«18 килогерц» Фархата Шарипова
Поддержать

«18 килогерц» Фархата Шарипова

«Своим родителям я доставил довольно много забот и хлопот. Подростком я убегал из дома, потом меня отчисляли из академии. Почему это случалось со мной? Наверное, потому, что мне повезло родиться на стыке веков. Я успел увидеть беспредел на улицах Алматы 90-х годов», — признался именитый кинорежиссер, неоднократный обладатель Гран-При разных кинофестивалей Фархат Шарипов, рассказывая о последней своей картине, которую он посвятил своей юности.

Реверанс молодежи 90-х

Фильм «18 килогерц» казахстанского режиссера Фархата Шарипова примет участие сразу в двух престижных кинофестивалях. Мировая премьера картины состоится в Основном Конкурсе одного из главных киносмотров Центральной и Восточной Европы – 36-го Варшавского Международного кинофестиваля (WFF). Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию во всем мире, фестиваль пройдет с 9 по 18 октября в традиционном формате, на больших экранах города. Кроме того, фильм «18 килогерц» включен в конкурсную программу крупнейшего кинофестиваля в Азии – 25-го Пусанского Международного кинофестиваля (Южная Корея), который пройдет с 21 по 30 октября. Картина будет представлена в программе «Окно в азиатское кино» (AWindowon Asian Cinema).

«18 килогерц» – это уличная история, в центре сюжета которой – жизнь подростков в конце 90-х годов, на которые пришлась юность самого режиссера.


— Подростком я убегал из дома, потом меня отчисляли из академии имении Жургенова, — рассказывает Фархат Шарипов. — Почему это случалось со мной? Потому что мне повезло родиться на стыке веков. Я успел увидеть беспредел на улицах Алматы 90-х годов. Алкоголь был тогда в свободном доступе, а еще были неформальные объединения, был рок-н-ролл, незавершенные стройки, подвалы…. В общем, своим родителям я доставил довольно много забот и хлопот. Даже не хочу вспоминать, как и за что меня отчисляли из академии. Дело доходило до того, что на место, где я с друзьями устраивал дебоши, милиция приезжала в бронежилетах и касках. К счастью, я был отличником и, через полгода раздумий и глубокого раскаяния вернулся в академию, где меня с распростертыми объятиями ждали педагоги.

Маленькая революция

Напомним, что именно этот режиссер 10 лет сделал маленькую революцию в отечественном прокате своим фильмом «Сказ о розовом зайце». Лента продержалась в прокате три недели и собрала неслыханную для тех времен кассу (речь, напомним, идет об отечественном кино) – 100 млн. тенге! Однако уговорить решиться на этот шаг прокатчиков было нелегко: зритель давно уже отвык от картин казахстанских режиссеров.

— Доверия к своему кино в те годы не было совсем, — вспоминает кинопродюсер, бывший начальник отдела дистрибуции и кинопроката «Казахфильма» Айдархан Адильбаев. — Я ходил по всем прокатчикам, умоляя их показать первую нашу коммерческую картину. «Зачем нам кино с сомнительными перспективами, если есть успешное голливудское?», — говорили они. Тот памятный день, когда «Сказ о розовом зайце» вышел в национальный прокат, я запомнил навсегда – 26 августа 2010 года.

Это был первый «полный метр» (продолжительность ленты 100 минут») ныне именитого режиссера, обладателя многих престижных международных наград. До этого Фархат Шарипов снял несколько короткометражных фильмов — «Чужая жизнь», «Ольга» и «Собачья жизнь» (последнюю картину снимал в соавторстве с немецким режиссером Файтом Хельмером). В его первой полнометражной картине рассказывается, в общем-то, простая история. Провинциальный парень Ерлан, студент одного из алматинских вузов, случайно попадает в среду «золотой» молодежи. Один из новых друзей предлагает ему поучаствовать в крутой афере. Герой встает перед выбором: превратиться в подонка или остаться человеком…

Пришедший на предпремьерный показ главный менеджер по прокату сети кинотеатров «Отау-синема» Андрей Воронов, помнится, выразил свое мнение короткой фразой: «Молодежь это заинтересует. Очень динамичный фильм. Мультипликация, графика, быстрая сменяемость кадра, захватывающий сюжет, знакомые каждому алмаатинцу пейзажи – все это выглядит привлекательно. Мы будем прокатывать эту картину».

Выпускнику режиссерского факультета академии искусств им. Жургенова и 9-месячных курсов в Нью-Йоркской киноакадемии, Фархату Шарипову было на момент съемок «Сказа о Розовом зайце» 26 лет. Глядя в те годы на юношу-режиссера (он выглядел тогда лет на 20 и, переминаясь с ноги на ногу, жутко стеснялся журналистов), трудно было поверить, что картину со столь навороченным сюжетом и сложными сценами снял именно он. Съемки практически каждого эпизода были нестандартными. Как признавался режиссер, его съемочная группа несколько часов «терроризировала город», перекрыв крупнейшую в Алматы трассу — проспект Аль-Фараби. По его словам, он изначально планировал сделать фильм в жанре экшн, чтобы зацепить молодежь. Но постепенно сценарий обрастал новыми темами, и в итоге вместо экшна получилась социальная драма.

Фархат Шарипов, как было замечено позже, вообще очень умело строит драматургию своих фильмов, а в «Розовом зайце» есть все. Кадры с роскошной жизнью, в которую попадает герой, и обычная жизнь – такая, какая она есть. Режиссер как бы дает насладиться желаемым, а потом показывает изнанку золотой жизни.

— Сюжет подсказали мои глаза, — рассказывал в день предпремьерного юный режиссер. — То, что я видел в родном городе, то и перенес на экран. Каждый из нас был одним из героев «Розового зайца». И если кто-то из зрителей, посмотрев картину, поймет, что что-то в нашем обществе не так, что кто-то может управлять твоей жизнью, решать твою судьбу, наша съемочная группа будет считать, что достигла своей цели.

Это сейчас те, кто снимался в первой полнометражной картине теперь уже именитого режиссера Фархата Шарипова, широко известны. Тогда же этих молодых актеров почти никто не знал. Однако молодой режиссер уже тогда пророчески назвал их будущими звездами киноэкрана и оказался прав. Главного героя, вечно попадающего во всякие передряги студента Ерлана, играет бывший КВНщик Ануар Нурпеисов. В прошлом клипмеймер и телевизионщик Максим Акбаров (Игорь, его герой, один из представителей «золотой» алматинской молодежи) тоже не учился на актера, однако успешно прошел кастинг из нескольких сотен претендентов на роль. Санжар Мади, чья известность, как актера, шагнула за пределы Казахстана (свободно владея несколькими иностранными языками, он успешно снимается в голливудских и российских проектах) сыграл представителя золотой молодежи. У Карлыгаш Мухамеджаной, воплотившей облик городской красавицы с одной стороны, в с другой – интеллектуалки и умницы, — в этой картине была одна из самых ее лучших работ в кино.

Сам режиссер тоже уже по праву воспринимается как киномэтр.

— «Розовый заяц» – это стартовая площадка, большой этап в моей жизни, — говорит он. — Работая над этим фильмом, я выбирал для себя планку. Было очень сложно подогнать себя под нее, но я рад, что мы ее переросли сейчас и теперь чувствуем себя более свободно и открыто. Этот фильм мне очень дорог. Я до сих пор дружу с актерами, которые снимались в «Розовом зайце». С оператором фильма Александром Плотниковым мы вместе взрослеем – он работает во всех моих картинах. У нас не было задачи заработать на этом фильме. Главное – чтобы умный зритель услышал нас. Цель была достигнута: после того, как он появился в Интернете, фильм зажил своей жизнью, а мы стали получать отзывы из России, Украины, других стран СНГ.
Фото на обложке из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.