Почему протестуют владельцы ввезенных из Армении автомашин и чего они требуют?
Поддержать

Почему протестуют владельцы ввезенных из Армении автомашин и чего они требуют?

На 29 августа на 10 часов утра заявлен митинг владельцев автомобилей, ввезенных в страну из Армении. Организаторы подавали уведомление в акимат Нур-Султана о проведении акции протеста на площади перед центральным парком столицы, но власти в согласовании отказали. Тем не менее, активисты намерены выйти на митинг без одобрения градоначальника, а полицейские предупредили, что не будут, как прежде, церемониться. Мы поговорили с активистами протестного движения «Мы против желтых номеров» и попытались понять причины их недовольства. В целях безопасности опрошенных их персональные данные не указаны. Мы постарались восстановить хронологию событий. Также к интервью присоединился заместитель руководителя комитета административной полиции МВД РК Серик Тусупов. Итак, мнения активистов, полицейских и факты, изложенные нашими коллегами из КазТАГ, Ratel, TengriNews, «Хабар», «Первый канал – Евразия», AtamekenBusiness.

Программа-минимум и программа максимум автоактивистов

Вопрос: На 29 августа заявлен ваш митинг. Чего вы добиваетесь?

Ответ активистов: Первое – отменить цвет желтых номеров. Мы граждане Казахстана, а не иностранцы. Второе – вопрос двойного налогообложения. Получается, что те, кто получает номера желтого цвета, платят налог и в Армении, и в Казахстане. Этот вопрос до сих пор не решен. Легализовать все автомобили, которые были ввезены в Казахстан за период с 2014 по 2020 год. Раз их разрешили ввозить, то сейчас не стоит их делить на «перекидки», правый и левый руль, в соответствии с техрегламентом. Пусть государство признает свои ошибки. Третье – отмена утильсбора, отмена сбора за первичную регистрацию, так как эти процедуры были пройдены уже в странах Таможенного союза – в Армении, России и Кыргызстане. К тому же нарушается наше право собственности – запрет отчуждения. И, в конце концов, легализовать нас, прекратить ущемление и дискриминацию по номерам.

А в плане идущей регистрации на жёлтые номера: 1) продление сроков регистрации для всех армянских машин; 2) упрощение регистрации перекидок без СБКТС или протоколов безопасности; 3) регистрация праворульных автомобилей (по закону запрещена первичная регистрация, а нынешняя регистрация не является первичной); 4) возможность собственника при наличии правоустанавливающих документов (договоров купли-продажи, расписок) зарегистрировать на своё имя, а не только на того, кто вписан в техпаспорт; 5) решение вопроса двойного налогообложения; 6) возможность отчуждать автомобили.

Вопрос наказания за нарушения ПДД решен, но от идеи регистрации не отказались

Хронология

4 июня 2019 года депутат мажилиса Павел Казанцев сообщил порталу TengriNews, что  казахстанцев обяжут регистрировать авто с иностранными номерами. Эта мера «поможет правоохранительным органам наказывать нарушителей».

«Автомобилей из стран ЕАЭС у нас очень много. Наши граждане приобретают их, не переоформляют, здесь ездят с иностранными номерами. Это дает им возможность безнаказанно нарушать ПДД, и уже даже есть информация, что преступные элементы начинают пользоваться этим каналом. Там целый комплекс проблем, которые нужно решать», — сказал депутат.

3 июля 2019 года министр МВД РК Ерлан Тургумбаев сообщил, что много жалоб на машины, которые зарегистрированы на территории Армении, Кыргызстана и России, «которые нарушают правила дорожного движения».

По его словам, в отношении автовладельцев с номерами из соседних стран никаких мер принять невозможно, поскольку транспорт на территории Казахстана не зарегистрирован.

«Они занимаются предпринимательской деятельностью – перевозят пассажиров. Мы предлагаем ввести ограничение и обязательную временную регистрацию таких автомобилей, ввозимых в нашу республику для эксплуатации более чем на 10 суток. Если он транзитный, он может в течение 10 суток пересечь территорию страны. После 10 суток транспорт подлежит временной регистрации. А также ввести запрет на использование гражданами Республики Казахстан таких транспортных средств при оказании услуг при перевозке пассажиров, багажа и грузов», — анонсировал Тургумбаев.

Вопрос: Изначально власти аргументировали необходимость регистрации тем, что невозможно наказывать нарушителей ПДД из стран ЕАЭС. Как я понял, позже данный вопрос был решен? Зачем в таком случае нужна регистрация авто? И действительно ли армянские автомобилисты так часто нарушали ПДД?

Ответ активистов: Данный вопрос решился в октябре-ноябре прошлого года, когда МВД интегрировали базу страховых. Штрафы с камер начали приходить. С ростом количества машин безусловно растет и количество нарушений ПДД. Но общую статистику по всем авто в РК нам не давали. Приводили цифры только по армянским авто. Интересно посмотреть общую статистику нарушений, и каков их процент среди армянских авто. (…) По нарушениям ПДД МВД вечно приводило статистику только по армянским авто, типа армяне нарушили столько тысяч раз, столько-то  было ДТП и смертельных исходов. Но никогда не озвучивали количество ДТП и смертельных исходов авто с казахстанскими номерами. Просто игрались с общественным мнением. (…) Нынешняя регистрация нужна для выкачивания денег из народа. Они считают, что это «их» деньги утекли за рубеж. Для них это как красная тряпка для быка. Мол, их доходы упали. Дескать, как мы посмели не брать продукцию местного автопрома по их космическим ценам. Невозможность наказания, беспокойство о нашей безопасности — все это фальшь и ложь. В «Бипэке» до сих пор УАЗ-«буханка» продается, в которой ни ремней, ни эйрбагов, вообще ничего нет. И это авто наше правительство считает безопасным и легальным, а мы на армянских авто – злостные нарушители и преступники.

Большинство стали пригонять авто из Армении после обещания Туякбаева

Хронология.

4 июля 2019 года председатель комитета административной полиции МВД РК Марат Туякбаев заявил, что для постановки авто на временный учет не нужно будет стоять в очереди в СпецЦОНе: «Будет предусмотрена онлайн-регистрация».

«Даже если вы приобрели машину, вы должны осуществить соответствующие регистрационные действия. То есть, если собственником является гражданин Армении, соответственно, вы должны привести в соответствие свои регистрационные документы. Насколько я знаю, оформление происходит в Армении, когда вы пересекаете границу с Казахстаном, владельцем являетесь уже вы по техническому паспорту. Соответственно, здесь вы уже должны встать на учет, я повторюсь, не обращаясь в СпецЦОН, то есть автомашина с иностранными государственными номерными знаками того государства. Но единственное – мы должны знать марку, модель автомашины, все ее характеристики, и, соответственно, лицо, которое управляет им на территории Казахстана. Все, нам этого достаточно, мы больше никаких целей не преследуем. То есть, как Вы говорили, растаможка, налоги — таких вопросов не возникает. Мы не собираемся их поднимать. Чисто учет», — пообещал Туякбаев.

Вопрос: Многие казахстанцы, по их словам, решились купить армянские авто, поверив словам Туякбаева, что вопросов растаможки, налогов не возникнет, что будет только учет. Обращались ли вы в правительство РК либо к самому Туякбаеву, почему действия властей противоречат обещаниям Туякбаева?

Ответ активистов: Большую часть машин из Армении пригнали после обещаний Туякбаева. К самому Туякбаеву не обращались, но представители МВД говорят о том, что Туякбаев имел в виду проект закона, который не был принят. (…) Правительство никогда в жизни не признается в своих ошибках. Вы еще слышали бы разговоры правительства с инициативными группами. Там такой тон был, типа молчите в тряпку.

Комментарий Серика Тусупова: Туякбаев действительно говорил только про проект закона, который предлагало МВД. Но он не прошёл. Если Вы запрашивали правовую оценку его словам в прокуратуре, они могут это подтвердить.

Жумангарин в ЕАЭС говорил одно, а на деле вышло по-другому; «Армения через дырки в своём  нацзаконодательстве устроило распродажу автомобилей»

Хронология.

4 сентября 2019 года пресс-служба комитета государственных доходов министерства финансов РК сообщила, что граждане РК могут ввозить на территорию Казахстана автомобили, растаможенные в Кыргызстане до 1 января 2014 года, и автомобили, растаможенные в Армении до 10 октября 2014 года.

«Автомобили, растаможенные в Кыргызстане в период с 1 января 2014 года до 1 января 2020 года, в Армении – в период с 10 октября 2014 года до 1 января 2020 года, признаются иностранными товарами и находятся под таможенным контролем. Указанные автомобили могут временно ввозиться на территорию Казахстана только лицами, постоянно проживающими в Кыргызстане и Армении. Лица, которые не проживают постоянно в Кыргызстане и Армении, могут ввозить указанные автомобили на территорию Казахстана в следующих случаях:

1) после уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», и уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов;

2) для авто из Армении — после 1 января 2023 года,

3) для авто из Кыргызстана — после 1 января 2025 года», — говорилось в сообщении КГД МФ РК.

19 сентября 2019 года член коллегии ЕЭК Серик Жумангарин, комментируя ситуацию с армянскими авто, заявил, «никаких запретов установлено не будет.

«Есть четыре принципа нашего Союза: свобода товаров, услуг, капиталов и рабочей силы – все это должно свободно передвигаться через границу. Поэтому никаких запретов не будет», — заверил Жумангарин.

Вопрос: В сентябре комитет госдоходов МФ РК сообщал условия ввоза авто из Армении: уплату налогов и таможенных пошлин либо ввоз после 1 января 2023 года. В свою очередь, член коллегии Евразийской комиссии Жумангарин заявил, что никаких запретов не будет. Знали ли автомобилисты об условиях КГД? Обращались ли за помощью в Евразийскую комиссию?

Ответ активистов: Нет, не знали об условиях КГД. Планировали обратиться к ЕЭК, но насколько мне известно, письма отправлены не были.

Про гостеприимную Армению

Комментарий Серика Тусупова: Согласно договору о присоединении Армении к ЕАЭС автомобили, ввезённые по льготному режиму, могут эксплуатироваться в других странах лицами, постоянно проживающими в Армении. Другие лица при вывозе автомобиля из Армении по прибытию в свою страну должны уплатить разницу таможенных пошлин. (…) В ответе комитета госдоходов Армении вкратце сказано, что иностранцы могли пользоваться льготной растаможкой на автомобили, привезённые в Армению, поэтому россияне и казахстанцы ничего не нарушали. Действительно, купить автомобиль может любой гражданин. Но, согласно Договору о присоединении Армении к ЕАЭС, этот автомобиль в другие страны может вывести только лицо, постоянно проживающее там. Другим лицам нужно дотаможить его. Кроме того, есть закон о дорожном движении, согласно которому такой автомобиль подлежит регистрации в Казахстане. Проще говоря, на мой взгляд, Армения через дырки в своём  законодательстве устроила распродажу автомобилей. По этой ситуации есть комментарий Евразийской экономической комиссии, который говорит, что автомобили из Армении считаются иностранным товаром. Это как затопить соседей снизу и потом через дверь говорить: «а у нас все сухо».

Токаев обратил внимание на национальные интересы в рамках ЕАЭС после протеста автомобилистов

Вопрос: В январе Токаев обратил внимание, что правительство должно более тщательно прорабатывать все свои инициативы на предмет социальных и экономических рисков и обратил внимание, что «нередко решения госорганов вызывают критику граждан, а в отдельных случаях приводят к социальному напряжению». В то же время он заявил, что 1 марта 2021 года автовладельцы должны уплатить таможенные пошлины и утилизационный сбор с постановкой автомобиля на постоянный учет, либо вывезти его из РК. Готовы ли вы до 1 марта уплатить утильсбор и таможенные платежи?

Нет, возможности оплатить утильсбор у людей нет.

«Утильсбор и растаможку оплатят только серия «В» 18 регион»

Хронология.

27 января первый заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев сообщил, что «желтые» номера для ввезенных из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) авто в Казахстане будут действовать в течение года.

«Вот примерный образец этого желтого номера, который могут получить все владельцы автомобилей с армянскими и кыргызскими номерами, и который будет действовать с 1 марта 2020 года по 1 марта 2021 года», — сказал Кожаев на пресс-конференции.

По его словам, они будут выдаваться специализированными ЦОНами с указанием на номере 18-го региона, а регистрационные данные пропишут во временных техпаспортах с таким же сроком действия – до 1 марта 2021 года.

31 января правительство приняло постановление № 25 «О некоторых вопросах ввоза в Республику Казахстан и эксплуатации гражданами Республики Казахстан отдельных транспортных средств, зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза».

«Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 28 «Об утверждении Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)» следующие дополнения: в Правилах реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных указанным постановлением: пункт 20 дополнить абзацем вторым следующего содержания: «В отношении автотранспортных средств, ввезенных гражданами Республики Казахстан из государств-членов Евразийского экономического союза в Республику Казахстан до 1 февраля 2020 года, плата вносится до 1 марта 2021 года.»», — говорилось в данном НПА.

Вопрос: Разъяснили ли вам чиновники, о какой плате до 1 марта 2021 года идет речь в постановлении правительства №25?

Ответ: На пресс-конференции в январе вроде говорили, что до 1 марта надо будет уплатить утильсбор, сбор за первичную регистрацию и таможенные пошлины.

Комментарий Тусупова: Это постановление касается утильсбора и растаможки для небольшого количества автомашин, которые получили желтые номера серии «В» 18 регион.

Хронология.

31 января на митинге активист Даукен Санатов сообщил, что владельцы авто с иностранными номерами могут создать общественное объединение, «если не будут услышанными».

«Я слышал, какие-то общественные объединения уже были созданы. Может быть, к ним примкнем, чтобы было республиканское общественное объединение, либо сами создадим. Надо еще посмотреть, у кого какие требования, какие решения предлагают. Если нас устроит, мы к ним примкнем», — добавил активист.

Вопрос: Было ли создано автомобилистами общественное объединение либо примкнули ли они к существующему объединению?

Ответ: Нет, до какого-то юридического оформления движения не дошло.

Продолжение следует.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.