среда, 25 ноября 2020
,
USD/KZT: 412.24 EUR/KZT: 470.98 RUR/KZT: 5.81
Алматинцы требуют отставки Сагинтаева В Южной Корее усилили карантинные ограничения на фоне третьей волны коронавируса Подростка осудили на 3 года лишения свободы за связь с 15-летней девушкой Беларусь закупит у России самолеты и вертолеты Казахстан собирается запретить вывоз ряда 60 лекарств В ВКО продлен карантин до 8 декабря Английский Высокий суд вынес решение в пользу Казахстана Во Франции начался суд против экс-президента Число коррупционных преступлений растёт, большинство из них совершены сотрудниками акиматов Илон Маск вышел на второе место в списке самых богатых людей мира Будет ли принята отсрочка ИПН при снятии пенсионных накоплений? Кыргызстан предлагают переименовать в КНР Завод по выпуску иммунных препаратов начнет работать весной Взрыв мины в Нагорном Карабахе: пострадал российский миротворец В Алматы продали детскую площадку бизнесмену Пентагон подтвердил передачу власти Байдену Кенес Ракишев может продать свыше 50% украинского БТА банка Оппозиционер объявил о голодовке, требуя отставки Пашиняна Генпрокуратура требует конфискации имущества экс-вице-президента «Казатомпрома» Зеленский вылечился от коронавируса 9-летний ребенок умер от вирусной пневмонии в Актюбинской области Босжыра: могут построить отель с бассейнами В Армении протестируют российскую вакцину от коронавируса ЕС призвала новоизбранных депутатов использовать мандаты по итогам второго тура парламентских выборов в Грузии Несмотря на кризис в Казахстане выросло производство авто

Синьцзян рядом: экологические и социальные последствия для Казахстана

В инициативе «Пояс и путь» Синьцзян-Уйгурскому автономному району отводится особая роль, поскольку регион граничит с восьми странами и имеет тесные экономические связи со странами Центральной Азии и Казахстаном. Именно СУАР играет ключевую роль в качестве экономического центра Центральной Азии, превратившись в транспортно-логистический, торговый, культурный, научный и образовательный центр «Пояса и пути». Последствия реализации этого проекта – в исследовании, проведенном Центром прикладных исследований «TALAP» совместно с Фондом имени Конрада Аденауэра.

Отличительной особенностью Синьцзян-Уйгурского автономного района является многонациональность. Так, наряду с представителями титульной для всего КНР нации хань, составляющей 40% населения СУАР, 46% - уйгуры, 7% казахи, 4,5% хуэйцы-дунгане, 2,5% - представители прочих населяющих Синьцзян 43 национальностей. Регион является проблемным для руководства Китая из-за усиления сепаратистских тенденций. До 2010 г. китайское руководство решало данный вопрос путем переселения в СУАР представителей нации хань для снижения процентной доли уйгурского населения, а также путем дислокации подразделений Народно­освободительной армии Китая.

Динамика роста населения СУАР за период 2002-2018 гг. (млн. чел)


Также особенностью Синьцзяня является наличие богатых природных ресурсов. Так, запасы нефти СУАР составляют 30% от общих запасов по КНР, газа - 34%, угля - 40%. До начала века регион считался экономически депрессивным, основной отраслью было сельское хозяйство.

В связи с серьезным обострением проблемы региональной дифференциации в стране с первого десятилетия XXI в. политика Китая в области развития Синьцзяна реализуется в соответствии с программой «Большого освоения Запада», рассчитанной до 2050 г.

Помимо освоения природных ресурсов региона, задачами программы является развитие сельскохозяйственного производства по кластерному типу, привлечение иностранных инвестиций, использование транзитного потенциала СУАР, развитие туризма. Финансирование осуществляется преимущественно из бюджета правительства КНР. Также для оказания поддержки в строительстве зон экономического развития в городах Хоргос и Кашгар правительством КНР привлекаются финансовые институты, такие как Народный банк Китая, Азиатский банк развития (АБР).

Кроме того, в 2010 г. в Китае было принято решение о начале программы «оказания шефской экономической помощи» Синьцзяну 19 провинциями и городами страны. Если до 2010 г. в качестве помощи СУАР в регион в основном массово направлялись кадры из внутренних районов Китая, то позднее предусматривалось финансовое и техническое содействие. С 2010 г. города и провинции Китая начали в Синьцзяне в экспериментальном порядке реализацию проектов в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства, ЖКХ и информатизации.

Проводится работа по привлечению инвестиций. Кашгар был превращен в свободную экономическую зону (СЭЗ) для привлечения инвесторов. Так, в настоящее время значимыми инвесторами региона являются страны ЕС, США, Япония, Гонконг, Макао.

В итоге, в 2018 г. общий объем экономики Синьцзяна увеличен в 200 раз по сравнению с 1952 г. и достиг 1,2 трлн юаней. ВВП на душу населения вырос с 166 юаней в 1992 г. до 49 тыс. юаней в 2018 г. Общий объем внешней торговли достиг 20 млрд долларов.

Отмечается стремительный рост отрасли туризма Синьцзяна: в 2018 г. число посетивших регион китайских и иностранных туристов достигло 150 млн человек, что на 40,1% выше показателя предыдущего года.

В 2013 г., после выдвижения КНР инициативы Экономического пояса Шелкового пути, Синьцзян- Уйгурский автономный район в одночасье получил географические преимущества, поскольку находится на передовой линии «Пояса и пути» и является важным транспортным узлом, соединяющим Центральную, Южную, Западную Азию и Европу. После начала масштабного строительства инфраструктуры, товарооборот между Синьцзяном и соседними странами существенно вырос, а внешнеторговое и экономическое развитие вступило в новый этап.

Большую роль в экономике региона играет транспортный комплекс, строительство которого было начато в 2009 г. путем ввода первой электрифицированной железнодорожной линии Цзинхэ-Инин- Хоргос, которая соединила Бортала-Монгольскии" автономный округ на северо- западе Синьцзяна с одним из крупнейших контрольно-пропускных пунктов (КПП) на границе Китая с Казахстаном.

Следующим шагом развитие стала сдача в эксплуатацию электрифицированной железной дороги от столицы СУАР Урумчи до Алашанькоу (КПП на границе с Казахстаном) в 2011 г., также выполнена стыковка железных дорог на КПП в Хоргосе.

Модернизация автодорожного сообщения в СУАР также является объектом пристального внимания властей региона. Так, в сентябре 2012 г. было открыто движение по скоростной трассе из уезда Гуачжоу (провинция Ганьсу) до города Синсинся (СУАР). Трасса является частью скоростной автострады, связывающей город Ляньюньган восточно-китайской провинции Цзянсу с КПП Хоргос. Скоростная автомагистраль Ляньюньган-Хоргос пересекает территорию страны с востока на запад (через провинции Цзянсу, Аньхой, Хэнань, Шэньси, Ганьсу и Синьцзян) и является первой и единственной скоростной трассой, соединяющей Синьцзян-Уйгурский автономный район с остальной частью Китая.

Несмотря на позитивную динамику развития СУАР, социально-экономическое, политическое, культурное и национальное развитие Синьцзяна имеет ряд проблем. Так, экспертами отмечается слабость профессиональной подготовки рабочих и служащих Синьцзян-Уйгурского автономного района, занятых в промышленности. Существенные изменения в системе промышленного производства Китая не оказали значительного влияния на структуру занятости местного населения, особенно в сельской местности. Как результат, СУАР не обеспечен в достаточной мере научно-техническим и управленческим персоналом.

Также, несмотря на рост экономики района, почти неизменной остаётся и демографическая структура экономически активного населения. Не считая сельского хозяйства, наибольшая часть представителей не ханьского населения, в том числе уйгуров, занята в непроизводственных отраслях - в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта, соцобслуживания, а также в торговле и общественном питании. И только наименьшая часть сосредоточена в наукоёмких отраслях и на промышленных предприятиях.

Происходящие в Синьцзян-Уйгурском автономном районе процессы оказывают и в будущем будут оказывать воздействие на государства Центрально-Азиатского региона в части экономической экспансии и демографического давления.

На сегодняшний день Синьцзян-Уйгурский автономный район остается основным внешнеторговым партнером Центрально-Азиатских стран. Кроме того, что через Синьцзян проходят все транспортно-логистические артерии, связывающие Китай со странами Центральной Азии, Россией и Европой, СУАР является основной транзитной базой экспорта Центрально­Азиатского газа и казахстанской нефти. Это создает перспективную возможность успешного промышленного развития района. Нефтеперерабатывающий завод в Урумчи входит в число 7 крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий Китая.

Среди всех 8 приграничных стран, Казахстан в настоящее время является главным торгово-­экономическим партнёром Синьцзяна. На долю Синьцзян-Уйгурского автономного района приходится более 75% товарооборота между РК и КНР и данные показатели остаются стабильными на протяжении нескольких лет. Так, по данным китайского таможенного ведомства, в январе- феврале 2020 г. Казахстан возглавлял список основных торговых партнеров Синьцзяна. Объем торговли между Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Казахстаном вырос на 29,1% до 10,83 млрд юаней в годовом исчислении.

Однако масштабное промышленное развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района несет серьезные экологические риски для региона. Активное развитие промышленных и сельскохозяйственных объектов требует большого количества водных ресурсов. Соответственно, возникает риск забора воды из трансграничных рек и притоков, а также их загрязнение.

Три четверти поверхностных водных ресурсов Республики Казахстана сконцентрированы в двух водохозяйственных бассейнах - Балхаш-Алакольском и Иртышском, расположенных в пограничных с Китаем восточной и северо-восточной частях страны.

Исток реки Или формируется на высоте 3540 м в китайской части Тянь-Шаня, где сливаются реки Текес и Кунгес, далее с юга впадает в западную часть озера Балхаш, образуя дельту общей площадью 8 тыс. км2. Верхняя восточная часть стока реки Или, составляющая основную часть бассейна, расположена на территории СУАР. Средняя и нижняя части располагаются на территории Алматинской области Республики Казахстан. Пополнение озера Балхаш, важного водного объекта Казахстана, пресной водой обеспечивается стоком реки Или, которая дает 80% всего притока воды с запада. В структуре хозяйственного использования вод реки Или, более 90% составляют нужды орошаемого земледелия. Водные ресурсы реки Или также задействованы в энергетике (Капчагайская гидроэлектростанция (ГЭС) и в водоснабжении для коммунальных и промышленных нужд.

На отдельных территориях КНР, где потери стока реки и водозабор в последние годы варьируются от 3,5 до 4,42 км3/год, водные ресурсы используются для обеспечения орошаемого земледелия на площади порядка 600 тыс. га, а также питьевых целей, нужд энергетики. В последние годы наблюдается нарастающее увеличение забора воды в китайской части бассейна реки Или. На китайской стороне в бассейне реки Или построено около 130 гидросооружений и 13 водохранилищ.

Река Иртыш является притоком реки Обь. Длина Иртыша составляет 4280 км, 618 км река протекает по территории Китая, 1698 км - по казахстанской территории. Для Казахстана экономическое значение Иртыша достаточно велико: в бассейне реки проживает 2,5 млн человек; расположены крупные промышленные города Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей. Иртыш важен для северо­-восточных районов Казахстана и России, поскольку по реке осуществляется судоходство, на Иртыше расположены Бухтарминская и Шульгинская ГЭС, водой обеспечивается промышленность и сельское хозяйство двух стран.

Иртыш берет свои истоки в Китае. Верхнее течение реки Иртыш от истока (истоки - Голубой и Белый Иртыш - берут начало на западных склонах Монгольского Алтая) до озера Зайсан. Воды Иртыша на территории КНР начали активно использоваться в нефтегазовой промышленности СУАР после начала действия вышеупомянутой программы развития Западного Китая с 2000-х гг. Также воды Иртыша используются для орошения 140 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

13 новых водохранилищ малой и средней вместимости и одна ГЭС - «Цяобатэ» на Черном Иртыше построены и строятся в СУАР. Реализация будущих планов уже привела к уменьшению стока Иртыша в Казахстане и России. Согласно экспертным оценкам, за последние 30 лет сток Иртыша на границе Китая и Казахстана уменьшился почти в три раза, а сток Или с 17,8 до 12,7 км3 в год.

По оценкам специалистов, увеличение водозабора Китаем уже сказывается на формировании неблагоприятных экологических последствий, среди которых следует выделить следующие:

  • забор воды из реки Черный Иртыш в чрезмерных объемах привел к непоступлению воды в озеро Зайсан, что в свою очередь, уже привело к снижению его уровня и ухудшению самоочищающейся способности (поскольку воды реки с территории Китая поступают уже загрязненными тяжелыми металлами, нефтепродуктами и фенолами) как самого озера, так и Бухтарминского водохранилища, нарушило природный баланс в Зайсанской дельте Иртыша и, как следствие, будет вести к заболачиванию местности, гибели рыбной молоди, разорению гнездовой ондатры, изменению ареала обитания диких животных;
  • снижение стока и уровня воды в реке Иртыш привело к ухудшению условий забора и снижению уровня воды в канале Иртыш-Караганда имени К.И. Сатпаева (длина 458 км), в результате чего серьезно обострится проблема водообеспечения центральных регионов Казахстана и, прежде всего, г. Караганды и Карагандинской области, для которых канал является основным источником водоснабжения;
  • уменьшение стока реки Иртыш может вызвать аридизацию климата и привести к уменьшению естественной влажности почвы, снижению урожайности сельскохозяйственных культур, деградации пастбищ, опустыниванию значительной части территории северо-восточного региона Казахстана, нарушит естественный водный баланс региона;
  • происходит обмеление, засоление и загрязнение озера Балхаш (в основном за счет построенной Капчагайской ГЭС);
  • ощущается снижение объемов водоснабжения и качества питьевой воды из-за потери способности к самоочищению ряда крупных городов, находящихся на берегах этих рек: казахстанские - Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар; российский - Омск.

В настоящее время указанную проблему пытаются решать на уровне специально созданных комиссий. Однако, по мнению К. Сыроежкина, это - половинчатое решение вопроса, к тому же вызывающее (в силу закрытости информации о деятельности комиссии) определенное недопонимание со стороны общественности Казахстана. Более того, даже при условии подписания Соглашения о вододелении (это подписание планировалось еще в 2015 г., но по состоянию на декабрь 2019 г. казахстанская сторона согласовала соглашение лишь на 30%), данная проблема не найдет решения.

Основополагающая норма правового режима трансграничных вод - принцип «разумного и справедливого использования», согласно которому каждое государство бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю в получении выгод от использования данных вод. Именно данная норма закреплена в ст. 4 межправительственного «Соглашения о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» (сентябрь 2001 г.).

При этом позиция Китая более выигрышная. С одной стороны, Китай использует только ту воду трансграничных рек, которая формируется на его территории. С другой - в отличие от Казахстана, который не относится к вододефицитным регионам, Синьцзян является таковым.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33