ЕНТ: итоги и тревоги
Поддержать

ЕНТ: итоги и тревоги

Итак, в  Казахстан завершилось Единое Национальное Тестирование. Выпускники, учителя, родители и чиновники вздохнули с облегчением. Самое время проанализировать итоги этого экзаменационного марафона, а заодно определить и то место, которое образование занимает в нашем обществе.

 По итогам ЕНТ со 2 по 8 июня 2015 года средний балл сдачи ЕНТ в 2015 году составил 79,4, что на 2,5% выше, чем 2014 году (76,9), сообщила пресс-служба НЦТ. На 2,4% увеличилось число учащихся, набравших свыше 100 баллов — 14 420 (17,4 %). В 2014 году – 13 137 (15%).Число выпускников, преодолевших пороговый уровень в 50 баллов, увеличилось на 4,5%, что составило 67 497 учащихся (81,4%), в 2014 году их было 67357 (76,9 %). Высший балл ЕНТ — 125 баллов — набрали 5 выпускниц. В прошлом году таких счастливчиков было четверо. Примечательно, что из года в год девочки – «чемпионки» заметно опережают мальчиков в этих наивысших учебных достижениях. И эта тенденция идет еще с советских времен. Вспоминаю свою школу и свой класс: в 1977 году, когда я сам был выпускником алматинской школы, у нас в классе  было 6 девочек- «золотых» медалисток — и ни одного мальчика…

Впрочем, гендерные аспекты хорошей учебы не столь важны сегодня в ситуации, когда на первое место выходит другой аспект: постоянная, гипертрофированная «заточенность» всего учебного процесса на результаты ЕНТ, на успех в преодолении этого важнейшего жизненного порога для молодых юношей и девушек. По-сути, все последние два, а то и три года все мысли их (с помощью, конечно, учителей и родителей), ориентированы на этот экзамен, на лучший результата в ЕНТ, что накладывает серьезный отпечаток как на весь учебный процесс, так и психоэмоциональное состояние молодого человека. Содержательное наполнение учебного процесса при этом уходит на второй план.

Чем ближе экзамен, тем больше стрессовое давление на неокрепшую психику молодых. В прошлые годы, как известно, это порой кончалось трагически, некоторые юноши и девушки, не выдержав психологического давления, даже кончали с собой… К счастью, в этом году о таких случаях пока не слышно, и это очень хорошо, потому что свидетельствует, что до умов и выпускников, и родителей, и даже чиновников дошла простая мысль: любой экзамен – это только этап на большом жизненном пути молодого человека, и если ты жив – все можно поправить.

Впрочем, такому благополучному исходу нынешнего ЕНТ способствовали, на мой взгляд, и правильные изменения в организации ЕНТ, которые осуществили чиновники из Министерства образования. Например, в текущем году в пункт 48 Правил проведения ЕНТ были  внесены изменения в следующей редакции: «Аттестат (о среднем образовании) выдается организацией образования, в которой выпускники обучались на момент сдачи ЕНТ. В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕНТ, в соответствии с решением ГК, выставляется среднеарифметическая оценка с учетом годовой. В спорном случае округление оценки производится в сторону повышения». После этих изменений множество выпускников. Особенно тех, кто неплохо учились все десять лет, сказали: «Слава Богу (Аллаху)»! Теперь многолетние усилия не будут поставлены в зависимость от одного-единственного теста. Это нововведение, очевидно, существенно повлияло на снижение стрессовых нагрузок на выпускников, уменьшило их страхи относительно самой процедуры ЕНТ и, кто знает – может быть оно и спасло несколько молодых жизней…

Выступая на днях на торжественном выпуске студентов Назарбаев-университета  глава государства сообщил, что согласно Индексу развития человеческого капитала, обнародованному Всемирным экономическим форумом, за один год Казахстан поднялся сразу на 8 позиций, переместившись на 37 место и опередив такие государства-участники Организации экономического сотрудничества и развития, как Португалия, Греция, Испания, Чили, Мексика, Турция, а также Малайзию, Китай, Бразилию.

— По рейтингу уровня грамотности населения Казахстан занял 33 место, а по качеству  системы образования поднялся сразу на 9 пунктов. — сказал Нурсултан Назарбаев.

Все эти достижения действительно радуют. Но любые рейтинги – это всегда некий компромисс между желаемым и возможным, основанный на неких субъективных критериях, между которыми происходит жесткий отбор. И если взглянуть на проблему чуть-чуть с другой точки зрения, картина представляется совсем другой, чем на оптимистичных графиках Всемирного экономического форума…

Например, все знают, что сегодня в образование Казахстан вкладывает немалые деньги, строятся новые школы, миллионными тиражами издаются учебники, совершенствуются программы обучения. И все же в Казахстане немало мест, где учителя и ученики ютятся в тесных, устаревших, а порой и просто разваливающихся зданиях школ, казахстанские учебники подвергаются уничтожающей критике, а затурканные бюрократической бумажной работой учителя так и не могут дойти до души и сердца своих учеников, потому что времени им категорически не хватает.

«Дети в школах уже перегружены, а количество предметов превышает все мыслимые и немыслимые международные стандарты. При этом министерство вводит новый стандарт, по которому учебная нагрузка еще больше усиливается… На сегодня наши школы неравномерно развиваются и неравномерно обеспечены. Возможности в городских школах и сельских диаметрально противоположны. В данном случае введение стандарта предполагает одинаковое материально-техническое оснащение школ на высоком уровне. И конечно, особая тема — это подготовка учителей по новой системе — сколько на это нужно времени! А вы хотите уже с 2015 года вводить данный стандарт. Я просто пока не понимаю, как это вы все физически успеете. Во-первых, учебники — их еще нет, типовых учебных программ, соответственно, тоже нет, материально-техническое оснащение школ — вопрос открытый, болезненный, и уровень квалификации учителей — тоже вопрос открытый. Как эти основные задачи будут решаться в такой кратчайший срок?» поставила

 Эта цитата депутата Мажилиса Дариги Назарбаевой, которая озвучила на заседании парламента только малую часть вопросов, накопившихся у учителей и общества к  Минобразованию. И ответить на него последние могут только одним: идут реформы, нужно время…

Реформы  образования под эгидой министерства – особая тема, которая способна разбудить желчь у многих наших сограждан. Но дело не только в Минобразовании. Самое печальное, что  состояние отечественной школы так и не стало предметом постоянного общественного интереса.  Наше образование и, прежде всего, школу реформируют уже лет пятнадцать, а то и двадцать. Это  чрезвычайно долго, но ощутимых хороших результатов нет. Оптимистичные рейтинги тешат наше тщеславие, но те, кто знает глубоко проблемы нашей школы, зачастую уверены, что она идет по пути деградации. Это обстоятельство должно быть осознано обществом – без этого проблему не решить.

Хочу привести небольшую иллюстрацию к сказанному. Автору этих строк уже за пятьдесят, и однажды он очутился на встрече выпускников одной из алматинских школ, класса, где когда-то сам учился. С душевным волнением я встретил там  своих одноклассников – все-таки тридцать лет прошло с момента, когда мы покинули школу! Но самое поразительное не то, что на встречу пришла и наша бывшая классная руководительница, Тамара Михайловна Иванова, а то, что этот поистине ветеран из ветеранов педагогического «фронта» еще продолжает работать в школе, преподает математику!

« Да ведь что делать, просят, учителей — математиков ведь нет…» — бесхитростно объяснила мне она.

Не так давно, около года назад, социологические службы проели опрос  на тему: какие проблемы казахстанских школ необходимо решать в первую очередь? Выяснилось, что нехватку квалифицированных педагогов в Казахстане отмечают 42% опрошенных. 5,6% респондентов выделил  отсутствие  необходимой техники и оборудования в образовательных учреждениях. Около 9,7% опрошенных считают главным недостатком переполненность школ в Казахстане.

Кроме того,  13,5% респондентов указывают на поборы в школах, как на главную проблему в образовании. Еще 29,2 % казахстанцев уверены, что проблема кроется в крайне низкой оплате работы учителей.

Согласитесь, что данные представления о школе возникли не на пустом месте, и что они весьма далеки от того оптимистичного настроя, которым пронизаны разные международные рейтинги. Скудные бюджеты школ и низкая зарплата учителей, составляющая сегодня, при всех «добавках» за часы и пр.  около 300 долларов в месяц, провоцируют коррупцию, низкую мотивацию педагогов, утечку мозгов из этой отрасли.

Да и вообще, уровень финансирования школьного образования у нас в стране очень низок, он не превышает 3,5 процента ВВП.  Тогда как минимальный стандарт для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет около 6%.

Есть еще один аспект проблемы, на который чиновники не обращают серьезного внимания. Но он обеспечивает застойный провинциализм казахстанского среднего образования, который тащит не только выпускников школ, но и всю страну назад. Имя проблеме — английский язык.

Сегодня английский уверенно  становится первым мировым универсальным языком. Он является родным языком 500 миллионов людей в 12 странах мира. Еще 600 миллионов говорит на английском в качестве второго языка. И еще несколько сот миллионов обладают определенными знаниями английского языка, который имеет официальный или полуофициальный статус примерно в 62 странах.

Английский язык  является мощной платформой для профессионального, культурного и экономического обмена. Английский — язык века информации. Компьютеры «разговаривают» друг с другом на английском. Более 80% всей информации в более чем 150 миллионов компьютерах по всему свету хранится на английском языке. Восемьдесят пять процентов всех международных телефонных разговоров совершаются на английском языке, также как и три четверти мировой почты, телексов и телеграмм. Инструкции к компьютерным программам и сами программы часто бывают только на английском языке. Когда-то языком науки был немецкий, сегодня 85% всех научных работ публикуются сначала на английском языке. Более половины мировых технических и научных периодических изданий выходят на английском языке, который также является языком медицины, электроники и космической технологии.

И вот по этому-то важнейшему компоненту образования наша страна не просто отстает, но катастрофически отстает! Глобальное исследование  EFEPI, проведенное  среди 750 000 взрослых из 63 стран и территорий, который показывает уровень владения английским языком по всему миру, показало: профессиональный уровень английского языка в Казахстане остается ниже средних региональных показателей для групп всех возрастов и находится в сегменте стран слабовладеющих английским языком. Мы  занимаем  54 место – из 63, ниже нас только самые бедные страны Африки.

Можно приводить в опровержение многочисленные примеры, сколько у нас часов в школе отводится на английский, сколько спецшкол, сколько различных учебных курсов – вывод все — же будет однозначно  убийственным: все они не учат, а делают вид, что учат английскому, без которого в мировой экономике делать нечего. Английский – только один из примеров. Но вот эта проблема истинного содержания образования, независимо от всяких успехов в ЕНТ – она остается  во всей своей грозной неопределенности.

Чтобы система образования отвечала требованиям общества, общество должно эти самые требования внятно предъявлять и упорно отстаивать. Пока ни того, ни другого нет, проблема школы переданы в ведение государства, общество привычно  дремлет, а изредка появляющиеся дискуссии на тему школьных проблем гаснут в словопрениях, не доходя до дела.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.