользу для народа – бенефициаром этих средств станет каждый житель Казахстана. И это, а не митинги, и есть способ общественного давления. Фактически, мы изменим сам механизм распределения прибыли. А когда спекулятивный доход будет изъят из экономики, тогда уйдут и спекулянты.

А главное, каждый вменяемый человек понимает, что он может контролировать свое потомство в лучшем случае до внуков. Дальше это невозможно, и они сейчас в этом убеждаются. Им сейчас важно сохранить  то, что есть, чтобы оно осталось и работало в той стране, которую они знают. И это в их интересах.

Теперь о политической воле. Это грандиозный вопрос. Первое – необходимо сформулировать новый общественный договор. Второе – начать широкую общественную дискуссию с помощью масс-медиа.  Третье – граждане, по самим ими утвержденной процедуре, должны сформировать нечто вроде комиссии, которая сама разработает свои регламенты и на их основании будет кооптировать членов. Эта должна быть комиссия, члены которой принесут публичную гражданскую присягу, что они не отойдут от объявленных принципов, а если отойдут, то объявят об этом. В том числе эти люди должны декларировать свои связи и доходы, и в этом нет ничего постыдного. Пусть работают с государством, просто условия должны быть прозрачными. Если одно будет противоречить другому, они должны сделать выбор. А что касается народа, то нет другого способа, кроме привлечения национальных авторитетов. Проблема нашей страны, что у нас их критически мало, поэтому нужен коллективный орган.

Что нам говорят власти? Дайте нам идеи, но лучшие из них мы реализуем сами. Но правда в том, что будут отфильтрованы только те, которые не угрожают их коренным интересам, но при этом исполнителями будут они сами и ими назначенные. И они будут двигаться в строго определенных рамках и нам с вами будут объяснять, почему это именно только возможно. Именно это происходит вот уже почти 30 лет. Результат такого подхода мы пожинаем сейчас. Да, кое-что будет сделано, но прорыва, который нам сегодня так необходим, не случится. История показывает: преобразования происходят только коренным образом, а не эволюционным.

Ильяс Джаилов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.