Кто «подоил» несуществующих коров из Татарстана?
Поддержать

Кто «подоил» несуществующих коров из Татарстана?

Эта история похожа на вымысел или какое-то чудовищное недоразумение. Но факт остается фактом: 16 казахстанских фермеров оказались на грани разорения из-за того, что их дважды «кинули» – сначала российские поставщики, а потом – «родной» Минсельхоз. Плюс ко всему «кинутых» фермеров оштрафовал отечественный Нацбанк. Вот так очень своеобразно исполняется послание президента.

Заманчивое предложение

Не раз говорилось, что лучшая помощь фермерам от государства – это не мешать и дать везде «зеленый свет». Однако, похоже, властям – акиматам и профильным ведомствам – они нужны только для того, чтобы рапортовать об увеличении надоев, экспорта мяса в Китай и объемах закромов родины. Между тем, на помощь селу выделяются миллиарды тенге из бюджетных средств, о чем тоже не забывают рапортовать министры и акимы, но на деле КПД от них, мягко говоря, далек от ожидаемого. Более того, все это как-то не согласуется с заявлениями нынешнего (да и предыдущего тоже) президента, сделанными в рамках послания и во время режима чрезвычайного положения.

История эта началась ровно два года назад. Тогда многие фермеры решились на участие в очередной государственной программе «поддержки села», в которой, среди прочего, предусматривалось субсидирование закупа элитных пород крупного рогатого скота. Не будем вдаваться в подробности программы «Сабыга», которая финансируется через НУХ «КазАгро», но скажем, что она, в принципе, была привлекательна, а для обычного человека, далекого от тонкостей животноводства, и вовсе великолепна. Конечно, есть и другие тонкости, в том числе и касающиеся взаимоотношений животноводов и чиновников, но и эти подробности пока отпустим. В общем, поступило немало заявок на участие в программе и многие уже стали получать племенных коров и бычков из разных месте. В проигрыше оказались те, кто связался с российским ТОО «Торговый дом «КамАгро» (Татарстан) – мы знаем только о 16 из них, которые стали обивать пороги отечественных кабинетов, мотаться в Казань и искать справедливости в других местах.

Как нам пояснил один из потерпевших фермеров, Сунгат Сарсенбаев (КХ «Умирбеков», Улытауского района), им на выбор дали пять поставщиков, из которых выбор пал на «КамАгро» ­– у других либо цены были завышены, либо они не отвечали на запросы, тем более, «татары» обязались довести приобретенный скот до пункта назначения. Кстати, до этого наши фермеры пытались сами найти поставщиков из той же России, но каждый раз натыкались на отказы наших перебдевших властей – мол, территория неблагополучная, карантин (еще «доковидный», касающийся животноводства) и так далее. Тогда МСХ и предложило список потенциальных поставщиков. Сарсенбаев уточнил, что кое-кто из коллег уже заключил с «КамАгро» договор и уже принял скотину в хозяйство. Правда, потом уже коровы стали одна за другой помирать (впрочем, это одна из странных особенностей закупа КРС и МРС за рубежом), а еще позже выяснилось, что документы на них поддельные. Якобы они чешские, племенные, а на самом деле – неизвестно, откуда появившиеся и «каких кровей».

В общем, наши слетали в Татарстан, посмотрели и пощупали коров (выбор пал на породу Герефорд), подписали договора и довольные вернулись домой. В Казахстане были выполнены формальности по заключению соглашений с «КазАгро» и деньги ушли в ТОО «Торговый дом «КамАгро». И все. Ни скотина не пришла, ни денег не вернули. А ведь под получение кредита по программе «Сабыга» было заложено имущество третьих лиц – родных и знакомых животноводов, так как их фермы и жилье либо не покрывали необходимого минимума, либо уже были давно заложены под другие нужды (лишний пример того, что сельское хозяйство без субсидий вымрет).

Когда свои добивают

Обращения в «КамАгро» и сотрясания заключенными договорами не давали никаких результатов – россияне только разводили руками, заявляя, что их самих «кинули» чехи. При этом, они, судя по всему, даже не собирались возвращать уплаченные деньги и не предпринимают никаких действий для того, чтобы уладить ситуацию. Между тем, наши фермеры выяснили, что в Чехии этих коров нет и, скорее всего, никогда не было. Как говорилось выше, документы на них (племенные свидетельства, по которым фермеры получили разрешение на закуп скоты и, соответственно, были одобрены кредиты) оказались липовыми. Так что, все говорит о том, что именно казанцы (или кто за ними стоит) оказались «кидальщиками».

Казалось бы, Минсельхоз Казахстана должен был вступиться за своих сельхозпроизводителей и еще более – за деньги государства, но никаких конкретных действий произведено не было. Да, на протяжении двух лет неоднократно проводились совещания на уровне вице-министров и с участием представителей не только «КазАгро» и самих крестьянских хозяйств, но и посольств России и Польши, но никаких особых результатов от этого не было и нет. Если какие-то решения при этом и принимались, все они оставались лишь на бумаге. На сайте НУХ «КазАгро» даже появлялась информация о «кинутых» 16 фермерах, в которой говорилось, что НУХ и МСХ стараются помочь, но, как нам пояснил Сунгат Сарсенбаев, никаких документальных подтверждений «помощи» нет, а смена министра или курирующих чиновников запустит прохождение всех проблем по новому кругу.

Но на этом проблемы не закончились. «Сюрприз» пришел от отечественного Национального банка РК. Из-за всего вышеописанного, были нарушены так называемые сроки репатриации (по закону о валютном регулировании). В результате этого территориальными подразделениями Нацбанка были инициированы административные дела по статье 251 КоАП, а это значит, что теперь крестьянским хозяйствам грозит солидный штраф – 2000 МРП или 20 процентов от общей суммы. Если говорить в денежном выражении, то минимальная сумма штрафа выходит в 4 000 000 (четыре миллиона тенге). За что? За то, что фермеры доверились правительству, а оно, вслед за россиянами, фактически их «кинуло»? Вопросов здесь много. Часть из них адресована в Минсельхоз и лично министру (к нему фермеры тоже обращались), другая – в правоохранительные органы Казахстана и России.

Общая сумма ущерба шестнадцати крестьянских хозяйств достигла поистине астрономической суммы в 841,5 миллиона тенге, не считая личных средств, потраченных на командировки в Казань и Астану, а также потраченных нервов и упущенной прибыли – ведь вместо того, чтобы заниматься поиском несуществующих коров, выбиванием денег и обиванием столичных порогов, можно было заниматься своим делом. Кроме всего прочего, животноводам (в частности, самому Сарсенбаеву) пришлось продать имеющуюся скотину по бросовым ценам, чтобы освободить место для «гостей» из Татарстана, а это серьезный удар по всему делу. То есть, они лишились не только «журавля в небе», но и «синицы в руках». Впрочем, о возмещении этих затрат фермеры даже не заикаются, хотя в цивилизованной стране это легко можно было вернуть через суд. Но у нас, судя по всему, страна не цивилизованная. И даже аграрной при таких фактах ее назвать трудно.

Комментарий эксперта

Об этой истории поведал в соцсетях аграрный консультант Кирилл Палов, уже давно занимающийся отстаиванием прав казахстанских фермеров и на своем личном опыте знающий многие «минусы» МСХ и всего аграрного сектора страны. В своем посте он в довольно жесткой форме обратился к чиновникам высшего ранга. Exclusive.kz спросил у него, как должны были поступить власти в данном случае.

– Здесь налицо, так сказать, работа Минсельхоза. Именно он рекомендовал пять поставщиков, из которых один был наиболее привлекателен из всех других. Мы не можем сейчас говорить, умышленно или по незнанию были сделаны эти рекомендации, но наше министерство должно было действовать, это для них шанс. Сложившаяся ситуация – это хорошая возможность для министра проявить себя, как настоящий руководитель, болеющий за свое дело и за дела фермеров. Он мог бы как-то посодействовать в отмене взятых ими кредитов, снятии залогов с имущества и так далее. Наконец, он мог бы пока просто переговорить с Нацбанком и его руководством, чтобы не налагали штрафы на тех, кто и без того несет убытки. Ведь любое законодательство можно изменить, найти оговорки с учетом форс-мажорных обстоятельств. Сейчас не могу точно сказать, каким образом это можно сделать, но существуют частные случаи, которые можно рассматривать индивидуально, с учетом всех обстоятельств, и сделать правильно и по справедливости. Тем более, речь идет о наших гражданах, которые, по сути, выполняли государственную программу. Мы-то знаем, что наше сильнодействующее законодательство при определенных обстоятельствах нарушается довольно часто.

Поэтому, я думаю, что здесь просто нужно пойти навстречу фермерам, если мы не хотим цепной реакции во всей отрасли. Ведь сейчас люди и так уходят из мясного животноводства. Мало того, что цены на мясо не растут так, как хотелось бы фермерам, так еще и карантин со снижением спроса, запрет на экспорт скота и прочие ограничения – поэтому желания у них все меньше и меньше. Это я наблюдаю постоянно. При этом, проблемой 16 фермеров и в целом аграрного сектора должно заняться государство. Ведь банки оно у нас спасает, больницы строит, а если не будет фермеров, то кто нас завтра будет кормить?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.