Как общественный мониторинг и Facebook влияют на депутатов парламента РК
Поддержать

Как общественный мониторинг и Facebook влияют на депутатов парламента РК

Депутаты на каникулах должны продолжать работу. Такой месседж был послан сенаторам и мажилисменам спикерами двух палат парламента после запуска общественного мониторинга деятельности «народных избранников». Его провели руководитель общественного фонда «Ар.Рух.Хақ» Бахытжан Торегожина и журналист Махамбет Абжан.

«Так называемые «парламентские каникулы» — это не отдых в традиционном понимании, а, прежде всего, продолжение работы, хотя и вне стен Парламента», — твердо заявил 28 июля в Facebook спикер сената Маулен Ашимбаев. Ему вторил спикер мажилиса Нурлан Нигматулин: «Парламентские каникулы – это скорее условное понятие, потому что работа продолжается». Заявления второго и третьего по иерархии в стране людей стали реакцией, хоть и запоздалой и не очень оригинальной, но все же реакцией на общественный мониторинг. Похоже, спикеры стараются подстраиваться под стиль Токаева, который реагирует на резонансные дела.

Изначально «Ар.Рух.Хақ» планировал провести мониторинг деятельности 156 депутатов парламента с 1 июля, когда парламентарии вышли на так называемые парламентские каникулы. Вскоре выяснилось, что в мажилисе из 107 депутатских кресел вакантными являются четыре. Это – места партии «Нур Отан». Четыре женщины из правящей партии покинули мажилис: Гульнар Иксанова подала в отставку в еще в августе 2019 года, Гульшара Абдыкаликова в марте 2020 года назначена акимом Кызылординской области, Бакытгуль Хаменова с марта 2020 года – заместителем акима Атырауской области, а Айзада Курманова назначена замакима Павлодарской области три недели назад. В партии «Нур Отан» объяснили, что вопрос по вакантным депутатским местам не стоит, так как вряд ли кто-то согласится оставить имеющуюся работу и стать мажилисменом на оставшийся срок, ведь в марте 2021 года будет уже новый состав мажилиса.

Также фонд посчитал необходимым не мониторить работу 13 сенаторов, срок которых заканчивается в августе и они не баллотируются на новый срок. Таким образом, в мониторинг вошли 139 депутатов парламента. Отметим также, что не удалось найти контакты спикера мажилиса Нурлана Нигматулина, а также семи сенаторов – Канатбека Сафинова, Рыскали Абдикерова, Сауле Айтпаевой, Мухтар Джумагазиева, Дуйсенгазы Мусин, Ерика Султанова и вице-спикер сената Бектаса Бекназарова. Эти депутаты были промониторены через поисковики и соцсети.

Примечательно, что до 19 июля – начала мониторинга – на сайтах мажилиса и сената были размещены четыре новости, а после 19 июля новостей стало больше: восемь новостей на сайте мажилиса и шесть – на сайте мажилиса: депутаты стали посещать больницы и встречаться с волонтерами.

Так чем занимались слуги народа после 1 июля?  Прежде всего, все они единодушно и гневно отвергли версию о том, что они, якобы, вылетели отдыхать на чартере за рубеж. Большинство из них давали стандартные ответы: «нахожусь в Астане», «нахожусь в регионе», «встречаюсь с людьми». Многие болеют либо переболели коронавирусом и (или) пневмонией, некоторые не стали называть диагноз. Обращает внимание их эмоции: «Мы тоже люди и страдаем так же, как все люди».

«Акжол»

Надо отдать должное руководителю аппарата ДПК «Ак жол» Айгуль Рупатовой, она поделилась контактами почти всех депутатов их фракции в мажилисе.

Берик Дюсембинов переболел вместе с матерью. Положительный тест на КОВИД у него обнаружили еще 25 июня, то есть до завершения парламентской сессии. Когда заболела мама, ждали скорую помощь три или четыре часа. В итоге маму положили в больницу, а сам депутат болел дома. После того, как в Facebook опубликовали информацию о строительстве депутатом стадиона за 12 млн тенге в ауле Жанузак, где проживает 150 семей, комментаторов возмутило то, что для такого маленького аула построили стадион. Позже Дюсембинов прислал видеозапись, на которой видно, что построенный им стадион на самом деле является футбольным полем. Также из видеоролика следует, что депутат финансирует строительство хоккейной площадки. Мажилисмен поведал, что раздал 25 малоимущим семьям продуктовые наборы на 600 тысяч тенге. Планирует посетить Восточно-Казахстанскую область.

Дания Еспаева сразу после завершения парламентской сессии полетела в родной Актобе. В реанимации в тяжелом состоянии с пневмонией находилась ее родная сестра. Сама депутат тоже переболела. С 20 июля планировала выехать в сельские амбулатории, где не хватает лекарств.

Кенес Абсатиров заявил, что выборы мажилис не должны проводиться по партийным спискам, и нынешняя система – «дурацкая»: «Депутаты должны быть одномандатники, или хотя бы 50/50, чтобы за моей спиной ни партия, никто не руководил. Мной только мои избиратели, мой народ должен руководить». С 1 июля он сидел дома, но заказал 20 пульсоксиметров и 1000 масок для больниц Петропавловска. В партии «Ак жол» сообщали, что 22 июля депутат посетил больницу в селе Пресновка Жамбылского района СКО. Абсатиров также планирует в августе ехать в Уральск: «Там большая проблема в больницах с питьевой водой». По его словам, он читает комментарии в интернете, «но у депутатов в руках ничего нет». И еще мажилисмен прокомментировал компенсацию в 1 млн тенге родственникам умерших врачей вместо обещанных 10 млн: «Ну что за херня это? Это возмущает!»

Меруерт Казбекова находится в Кокшетау и работает с обращениями предпринимателей. Также она создала чат из 40 многодетных матерей и пенсионеров, которым помогла продуктовыми наборами. Депутат намерена сопровождать этих людей и решать их проблемы. Помогает больным лечь в больницы. «Люди думают, что если я депутат, то я всемогущая. Извините, у нас кроме ручки ничего нет. У нас ничего нет, никаких ресурсов, ни машины, это все у исполнительной власти. Люди путают», — говорит Казбекова. Мажилисвумен предлагает «пинать» акимов, «министерских», депутатов, горздрав и облздрав, потому что все ресурсы у них. После 1 июля она была в контакте с КОВИД-больным и переболела в легкой форме. Планировала посетить Павлодарскую область.

Азат Перуашев 17 июля посетил Аркалыкскую горбольницу, пациенты которой пожаловались на наличие единственного рентген-аппарата, очередь на который расписана на несколько дней вперед. Сельчане приезжают записаться на рентген и вынуждены снова приезжать через несколько дней, что в итоге сокращает шансы на благополучный исход. Депутат передал в дар  Аркалыкской больнице средства индивидуальной защиты (защитные костюмы, маски и перчатки) и документы на три дыхательных аппарата соответствующего класса. Аппараты обещали доставить из-за рубежа 27 июля.

Ирина Смирнова с началом каникул приехала в Алматы и возглавила работу волонтерского центра, привлекла к его работе учителей, директоров школ, обработала резюме 700 медиков. В Facebook и СМИ деятельность Смирновой упоминается чаще всех остальных депутатов вместе взятых.

Ерлан Барлыбаев находится дома в Алматы. 15 июля побывал в сельских округах Алматинской области, рассказал, что школьники села Байдибек учатся в соседнем селе Нура, а в садик водят в село Жетыген. А еще в Байдибеке нет поликлиники и больницы, и приходится обращаться за медпомощью в соседние села.

Сергей Звольский находится в селе Карагаш Таиншинского района СКО. По его словам, на крестьян, на фермеров вешают дополнительные затраты при покупке новой техники: «Условно от 4 до 8% надо платить утильсбор». Решили вопрос с поливной водой, а в Константиновской школе на 43 ученика панируют улучшить условия за счет государственного-частного партнерства».

Магеррам Магеррамов находится в Астане, 21 июля посетил центр социального обслуживания «Шарапат» городского акимата Нур-Султана, который в народе знают как Дом инвалидов.

Айгуль Нуркина с 4 июля в Павлодаре. Встречалась с депутатами городского, областного маслихатов. Работает в составе мониторинговой группы: «Это мониторинг лекарственных средств, гуманитарной помощи, помощи провизорным центрам». Принимала гуманитарную помощь из КНР, лекарственные средства распределили по 38 медучреждениям. Оказала материальную помощь на питание волонтеров в провизорном центре в Баянтау. В планах посетить промышленные предприятия по вопросу обеспечения работодателями безопасности работников.

Джамиля Нурманбетова попросила перезвонить через час-полтора, но не ответила ни через час-полтора, ни на следующий день, ни через день. Заданный в WhatsApp вопрос также остался не отвеченным.  

Шакир Хахазов в Алматы, болеет КОВИД-19. 28 июля похоронил отца. Сказал, что состоит на учете в ЦГБ, но в больнице данный факт не подтвердили. Депутат, по его словам, перепутал ЦГБ с «совминкой». По его словам, дистанционно проводит большую работу в Кордайском районе, однако глава Ассоциации дунганов Хусей Дауров утверждает обратное: «Это вранье! Он пустышка и это подтвердилось во время тех трагических событий. И сейчас люди его никак не воспринимают. К сожалению, у нас тысячи больных, сотни смертей. Мы наладили работу по спасению людей, профилактики болезни, обеспечении людей бесплатными лекарствами. А он, Хахазов, ничего не сделал». Также Дауров отметил, что пострадавшие во время трагических событий в Кордайском районе дунгане обращались к парламентарию за помощью в вопросах компенсаций и уголовного преследования, но не были услышаны.

Майра Айсина сообщила, что у нее КОВИД, не удобно разговаривать, а при вопросе, находится ли она в больнице или дома, связь оборвалась. В Facebook она отметила, что Президент подписал законопроект по обеспечению сел Интернетом и мобильной связью, и пообещала, что его реализация будет на постоянном контроле депутатов.

Зауреш Аманжолова ответила в WhatsApp, что болела, лежала в больнице до 2 июля. 10 июля прилетела в Алматы, домой. 14-15 июля посещала больницы, аптеки. Продолжает проходить реабилитацию. На вопрос, КОВИД ли у нее, депутат ответила, что «было давление». На присланном ей видео видно, что депутат осматривает некие медпрепараты и задает вопрос, почему их мало. Медработник отвечает, что утром их привезут. Аманжолова уточнила, что посещала в Алматы ЦКГБ. Главврач больницы подтвердила информацию о посещении медучреждения депутатом.

 

Продолжение следует




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.