Казахский квартирант: на двух работах, без сбережений и с банковским кредитом
Поддержать

Казахский квартирант: на двух работах, без сбережений и с банковским кредитом

Последней группой бездомных в исследовании Фонда развития парламентаризма в Казахстане являются так называемые «долгосрочные бездомные». По мнению социологов Алишера Кожагулова и Салтанат Оразбековой, бездомными в нашей стране являются все, кто не имеет собственного жилья, приобретенного в кредит. Исследование, проведенное при поддержке Фонда Сороса, показало, что площадь арендуемого жилья не соответствует требованиям закона. Но даже для того, чтобы ее себе позволить, каждый пятый трудится на второй работе, почти половина квартирантов не имеют сбережений, больше половины за последний месяц взяли кредит в банке, а у 17% не хватает денег даже на продукты питания.

Материалы по теме

Так, в группу долгосрочных бездомных были отнесены три категории:

— 1 категория – те, кто снимает комнату в квартире/частном доме/спальное место в хостеле. Данная категория больше представлена в городах Актобе (14%), Семей (11%), Туркестан (12%) и Тараз (11%);

— 2 категория – те, кто живут в съемной квартире/доме, чаще проживают в городах Кокшетау (16%), Актобе (17%) и Караганда (12%);

— 3 категория – те, кто арендует социальное жилье по госпрограмме, в основном представители городов Алматы (9%), Шымкент (9%), Талдыкорган (9%), Кызылорда (17%), Актау (9%) и Уральск (9%).

Исследователи пришли к выводу, что специфической характеристикой данной группы является отсутствие жилья, экономическая активность, средний доход, наличие определенных накоплений для приобретения жилья, готовность участвовать в государственных программах, и желание приобрести жилье под ипотеку при увеличении размера дохода.

Половина арендаторов – коренные горожане, половина – мигранты

Длительность проживания в одном месте является одним из ключевых аспектов, требующих анализа в рамках изучения социального портрета данной группы. Опрос показал, что на сегодняшний день почти половина опрошенных, арендующих социальное жилье (50%), снимающих комнату (43%) или отдельную квартиру, являются коренными горожанами. Долю тех, кто снимает комнату в квартире/хостеле и квартиросъемщики на коммерческой основе, переехали в город в течение последних 5 лет, и составляют, соответственно, 20% и 23%, в частности, составляют студенты в возрасте от 18-29 лет. Среди арендующих социальное жилье, чаще встречаются мигранты с большим стажем: приехали 6-10 лет назад – 15%, 11-20 лет – 12%, большинство из данной категории являются работниками бюджетной сферы.

Треть прописана по другому адресу

Как известно, официальная регистрация по месту жительства влияет на возможность реализации многих прав и возможностей. Почти больше половины опрошенных, проживающих в съемной квартире (54%), и преобладающее большинство арендующих социальное жилье респондентов (75%) имеют постоянную или временную регистрацию в городе, в котором работают и живут. Только треть опрошенных из числа снимающих комнату (33%) или квартиру (34%) все еще зарегистрированы в другом месте, хотя проживают в городе достаточно долгое время. Среди данных категорий очень низка доля тех, кто не имеет прописку — 3-4%.

Квадратура не соответствует требованиям закона

Интерес представляет вычисление среднего значения площади совместного проживания и количество человек, которые определялось через кросс-вопросы — жилищный статус/количество человек/площадь проживания. Как выяснилось, условия проживания у всех категорий долгосрочных бездомных не соответствуют норме жилплощади определенных в нормативных документах Казахстана (ст. 75 «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94), где средняя квадратура на одного человека составляет не менее 15 кв.м. По данным авторов исследования, средняя квадратура на одного человека составляет в среднем 11-12,7 кв.м. При этом, две трети респондентов (62%), арендующие социальное жилье, чаще живут в 2-, 3-комнатных квартирах в многоэтажных жилых домах. Каждый третий (38%) и каждый четвертый (26%) квартиросъемщик живет в 1-, 2-комнатных квартирах. Однако, в более стесненных условиях проживают те, кто арендуют комнату (15%) и квартиру (13%) в частных домах без удобств. Из всех категорий потенциальных бездомных в более комфортабельных условиях проживают только те, кто имеет возможность снимать социальное жилье.

До 20 лет живут в арендованных комнатах 6% опрошенных

В целом, стаж проживания в съемном жилье всех категорий потенциальных бездомных варьируется от одного года до 10 лет. Больше половины (58%) опрошенных, снимающих комнату в общежитиях/квартирах, проживают в них от одного до пяти лет (35% и 33%, соответственно). Каждый второй, живущий в социальном жилье, и квартиросъемщик в статусе арендатора находится от двух до пяти лет (44% и 46%, соответственно). Средний стаж нахождения в статусе арендатора долгосрочных бездомных составляет четыре года (у всех категорий).

Сегодняшний квартирант – вчерашний обитатель дач

Также интерес представляет сопоставление нынешнего и прежнего жилищного статуса респондентов. Так, например, те, кто снимает комнату, раньше проживали в общежитии, предоставленном по месту учебы/работы (24%). Из всех групп потенциальных бездомных до аренды полноценной квартиры имели различный жилищный опыт от проживания в самооборудованных помещениях (9%) до аренды социального жилья (9%).

Доходы – 125-139 тыс. тенге

Оценка уровня дохода населения является важным вопросом, так как он влияет на количество и качество потребляемых жизненных благ. Следует заметить, что вопрос об уровне дохода для половины (47%) лиц, проживающих в социальном жилье и для трети (30%) опрошенных, снимающих комнату, был очень чувствительным, они оставили его без ответа. В целом, в ходе исследования респондентам было предложено определить свой средний доход, включая все доходы членов семьи, в месяц. Сгруппированный доход по нескольким категориям, показывает существование трех групп – ниже среднего (от 61-100 тыс.тенге), среднего (от 100-150 тыс.тенге) и высокого (от 150-200 тыс.тенге) дохода. Среди лиц, проживающих в съемной квартире (26%), превалирует доля лиц со средним семейным доходом. Тогда как те, кто снимает комнату, говорят о наличии дохода ниже среднего (24%) и среднего уровня (14%).

Средний доход лиц, арендующих социальное жилье, составляет – 139 000 тенге, живущих на квартире – 135 000 тенге и снимающих комнату – 125 000 тенге.

Трудится на второй работе каждый пятый арендатор комнаты

Главным источником ежемесячного семейного дохода для всех групп выступает официальная заработная плата (снимаю комнату — 42%, снимаю квартиру — 66%, арендую социальное жилье – 62%). Ориентированность на официальную заработную плату и социальные выплаты (18%) демонстрируют лица, арендующие социальное жилье. Случайный доход и дополнительный заработок от второй деятельности являются дополнительным источником пополнения семейного бюджета для тех, кто снимает комнату (21% и 25%, соответственно) и квартиру (10% и 12%, соответственно). Соответственно, из всех категорий долгосрочных бездомных проявлять экономическую активность приходиться тем, кто арендует квартиры, учитывая постоянный рост цен и дороговизну. Меньшую обеспокоенность в поиске дополнительного заработка проявляют лица, арендующие социальное жилье, где цены на аренду жилья являются фиксированными и стабильными, и относительно низкими по сравнению с рыночными. При этом, социальные выплаты служат важным источником дохода для каждого четвертого респондента, который арендует социальное жилье. Меньше всего социальную поддержку получают те, кто снимает комнату в квартирах/домах (14%).

Сокращение расходов – за счет питания

Развитие эпидемии коронавируса и продолжение режима карантина негативно отразились на потребительской способности большинства опрошенных. Это подтверждают и данные опроса, где треть респондентов уже начали сокращать расходы на отдых и развлечения.

Хотя данные опроса показывают, что экономия расходов, в первую очередь, затронула второстепенные нужды (отдых и развлечение), сокращение расходов на базовые потребности (одежда и еда и продукты питания) уже вошло в тройку и, возможно, будет иметь тенденцию к росту при дальнейшем ухудшении экономической ситуации в стране из-за пандемии.

Диаграмма 1. «Приходиться ли вам в настоящее время экономить на каких-либо товарах и услугах?»

55% квартирантов обратились за кредитом за последний месяц

Показатели соотношения долга и сбережений граждан данной группы, по итогам опроса не утешительны. В среднем необходимость «кредитного плеча» ощущает каждый второй, доля таковых немного выше среди тех, кто снимает квартиру. Так за последний месяц 55% из них обращались в банк за кредитом. Около 30% из всех трех групп за последний год воспользовались услугами ломбарда. Каждый третий арендатор квартир и каждый четвертый арендатор комнат обращались в микрокредитные организации. Абсолютно не востребованным среди данной группы оказался такой вид помощи, как обращение в благотворительные фонды и гос.организации. Более приемлемым и безопасным путем решения финансовых проблем для всех категорий потенциальных бездомных остается обращение к неформальным каналам – родственникам/друзьям (27%, 42% и 37%, соответственно).

Почти половина не имеет сбережений

Данные опроса показывают, что положение с денежными накоплениями у данных категорий остается неблагоприятным – почти каждый второй арендующий квартиру (48%) или комнату (43%), отметили: «у нас нет резервов (сбережений), и нам неоткуда ждать помощи». Меньше доля с нулевым экономическим потенциалом среди арендующих социальное жилье – 23%.

Около 20%-23% респондентов в трех группах имеют сбережения лишь на один месяц проживания. Более месяца смогут прожить 14% среди снимающих комнату и арендующих социальное жилье. В группе квартиросъемщиков эта доля выше – 23%. Некую беспечность демонстрируют те, кто арендует социальное жилье — каждый третий (38%) из них отметил, что «не знают, как поступить» в случае ухудшения своего материального положения.

У 17% арендаторов комнат денег не хватает даже на питание

Также интерес представляет субъективная оценка опрошенных собственной покупательной способности. В ходе опроса респондентам было предложено пять суждений, которые в той или иной степени отражают их уровень потребительского потенциала. Наиболее выражены две группы, где вариант ответа «доходов хватает на продукты, но покупка одежды вызывает затруднения» чаще отмечают лица, снимающие комнату (50%). Вторая группа те, у кого «денег хватает на продукты и одежду, но покупка товаров длительного пользования (телевизор или холодильник) вызывает затруднения», она представлена лицами, живущими на квартирах (35%) и арендующих социальное жилье (36%). Это объясняет причину обращения данных групп в банк для приобретения вещей длительного пользования, на которые у них не хватает средств. Людей с очень низким покупательным потенциалом, судя по полученным данным, больше среди снимающих комнаты – «денег не хватает даже на питание» — 17%.

До 83% квартирантов не имеют договоров аренды

Как показывают данные опроса, у большинства респондентов, снимающих комнату или квартиру, нет договора об аренде жилья между арендодателем и арендатором, и еще чаще среди лиц, арендующих комнаты (83%). Только у одной группы, которые арендуют социальное жилье (73%), имеется договор об аренде, так как посредником выступает государственный орган. Отсутствие договорных отношений между арендодателем и арендатором в Казахстане пока является распространенным явлением, но это указывает на правовую незащищенность обеих сторон – арендодателя от неуплаты или порчи имущества квартиросъемщиком, арендатора от необоснованных повышений тарифов и выселений без предупреждения.

Данные опроса свидетельствует о существования прецедентов выселения из жилья без предупреждения со стороны арендодателя, с такими фактами сталкивались треть опрошенных, чаще всего те, кто снимает комнату. Возможно, поэтому большинство арендаторов предпочитают производить оплату за квартиру за месяц, так как в реальности отношения арендодателем и арендатором ограничивается устной договоренностью и не имеют никакой юридической силы.

Каждый второй опрошенный тратит на аренду комнаты в квартире/хостеле около 30% от своего бюджета в возрасте 30-45 (44%), жители городов Семей (64%), Талдыкорган (84%), Актобе (57%) и Кокшетау (55%). До 50% своего дохода вынуждены платить те, кто арендует полноценные квартиры, люди в возрасте 46-55 лет (35%), жители городов Алматы (42%) и Шымкент (42%). От 30 до 50 % расходуют те, кто арендует социальное жилье, молодые люди в возрасте 18-29 лет (20%), жители городов Алматы (42%), Шымкент (38%) и Костанай (34%).

Каждый четвертый не надеется на помощь родственников

Социальные связи данной группы с родственниками достаточно стабильны, об этом заявляют больше половины опрошенных. Однако каждый четвертый (25%) арендующий квартиру и комнату (28%) отметили, что у них нет родственников, на помощь которых могли бы надеяться в трудной ситуации.

Несмотря на то, что в предыдущем вопросе 58%-62% опрошенных отметили наличие родственников, в случае возникновения трудностей к ним обратятся меньше половины опрошенных (43%-50%, соответственно). Альтернативные варианты (акимат, центры социальной защиты, кризисные центры) чаще рассматривают те, кто арендует социальное жилье, так как, во-первых, уже есть опыт получения помощи от акимата в виде социального жилья, и, во-вторых, большая часть из них являются работниками бюджетной сферы.

Каждый третий не видит перспектив в улучшении жилищных условий

Прогноз по улучшению собственного жилищного статуса у опрошенных немного пессимистичен — каждый третий (35% и 38%, соответственно) отметил безрезультатность действий, учитывая свои низкие доходы. Стратегия действий по улучшению жилищных условий у двух групп долгосрочных бездомных (арендующие комнаты и квартиру) совпадает только в одном – это сбор денежных средств для покупки собственного жилья (16% и 27%, соответственно). Но те, кто арендует квартиры, демонстрируют более активные действия, надеясь на собственные силы (сбор денег, купить землю для строительства). Тогда как те, кто арендует социальное жилье, чаще делают ставку на помощь акимата и гос.программ.

Каждый второй арендатор соцжилья надеется на ипотеку

Готовность приобрести квартиру через ипотеку проявляет почти каждый второй (суммарно 43%) опрошенный, арендующий социальное жилье, что является достаточно высоким показателем. Скорее всего, этой группе за время проживания удалось сделать определенные накопления за счет экономии средств, которые не могли бы сделать, арендуя квартиру по рыночной цене. Это говорит об эффективности и необходимости развития программы арендного жилья без выкупа, который позволит уязвимой и низко доходной части населения сделать первоначальные накопления для приобретения собственного жилья.

Вторая потенциальная группа, проявляющая интерес к ипотеке, люди, арендующие квартиры на рынке жилья (суммарный процент 28%). Среди всех категорий долгосрочных бездомных они отличаются экономической активностью в поиске дополнительного источника дохода для приобретения жилья, но, к сожалению, большая часть их заработка идет на покрытие расходов арендуемой квартиры. При глубоком изучении потребностей данной группы и предоставления определенных льгот, она могла бы приобрести собственное жилье, учитывая их экономическую активность. Каждый второй, снимающий комнату (48%) и каждый третий, арендующий квартиру (34%) и социальное жилье (33%) не имеют намерения приобретения жилья через ипотеку.

Почти все опрошенные основными сдерживающими факторами приобретения жилья через ипотеку отмечают невысокий доход (54%, 57%, 70%, соответственно) и высокие цены на недвижимость (50%, 44% и 28%, соответственно).

Собирательный социальный портрет долгосрочно бездомных

Итак, социальный портрет 1 категории – это те, кто снимает комнату в квартире/частном доме/спальное место в хостеле, чаще всего это: женщины, чаще молодые в возрасте от 30-45 лет, средний возраст 40 лет, казахской национальности, имеющие среднее специальное образование, замужние, основной доход складывается из официальной заработной платы и случайных доходов, чаще наемные сотрудники в частном секторе, средний стаж проживания в съемных комнатах — 4 года. Основные причины бездомности – нехватка средств для покупки жилья.

2 категория — те, кто живут в съемной квартире/доме это чаще: женщины, представители молодого (18-29 лет) и среднего (30-45 лет) поколения, средний возраст 39 лет, казахской национальности, имеющие среднеспециальное образование, чаще замужние, основной доход складывается из официальной заработной платы, случайных заработков и дохода от бизнеса, наемный работник в частной сфере, средний стаж проживания в съемных квартирах — четыре года. Основные причины бездомности – нехватка средств для покупки жилья.

3 категория — те, кто арендуют социальное жилье по госпрограмме — это чаще: женщины, среднего возраста (30-45 лет), средний возраст — 43 года, казахской национальности, имеющие высшее и среднее специальное образование, чаще замужние, основной доход складывается из официальной заработной платы и соц.выплат, наемный работник в государственной сфере, средний стаж аренды соц.жилья – 4 года. Основные причины бездомности – нехватка средств для покупки жилья

Рассказ арендатора квартиры: 14-ый год в очереди на жилье

Блялова Акмарал раньше жила в семьей в частном доме, но так как в семье растет ребенок в инвалидностью, год назад они были вынуждены арендовать квартиру. «В частном доме не было условий для ребенка. Я стою в очереди на жилье уже 14-й год, как семья, воспитывающая ребенка-инвалида. В семье трое детей. На аренду квартиры уходит 130 тысяч тенге с коммунальными услугами. Акимат не помогает с оплатой квартиры. 2-комнатная квартира, площадь 60 кв.м. 14 лет назад в очереди (на жилье) я была примерно 6000-ой. А сейчас – 271-ая. Наш доход семейный примерно 250 тыс. тенге. Из них 90 тысяс — пособие, а супруг то работает, то не работает на стройке. Еще я по воскресеньям убираю квартиры. Еще платим кредит 150 тыс. В кредиты сильно влезла. Приходится сдавать золото в ломбард, потому что денег не хватает на одежду и продукты питания», — рассказал Акмарал.

На вопрос, каковы перспективы улучшить жилищные условия, женщина рассказала, что надеется, что по закону «дадут хотят бы арендное жилье с правом приватизации. Потому что у меня нет возможности выкупать. Приватизировать я могла бы, когда моему ребенку исполнится 18 лет», — надеется она. Осложняет считуацию также то, что супруг Акмарал – Болатбек Блялов – бывший политзаключенный, осужденный по ст.174, из-за чего долгое время он не мог легально работать.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.