Лукашенко приготовил ловушку для Казахстана
Поддержать

Лукашенко приготовил ловушку для Казахстана

События в Беларуси – тревожный звонок для Казахстана. Они делают все более вероятным аналогичный сценарий в нашей стране на фоне все более агрессивных действий Кремля под флагом защиты интересов русскоязычных граждан. Тем более, что в реальности никакого ущемления прав русскоязычных нет и не было. Более того, теперь становится все более ясно, что путь Казахстана в Европу сегодня лежит уже не через Россию, о чем мы всегда говорили, но, что более очевидно, через Турцию. О том, как события в Минске отзовутся в Казахстане, — exclusive.kz в беседе с экспертом Валиханом Тулешовым.

Материалы по теме

— Лукашенко начал переговоры с Россией о Союзном государстве и привлечении сил ОДКБ. Как вы оцениваете вероятность такого сценария?

— В нарушение всех соглашений об ОДКБ, Лукашенко собирается руками союзников подавить свой народ. Он апеллирует к тому, что враги — Запад, а значит и НАТО, которые хотят дестабилизировать ситуацию и поэтому надо вводить войска ОДКБ. Я считаю это большой ловушкой для Казахстана, в котором процесс передачи власти ни шатко — ни валко, но все-же начался. И нам ни в коем случае нельзя вводить свои войска в Беларусь. Это будет большой провокацией будущей вражды наших народов. Это в полной мере касается и России — вместо союзного государства в будущем они получат очень большие проблемы.
С другой стороны, Россия уже ввела свои войска, а значит процесс размежевания Лукашенко и его российских хозяев с белорусским народом еще более усилится. Таким образом, мы станем свидетелями внутреннего развала «союзного государства», когда белорусы в основной своей массе будут против такой «добровольной» союзной помощи и окончательно поймут, что их путь должен лежать не на Восток, а на Запад.

— Значит ли это, что настало время пересмотра некоторых наших позиций в отношении ОДКБ?

— Безусловно. Время это настало еще раньше, когда ОДКБ «безучастно» наблюдал за тем как один член ОДКБ сначала «разбирается» с Молдовой, Грузией, Украиной, а теперь действует на стороне другого члена ОДКБ — Армении в эскалаций военных действий на азербайджанско-армянской границе и в зоне Карабахского конфликта. Список неуставных отношений, провоцирующих Казахстан на реакцию, очень большой. Меня в этом отношении, мягко говоря, удивляет позиция нашего руководства, которое ни разу не соизволило поставить вопрос о неуставных отношениях в ОДКБ в повестку дня его саммитов. По всей видимости мы пользуемся весьма расширительным толкованием термина «членство» в данной организации.

— События в Беларуси – тревожный звонок для Казахстана. Как вы оцениваете вероятность аналогичного сценария у нас на фоне все более агрессивных действий Кремля под флагом защиты интересов русскоязычных граждан?

— Вообще, постоянно муссируемая тема защиты интересов русскоязычных, как и тема «собирания земель», «возвращения подарков русского народа» и т.д. и т.п. — это продолжение имперской политики запугивания, а в случае, если не испугаются и перестанут «дружить как надо», обеспечивая наполнение российского бюджета за счет торгового дисбаланса (своеобразной ренты), то может случиться как с Молдавией, Грузией, Украиной или Азербайджаном. Эдакое «принуждение к дружбе» с перспективой превращения всех бывших советских республик в «союзные государства» или федеральные округа. И оно, поверьте, не имеет никакого отношения к действительным интересам русскоязычного населения. Об этом говорит весь последний опыт. Ни в Украине, ни в Казахстане никакого ущемления прав русскоговорящих нет и не было. Были и есть намерения сделать государственные языки соответствующими этому статусу совершенно точно также, как и в самой России, где даже сейчас никто не сомневается в статусе русского языка, который порой развивается в национальных субъектах за счет их собственного национального языка.

— Но разве это не очевидно?

— По-видимому для российской политической элиты, которая никак не хочет расстаться со своими имперскими привычками, это не очевидно. Что лишний раз доказывает ее метафизическую слабость.
— Вы упомянули Азербайджан, что здесь показательного для нас?

— Еще раз повторю, если бездействовать, когда некто скручивает руки твоему брату, а ты ничего не делаешь, боишься, то ты заведомо становишься уязвимым, рабом этого хама. Примерно так обстоит дело с нашей позицией по Азербайджану. Казахстан должен был заявить, что ни один член ОДКБ не должен поставлять безвозмездно оружие Армении, так как это делает Россия. В противном случае, все остальные участники ОДКБ становятся по сути соучастниками агрессии Армении против Азербайджана, против его суверенитета и территориальной целостности, которая, между прочим, неоднократно была подтверждена резолюциями ООН, Совета Безопасности.

Данный пункт должен был стать поистине отправной точкой, альфой и омегой ОДКБ, подтверждая его оборонительный характер. Но, как видим, этого не произошло и не происходит до сих пор.

Теперь, когда уже все мировое сообщество удостоверилось в лицемерной политике Кремля в отношении Азербайджана, с которым у Казахстана не просто партнерские, стратегические, а братские отношения, а Турция на деле подтвердила и доказала братские чувства, направив войска в Азербайджан и гарантировав военную помощь в самых экстренных ситуациях, настало время поставить вопрос ребром. Либо ОДКБ в лице России будет продолжать подло и исподтишка помогать Армении аннексировать территорию Азербайджана, становясь пособником межгосударственного терроризма, в чем я уверен Казахстан участвовать не будет, либо Казахстан приостановит свое участие в ОДКБ.
Я уверен, столкнувшись с Турцией лицом к лицу в Сирии и Ливии, Россия конечно не оставила желания поквитаться, однако существенно снизила свой имперский пыл. Ибо она одна не сможет воевать с Турцией и Азербайджаном за Армению даже при том, что НАТО не поддержит Турцию.

И для нас это очень важно. Наступает такой час «Х», когда военная сила России на Кавказе уравновесилась военной силой Турции, геополитическое влияние России нивелировалось, а Казахстан в этих условиях просто обязан подтвердить свое братское отношение к Азербайджану и Турции, поставив вопрос о невмешательстве (даже косвенном!) ОДКБ в карабахский конфликт на чьей-либо стороне.

Но, вопрос с Турцией для нас имеет еще и другое, более стратегическое значение.
Для нашей страны, как страны родственной культуры и общей цивилизации, как и для всех стран тюркского мира, Турция перспективно представляет собой особый, гораздо более перспективный интеграционный проект, чем проект ЕАЭС. Россия, под предлогом его развития, собирается подмять под себя его членов уже и политически, и торгово-экономически, объявив, судя по торговому балансу и другим показателям, тарифную интервенцию на всем бывшем советском пространстве. Путь Казахстана в Европу сегодня лежит уже однозначно не через Россию, о чем мы всегда говорили, но, что более очевидно, через Турцию. И не только с точки зрения необходимости синхронизации языкового и культурного поля, что является предметом деятельности Тюркского Совета и других организаций, но и в плане проекта тюркской интеграции более высокого политического уровня, типа Евросоюза, первоначально в формате Центрально-Азиатского Союза и, далее или одновременно, с присоединением Азербайджана и Турции.
В этой связи, также следует заметить, что любой проект интеграции представляет собой некий, иногда спонтанно начинающийся проект синхронизации экономических, социальных и политических процессов для стран, которые хотят интеграции.
Сегодня, когда мир стремительно переходит к гиперскоростям, нано-технологиям и к новой информационной общественно-политической формации, структурно возрастающим по экспоненте, очень важно делать все не просто своевременно, а заранее.  Поэтому, вдохновляющим примером цивилизационного возрождения и технологического прорыва «здесь и сейчас» или «синхронического движения» к свободе через реформацию общественного сознания и его информатизацию и далее к технологическому производству, является Турция.
При всех минусах и издержках президентского правления Эрдогана, Турция сегодня представляет собой образец «живой» страны, наполненной внутренними противоречиями и трудностями, страны высококонкурентной экономической, социальной и политической среды. В стране во всех сферах действуют самостоятельные акторы, субъекты и очень важно, что они находят консенсусы по важнейшим вопросам как внутренней жизни, так и мировой политики. А это реальный показатель демократичности и цивилизованности  народа и государства при всех перипетиях и сложностях их истории и судьбы.
При Эрдогане, за время его правления, которое, кстати, всегда было легитимным (ни одни турецкие выборы не были признаны международными организациями несправедливыми или несвободными), было открыто более 80 университетов, создана высококонкурентная экономико-социальная среда, новейшая военно-техническая промышленность, построены новейшие аэропорты и туннель между Европой и Азией, страна по экономической мощи достигла 16 места в мире и т.д. Сегодня Турция это страна с преобладающим перерабатывающим сектором экономики, а также экономики услуг и экономики высокого передела, член НАТО и кандидат на членство в ЕС с 1999 года.

Последнее немаловажно, поскольку за прошедшее время Турция в значительной степени «европеизировала», «синхронизировала» свое законодательство с законодательством ЕС и достигла благодаря этому весьма высоких стандартов жизни своих граждан.

Сегодня и нам представился удобный случай начать социально-экономическую и политическую синхронизацию тюркского мира, многое уже сделано, еще больше предстоит сделать. В частности, синхронизацию языкового поля, потому что без объединения усилий тюркских народов, та же проблема перевода тюркских языков на латинскую графику будет подниматься вновь и вновь. Точно также может быть решена проблема двойного гражданства для наших граждан,  как и проблема свободного проживания и многие другие.
— Как вы оцениваете вероятность усиления региональной интеграции постсоветских стран по принципу «дружбы против России»?

— В том, что пока принцип коллективной безопасности работает только на руку России «виноваты» не сами страны, а их лидеры, выросшие в культуре русско-советского модернизма. Метрополия этой культуры возникла вследствие большевистского подавления всех остальных национальных культур и культурных элит. Но время полного краха этой модели, начавшееся с развала СССР, еще пока не пришло. Действительное размежевание и окончательное расхождение постсоветского пространства по своим цивилизационный путям, когда все новые независимые государства на деле станут независимыми и перестанут бояться и оглядываться на Москву, на самом деле наступит с крахом этой модели в самой России.

Конечно, это не говорит о том, что мы должны «сесть на берегу реки и ждать пока по ней не проплывет труп твоего врага» или каким-то образом сговорившись все вместе действовать согласованно против России. Этого в случае со странами развивающегося мира не происходит. «Дружбы против России» не будет. Каждая страна по-своему будет проходить и проходит свой путь культурной деколонизации, однако не все страны достигнут развитого демократического состояния, при котором только и возможно полная политическая субъектность. И это является главной причиной того, что «дружбы против России» не будет.

Другое дело, когда эти новые независимые государства, более предметно отстаивая свои национальные интересы, будут стараться нивелировать негативное влияние России на их собственные двух-, трех-сторонние отношения, особенно в социально-политической сфере. Когда они начнут строить свои социально-политические союзы без России, полностью ориентируясь на собственные национальные интересы, но при этом без ущерба сложившимся отношениям с Россией.

Ведь Россия сама не однородна в национально-федеративном измерении, слабость ее способа внутреннего управления, ориентированного на колонии (в которые сегодня неизбежно превращаются ее регионы) и их эксплуатацию со временем исчерпает ресурс терпения национальных субъектов. И вот тогда национально освободительные центробежные тенденции существенно усилятся. Это, кстати, можно уже наблюдать и сегодня на различных примерах (явно — Хабаровск, Куштау, неявно — повсеместно).
— Каковы сегодня международные позиции России, учитывая нарастание внутренних противоречий?
—  России Путина никто не верит. Навального власти Евросоюза еле-еле спасли, транспортировав в Германию. Только одиозные политические режимы и «союзники», которые просто хотят избежать военно-политического столкновения еще формально поддерживают Россию. Во всем развитом мире и в большинстве развивающихся стран практически сложился консенсус относительно дальнейшего ослабления России на международной арене. США уже перестали «сдерживать» Россию и заняли позицию жесткого наказания санкциями. Точно также и Евросоюз.

Китаю же, получившему от России все,  что он хочет (нефть, газ, лес и т.д.), уже не интересно. Потому что Китай давно превзошел Россию в технологическом плане, ему остается ждать, чтобы потом проглотить и переварить, все что ему достанется после краха русского великодержавного проекта. И это будет не обязательно территория, это будут сначала человеческие ресурсы, а потом, со временем, возможно, и территория. Все будет выглядеть как добровольное присоединение, если новые российские элиты, наконец, не озаботятся интересами собственных российских граждан.
— Как вы думаете, удастся ли Казахстану сохранить баланс интересов в ситуации, сложившейся в Беларуси, в отношениях с Россией и западными партнерами? До сих пор, насколько мне известно, Казахстан пока не обозначил никакой официальной реакции.
—  Решение лежит на поверхности. Необходимо только побороть колониализм и рабскую психологию внутри. Повторюсь. Никаких казахских войск в Беларуси, никаких гарантий Лукашенко, никаких обещаний Путину. Судьба Беларуси должна быть в руках самих белорусов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.