В Казахстане количество бездомных увеличилось на 36% за последний год
Поддержать

В Казахстане количество бездомных увеличилось на 36% за последний год

Мы продолжаем рассказывать об итогах исследования Фонда развития парламентаризма в Казахстане на тему бездомности, проведенного при поддержке Фонда Сорос Казахстан. БОМЖей (лиц без определенного места жительства) за последний год стало больше. Они пополнили армию бездомных, которая годами живет на улице, голодает и подергаются нападениям. Но еще страшнее, что не все возрастные категории бомжей имеют право на соцзащиту.

Материалы по теме

Авторы исследования Алишер Кожагулов и Салтанат Оразбекова в группу фактических бездомных отнесли две категории:

— 1 категория — те, кто живет во временных учреждениях (временное жилье для бездомных, приюты, кризисные центры). Это чаще мужчины (54%), казахи (48%), в возрасте 46-55 лет (28%). Данная категория больше представлена в городах Актобе (17%), Кокшетау (12%), Шымкент (14%);

— 2 категория — те, кто не имеет постоянного места жительства (живут на улице/ночных приютах). Это чаще мужчины (57%), русские (51%), 30-55 лет (28%), чаще проживают в городах Караганда (12%), Семей (19%), Уральск (17%), Кокшетау (17%).

Специфической характеристикой данной группы является отсутствие постоянного жилья, постоянной регистрации, работы, дохода, доступа к элементарным благам (душ, ночлег, стирка, нормальная еда), слабая социальная связь (с родными и родственниками).

Более половины бомжей – коренные горожане

Длительность проживания в одном месте является одним из ключевых аспектов, требующих анализа в рамках изучения социального портрета данной группы. По данным опроса половина опрошенных из числа первой (53%) и второй (51%) категорий проживают в своем населенном пункте с рождения, больше всего коренных бездомных живут в городах Уральск (74%), Кызылорда (62%), Караганда (66%). Среди лиц, живущих во временных учреждениях и являющихся мигрантами, чаще встречаются те, кто переехал недавно (до 5 лет) – 16%. Среди бездомных, живущих на улице, чаще встречаются мигранты со стажем от 6 до 10 лет – 15%. Среди уличных бездомных 15% — это те, кто переехал в данный населенный пункт в течение последних 10 лет и почти столько же (14%) – переехали давно, более 20 лет назад.

На вопрос «Как часто Вам приходилось менять местожительство за последние 12 месяцев?», независимо от того, проживает респондент во временных учреждениях (76%) или на улице (81%), большинству приходилось менять место дислокации как минимум 1-2 раза в месяц. Постоянная смена местожительства в равной степени преобладает среди обеих категорий (38% и 45%, соответственно). Доля тех, кто ни разу не менял местожительство, составляет менее 19% (19% и 11%, соответственно).

Как правило, пребывание в убежище ограничено по времени от 30 дней до одного года, то есть центры социальной адаптации создаются для временного пребывания лиц, после выхода из них бездомные вновь оказываются на улице в поисках жилья. Это объясняет частую смену места пребывания тех, кто живет во временных учреждениях.

Сегодня живут в приюте – завтра на улице

Условия проживания тех, кто находиться во временных учреждениях соответствуют основным требованиям проживания, где площадь жилых комнат общежитий определяется из расчета не менее 6 м2 на одного человека. В среднем во временных учреждениях на 48 квадратных метрах площади размещается 8 человек. По результатам опроса большинство лиц, как первой, так второй категорий бездомных, имели до этого постоянное местожительство и сравнительно недавно перешли в ряды «фактических бездомных» (от 1-5 лет). Надо отметить, что между этими двумя группами существует высокая степень внутренней мобильности или перехода из одной группы в другую, что, скорее всего, связано с ограниченностью пребывания во временных учреждениях, которая составляет от 30 дней до 1 года. Например, у каждого второго респондента стаж проживания во временных учреждениях на сегодняшний день составляет менее 1 года (41%), возможно до этого они пополняли ряды уличных бездомных и наоборот.

До 10 лет проживают на улице

Интерес представляет стаж бездомности обеих групп. Как уже отмечали выше, у основного контингента тех, кто живет во временных учреждениях, стаж составляет до 1 года (41%). Среди тех, кто живет на улице, высока доля со стажем бездомности от 2-5 лет – 37%, которые через год под воздействием любых неблагоприятных обстоятельств, скорее всего, пополнят ряды бездомных с длительным стажем от 6-10 лет.

Возникает естественный вопрос: «Сколько лет человек может жить на улице?» По данным российских ученных сейчас средний стаж бездомности в России составляет 7 лет. Аналогичная картина прослеживается и в Казахстане, как видно по диаграмме, также имеет место стаж бездомности от 6 до 10 лет и составляет 18%.

36% опрошенных стали бомжами за последний год

Диаграмма 1. «Сколько месяцев/лет вы проживаете по данному месту жительства, который указали выше?»

Как уже отмечали исследователи, большинство респондентов до перехода в группу «фактических бездомных» имели постоянное местожительство, об этом свидетельствует данные кросс таблицы сопоставления нынешнего и прежнего жилищного статуса. Так, например, те, кто проживает сейчас во временных учреждениях, до этого совместно жили с родителями (13%), с родственниками (19%). И лишь только более четверти опрошенных (28%) проживалидолговременно во временных учреждениях.

Те, кто живет на улице, до этого также жили со своими родителями (18%), с родственниками (14%), даже снимали квартиру за наличную оплату (10%). И только каждый третий имет долгосрочный стаж проживания на улице (34%).

До 36% уличных бездомных подрабатывают

По результатам исследования, больше половины фактических бездомных являются либо безработными (проживающие во временных учреждениях – 62%, живут на улице – 58%), либо самозанятыми/имеющими случайные подработки (20% и 36%, соответственно), что говорит об отсутствии у данной группы стабильного дохода для существования.

Две трети бомжей не имеют документов

Как выяснил Фонд развития парламентаризма, только около трети имеют удостоверение личности (32% и 34%, соответственно) и каждый десятый (10%) официальную регистрацию. Отсутствие не столько регистрации, сколько удостоверения личности существенно ухудшает положение бездомного, который не может в силу этого реализовать многие свои права (получить бесплатную медицинскую помощь, специальные государственные услуги, пособие, зарегистрироваться в государственных органах и т.д.). Таким образом, можно считать, что отсутствие документа, удостоверяющего личность, и возможности его оформить – один из основных барьеров, препятствующих бездомному вернуться в нормальную жизнь.

Как показывает опрос, среди тех, кто имеет документы и живет во временных приютах, существенно меньше доля проживающих за счет милостыни (24%). И, наоборот, среди тех, кто живет на улице, выше доля живущих за счет попрошайничества (46%) и случайных подработок (35%), что возможно указывает на отсутствие у них официальных документов, чтобы получить те или иные государственные услуги.

У 81% уличных бездомных денег не хватает даже на еду

Чтобы дополнить картину по уровню доходов фактических бездомных, исследователи обратились к вопросу, в котором респонденты оценили свои материальные возможности. Всего предлагалось 5 суждений, характеризующих разный уровень потребления – от «денег не хватает на питание» и до «мы можем позволить себе купить квартиру». В результате, большинство фактических бездомных оценивают уровень своего материального положения как очень низкий, выбирая вариант «денег не хватает даже на питание».

Диаграмма 2. «Каков ваш нынешний жилищный статус сейчас/к какой из следующих групп населения вы скорее могли бы себя отнести?» (% от общего числа опрошенных)

Так по данным опроса, когда респондентов попросили указать свой средний заработок, больше половины тех, кто живет во временных учреждениях (40%) и живет на улице (60%) отметили, что не имеют заработка. Лишь 10% опрошенных отметили, что имеют доход от 30-60 тыс.тг. или в среднем 40-50 тыс. тг.

В связи с этим, интерес представляют материалы британских исследователей, которые указывают на связь между уличной бездомностью и бедностью, в котором основное внимание уделяется нехватке материальных благ и низкому доходу, вследствие чего человек не может удовлетворять свои базовые потребности (жилье, еда, отопление и электроэнергия, одежда, гигиенические принадлежности). Поэтому правильно будет отнести такую категорию группы не к бездомным, а скорее к бедным слоям населения, считают в ФРПК.

ТОП-3 причин уличной бездомности: алкоголь, развод, безработица

Как видно из таблицы, факторов риска оказаться на улице много, но наиболее частые причин бездомности – это злоупотребление алкоголем, семейные обстоятельства (развод), отсутствие работы. На первый взгляд, рейтинг проблем 1 и 2 категорий особо не различаются, но имеется разница в процентных соотношениях. Так, например, для тех, кто живет во временных учреждениях первостепенным фактором, приведшим к бездомности, отмечается «семейные обстоятельства (развод) – 29%», далее на втором месте вредные привычки (употребление спиртных напитков) – 27%, и, наконец, третья немаловажная причина – «отсутствие работы» – 20%. Для тех, кто живет на улице, алкогольная зависимость является самой главной причиной бездомности (42%), на второй позиции отсутствие работы (33%), и на третьей — семейные проблемы (развод) – 31%.

Если обратиться к российским источникам, алкогольная и наркотическая зависимость сопряжена с целым рядом сопутствующих проблем, так как такой человек автоматически теряет социальные связи, а также требует длительного лечения и психологической реабилитации, что сводит к минимуму его шансы выбраться из трудной ситуации.(23)

В зависимости от возраста также наблюдается градация проблем, с которым чаще сталкиваются респонденты из обследуемой категории. Например, алкогольную зависимость чаще отмечают люди в возрасте (46-55 лет – 22%), русские и люди другой национальности. На выход из специальных учреждений(тюрьма, больница) как причину бездомности указывают молодежь(18-29 лет) и люди среднего возраста (30-45 лет), чаще казахи.

Уральск, Шымкент, Кызылорда в лидерах по преследованию бомжей полицией

Исследователи отметили, что рейтинг проблем, с которыми сталкиваются как первая, так и вторая категория бездомных, фактически совпадает: плохое питание, постоянный поиск безопасного укрытия (чаще отмечают «уличные бездомные»), невозможность трудоустройства без наличия постоянного места жительства (чаще отмечают лица, живущие во временных учреждениях). Лица, проживающие во временных учреждениях в числе проблем чаще отмечают социальную изоляцию (25%) и, как следствие, ухудшение психического состояния (депрессия, уныние) – 15%. «Уличные бездомные» чаще боятся физического нападения (20%) и преследования со стороны полиции (10%). Так по мнению российских исследователей, жестокое обращение со стороны милиции – одна из самых распространенных проблем для бездомных, часто серьезно ухудшающая их положение и состояние здоровья. Приводятся примеры противоправного обращения такие, как – уничтожение документов, обвинение в нераскрытых преступлениях, запрет на нахождение в общественных местах (метро, подвалы, подъезды, вокзалы и т.д.), что в зимний период приводит к смерти бездомного от переохлаждения.(23).

В региональном разрезе на боязнь физического нападения чаще жалуются опрошенные в городах Алматы (40%), Караганда (28%). На преследование полиции чаще жалуются в городах Уральск (20%), Шымкент (28%), Кызылорда (21%). На проблему отчуждения от родствеников (социальная изоляция) чаще указывают респонденты гг. Кокшетау (30%), Актобе (38%) и Караганды (33%). Среди всех возрастных групп молодые чаще сталкиваются с такими проблемами как: поиск безопасного укрытия (43%), боязнь физического нападения (25%), социальной ихоляции (23%) и преследования полиции (13%). Люди среднего возраста жалуются на плохое питание (50%), тогда как старшее поколение страдает от проблемы с трудоустройством без постоянного жилья (32%).

12% уличных бездомных рассчитывают на помощь родственников

Социальные связи в лице родственников и близких, готовых оказать поддержку, являются важным фактором в ресоциализации фактических бездомных, особенно живущих на улице. Однако данные опроса показали, что только 12% респондентов, живущих на улице, отметили наличие родственников, на помощь которых они могут рассчитывать. Процентный показатель наличия социальных связей несколько выше у тех, кто живет во временных учреждениях (24%). Однако надо учитывать фактор времени и продолжительность пребывания человека в статусе фактического бездомного, которое влияет на дальнейшее поддержание связи с родными. Таким образом, чем дольше человек находится в статусе уличного бездомного, тем выше вероятность утраты социальных связей.

Также видно, что возрастной признак влияет на поддержку отношений с родственниками: чем моложе респондент, тем сильнее социальная связь, чем старше, тем слабее они выражены.

Почти половина живущих на улице не знают, куда обращаться за помощью

Стратегия поведения в кризисной ситуации двух групп значительно отличается. Лица, проживающие во временных учреждениях, более информированы и ориентированы на обращение за помощью в официальные структуры (кризисные центры -28%, центры соцзащиты -18%). Однако надо учитывать, что обращение в соответствующие органы не гарантирует получения помощи, так как фактические бездомные часто сталкиваются равнодушием и отказами в оказании услуги. Надо сказать, что обе группы фактических бездомных под влиянием сложившихся условий, зная, что помощи искать негде, лишь в самых крайних случаях обращаются к родственникам и друзьям. По сравнению с первой группой те, кто живут на улице, реже всего обратятся за помощью к родственникам (4%) и друзьям (2%), что свидетельствует о полном разрыве социальных связей.

Настораживают ответы живущих на улице, где половина (47%) отметили, что не знают, куда обращаться в случае сложной ситуации. Не сложно представить, на какие действия готов человек, доведенный до критической ситуации — от суицида до противоправных поступков.

Бездомные 30-45 лет не входят в целевую группу соцзащиты

По мнению экспертов, следует учитывать, что функционирующие в Казахстане различные центры ресоциализации и адаптации, приюты, ночлежки, имеют ряд ограничений при приме лиц, не имеющих определенного места жительства. То есть не принимаются лица в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, с психическими заболеваниями, болеющие инфекционными заболеваниями (туберкулез), а также нуждащиехся в стационарном лечении и спец. медицинских услугах.

Исследователи отметили, что самой уязвимой группой среди фактических бездомных остаются люди среднего возраста 30-45 лет, которые по стандартам специальных услуг не входят в целевую группу соц.защиты, так как являются экономически активной категорией населения. При рассмотрении стандартов оказания специальных социальных услуг стало понятно, что целевой аудиторией соцуслуг в основном являются дети-инвалиды, с психоневрологическими патологиями и с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 18 лет, инвалиды первой и второй групп, лица, не способные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом.

13% бомжей состоят на учете в полиции

Среди тех, кто проживает во временных учреждениях, только 39% опрошенной категории оказались зарегистрированными в тех или иных государственных структурах, в том числе в центрах защиты (17%), и, к сожалению, каждый третий (36%) отметили, что нигде не зарегистрирован.

В отношении тех, кто проживает на улице, ситуация, соответственно, выглядит более плачевно, где большинство в силу тех или иных причин не зарегистрированы нигде (69%), только 16% зарегистрированы во временных приютах, скорее всего это приюты для ночлега и 13% состоят на учете в полиции.

В возрастном разрезе в полиции чаще зарегистрированы молодые люди 18-29 лет (16%), во временных приютах чаще люди старшего 55 лет(40%), в центрах защиты люди в возрасте 46-55 лет (15%). Тогда как люди среднего возраста от 30-45 лет (67%) нигде не зарегистрированы. Следовательно, самыми уязвимыми группами являются люди среднего возраста (30-45 лет), среди которых высока доля не имеющих регистрацию в каких-либо учреждениях, что затрудняет получение какой-либо социальной поддержки со стороны государства.

Чем старше возраст (старше 55 лет – 40%), тем выше доля тех, кто получает государственную поддержку, чем моложе, тем ниже обратившихся за государственной защитой (67%).

Собирательный портрет бомжа: разведенный русский мужчина 45 лет

В целом социальные портреты уличных бездомных и тех, кто проживает во временных учреждениях, особо не различаются. Социальный портрет фактического (уличного) бездомного – это: мужчина в возрасте 45-46 лет, русский, имеющиий неполное среднее/среднее образование, холостой или разведенный, основной доход складывается из случайных заработоков и попрошайничества, чаще безработный/самозанятый, имеющий случайные заработки, средний стаж бездомности 2,5-3,5 года (во временных учреждениях 2,5 года, на улице 3,5 года), основная часть не имеют регистрацию в официальных органах социальной защиты. Основные причины бездомности – семейные проблемы и вредные привычки (алкоголь).

Фактические бездомные – в высокой степени нуждаются в комплексной государственной защите и помощи (социальной, медицинской, психологической) как самая уязвимая категория населения, которую уже можно отнести к категории бедных и нищих. Слабый охват данной категории государствнной поддержкой ведет к дальнейшей маргинализации и криминализации данной категории лиц.

Нетипичная история

Бездомный, с которым пообщался автор статьи, не русский и не разведенный. Ринату Набиуллину (фамилия изменена) за 50, татарин по национальности, ранее не женат. Приехал в Астаны из Узбекистана. Недавно освободился из учреждения средней безопасности. По его словам, в тюрьму попал после того, как казахи избили его и отобрали велосипед. Тогда он, будучи в алкогольном опьянении, оставил на остановке оскорбительную надпись, был пойман и осужден за разжигание национальной розни. В тюрьме Ринат намучался за свою статью: давление было как со стороны сотрудников, так и заключенных.

Сейчас герой нашей публикации живет в Центре социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства. Здесь его три раза кормят, проводят медосмотр, но по истечении месяца просят освободить Центр и подать заявку заново. Какое-то время приходится жить на вокзале. На прежнее место работы, где Ринат жил на КПП, его уже не приняли: прежнего собственника нет, а без документов и с судимостью трудоустраивать не захотели.

Ринат надеется, что найдет работу, накопит денег, а после того, как закончится срок пробационного контроля, уедет в Узбекистан к своей матери. А еще он когда-то работалал машинистом башенного крана и мечтает снова строить дома.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.