«Слуга народа» – как сказку сделать былью
Поддержать

«Слуга народа» – как сказку сделать былью

Украинцы, как и казахи – очень свободные люди.  Всем нравится, когда государство слабое. Теоретически все хотят, чтобы государство навело порядок, но, как только ты начинаешь к этому приближаться: ставить камеры, вводить штрафы, то людям это перестает нравится. Базовая ценность – свобода на грани анархии. «Правила не в наших ДНК», — считают глава украинской правящей партии «Слуга народа» Александр Корниенко и глава этой же партийной фракции Давид Арахамия. Одной из главных причин падения рейтингов «Слуг народа» стал законопроект, разрешивший частную собственность на земли сельхозназначения.

Материалы по теме

Пожалуй, еще ни один сериал в истории, помимо «Слуга народа» не привел к тому, что герой этой антиутопии в реальности стал тем, кого играл – президентом. Это тот уникальный случай, когда стопроцентная узнаваемость позволила «комедианту, актеришке», человеку в буквальном смысле «с улицы» возглавить европейскую страну с 40-миллионнным населением.  Еще не опомнившись от успеха, Зеленский пошел дальше, создав одноименную партию «Слуга народа», которая всего около года назад была на первом месте по популярности, набрав более 50%. Для сравнения, популярность других партий «Оппозиционная платформа — За жизнь», «Европейская солидарность»,  «Батькивщина» — не превышала 10%.

А ведь еще два года назад «Слуги народа» имели всего 4%. После переименования и оглушительной победы Зеленского на президентских выборах в 2019 году этот рейтинг рос, как на дрожжах. Однако сегодня, год спустя, рейтинг «Слуг народа» изрядно потускнел и колеблется в районе 25 процентов. Некоторые наблюдатели считают, что это ее объективный потолок, выше которого они уже не пробьются.  

Тем не менее, у партии все еще есть 43% голосов (124 места) и ещё 130 мест в одномандатных округах, итого 254 места из 450 мест в Верховной Раде. А это серьезный ресурс. К слову, Владимир Зеленский – не является главой партии и даже проигнорировал ее последний съезд.

За свою короткую, но яркую жизнь «Слуги народа» успели пережить взлеты и падения, но беспрецедентность ее появления и развития точно войдет в учебники политтехнологов и специалистов по социальной психологии. Причина проста – это попытка создать партию «сброда». Она задумана как платформа для людей самыми разными взглядами. Поэтому совсем недавно, после того, как «Слуг народа» подозревали то в либертарианстве, то в социализме, то во всем одновременно, ей придумали примирительную идеологию – украинская центристская партия. Такая концепция довольно интересна для Казахстана, чье население имеет довольно смутное представление о партийном строительстве, не знает, чего хочет, но точно знает, чего бы ему не хотелось.

«Украина – это ты»

— «Слуга народа» – это уникальный проект, — согласился в интервью exclusive.kz ее глава. — У нас впервые в истории народ проголосовал за народ. Среди наших сторонников есть очень богатые люди, а есть очень бедные, молодые и старые, из восточной Украины, которая за союз с Россией, и есть те, кто категорически против этого. Наша идея – единая Украина. Конечно, мы могли взять 200 послушных людей, одинаково думающих, но идея Зеленского была в том, чтобы народ мог попасть во власть также, как он сам. То есть он не был политиком, а попал во власть с улицы. Поэтому мы набрали людей, которые никогда не были во власти или парламенте, обновив его на 75%. Плюс в том, что народ поверил в эту историю. Но в этом есть и минусы, связанные с компетенциями, с опытом, с восприятием. Мы не носим пиджаки, нас в Верховном совете даже сотрудники аппарата не всегда понимают. Но все же этот год был важным этапом —   элиты всколыхнулись. Да, к сожалению, сейчас изменилась социология, больше разочарования, но год назад было много надежд. Но если ты делаешь радикальные изменения, то не будет только позитив. К тому же украинцы консервативны. Но главное —  по-настоящему большие реформы не видно на следующий день. У них есть временной лаг на имплементацию. Кабинет министров должен все подзаконные акты принять. Потом это должно как-то начать работать, интересы групп должны синхронизироваться. Для того, чтобы оценить результат, у нас есть еще четыре года».

— Сначала мы шли с более либеральными реформами, — говорит Корниенко, — но потом увидели на примере нашей партии, что они идут сложно. Общество не готово. Но и уходить в полный социализм мы тоже не хотели. Есть политические силы, которые и так этим занимаются. Что такое украинский центризм? Это современная идеология, ее исповедует, например, Макрон. Радикальный центризм заключается в том, что в зависимости от ситуации выбирается инструмент, соответствующий этой задаче. Если мы хотим инвестиции привлекать, нам нужно открывать рынки, но вместе с этим мы сейчас активно продвигаем закон о локализации некоторых производств. Это действие вроде как консервативное, но нашей промышленности это нужно. Понятно, что против сильно выступают иностранные партнеры, но мы им объясняем, что тогда наши тепловозы должны закупаться остальными странами. Поэтому центризм не в том, что мы не можем решить правые мы или левые, а в том, что, если надо, мы выбираем правый инструмент, если надо, выбираем левый инструмент.

Для Украины, как и для Казахстана, вопрос земли и языка имеет сакральное значение. Одним из таких шагов в стиле украинского центризма стал принятый в конце прошлого года законопроект «О внесении изменения в некоторые законодательные акты Украины об обороте земель сельскохозяйственного назначения», отменяющий с 1 октября 2020 года запрет на их продажу. Надо сказать, что принятие закона проходило в напряжённой атмосфере, против него выступали и «левые», и «правые», что фактически противопоставило «Слугам народа» все остальные фракции.

У Казахстана, который пошел по противоположному сценарию, есть возможность посмотреть, что из этого выйдет. Очевидно, что для нас это решение по существу блокировало инвестиционную активность в АПК.

Украинцы считают, что после принятия этого закона не менее трети прямых инвестиций пойдет в сельское хозяйство. «У нас в советские времена было 650 тысяч гектар орошаемых земель, потом почти все убилось. За период независимости эти площади выросли до 200 тысяч, то есть в резерве еще 450 тысяч гектар. Как только, по прогнозу Всемирного банка, орошение достигнет старого уровня, то общая урожайность в стране вырастет на 25%. В объемах это страшные миллионы тонн, взрыв транзита и колоссальный мультипликативный эффект, — уверен Корниенко. – Знаете, почему люди, имея даже 50-летние договора аренды, не вкладываются в орошение? Потому что «не мое». А вот когда выкупил, и земля стала «своей», то люди уже ментально готовы свои деньги вкладывать и привлекать инвестиции».

В Украине, как и в Казахстане, господствует страх, что олигархи и иностранцы скупят всю землю. Чтобы преодолеть эту фобию, рынок земли будет полностью прозрачен, но закрыт до проведения референдума. В Украине, также, как и в Казахстан, достаточно много латифундистов, имеющих в собственности сотни гектар земли. Принятие законопроекта уже привело к тому, что стоимость земли начала расти в цене. Если раньше земельный пай оценивался в 2 тысячи долларов за гектар, теперь он поднялся почти вдвое. «Когда собственники поймут, что земля – это хороший товар, они сами будут искать эффективного инвестора, даже если он иностранец. «Вместо pooch strategy мы хотим перейти к pool strategy, то есть запустить позитивные стимулы», — говорит Давид Арахамия. – А, чтобы исключить спекуляции, мы ввели ограничения — если земля долго не обрабатывается, налогообложение увеличивается в несколько раз. К тому же есть ограничения по количеству земель в одни руки. При этом, запрет на продажу государственных земель сохраняется. А все остальное будет продаваться только через аукционы под контролем местных советов.»

Но самое главное, Украина на пороге того, о чем в Казахстане говорят уже несколько лет – проведение космомониторинга, позволяющего оцифровать каждую пядь украинской земли и получить сверхточную и реальную картину о том, кто является реальным владельцем земли. Как только он завершится, наши собеседники ожидают очень много уголовных дел. Как и у нас ам много незаконно захваченных участков, водоемов, вырубленных лесов, «списанных при пожаре». То есть, по сути, это будет национальная инвентаризационная программа, которая позволит получить точный кадастр земель и их владельцев, тем более, что последний был проведен еще в далеком 2007 году.  

Также неопределенной остается судьба судебной реформы. «Пчелы» не стали играть против меда и стараниями судебного лобби законопроект о судах спустя после принятия был признан неконституционным. Вот уже год высшая квалификационная судебная квалификационная комиссия, которая должна назначать судей, не работает, а «Слуги народа» будут вынуждены сесть за стол переговоров с основным стейкхолдерами, лидерами общественного мнения, найти центристскую конструкцию и с ними идти дальше.

Объективно передовой и доказавшей свою эффективность можно назвать избирательную систему Украины. На местах локальные вопросы могут решаться на референдумах, а цифровизация госуслуг уже прочно внедрена в смартфоны пользователей и позволяет даже не заводить бумажный паспорт – с его цифровой версией уже вполне спокойно можно пересекать даже границу.  

А вот снятие депутатской неприкосновенности сыграло неоднозначную роль, особенно для представителей оппозиции.

Карлыгаш Еженова, Киев-Алматы

Продолжение следует.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.