Автопром: ласковая теля двух маток сосет
Поддержать

Автопром: ласковая теля двух маток сосет

Exclusive.kz уже писал о том, как за последние десять лет на производство 100 тысяч автомобилей было потрачено почти 500 млн. долларов. По казахстанской народной примете, чем помпезней открытие предприятия, тем быстрее оно закрывается. В автопроме из 8 открытых проектов действуют всего 2. Однако, если уже автопром так и не стал базой для индустриализации Казахстана, то может быть, он стал драйвером социально-экономического эффекта в виде налогов и рабочих мест? Увы, и этого тоже не произошло.

Материалы по теме

Ежегодный объем государственных дотаций и поддержки автосборочных предприятий Казахстана по итогам 2019 года по консервативным оценкам превысил 150 млрд тенге. Эта сумма составляет более 40% от объема произведенной автопродукции за 2019 год, подсчитал Exclusive.kz на основе открытых данных. В их числе:

  • льготы по НДС (почти 43,2 млрд тенге, исходя из объема производства в денежном выражении на 359,5 млрд тенге, согласно данным «КазАвтоПром»),
  • экспортное и предэкспортное кредитование производителей через АО «Банк развития Казахстана» (25,7 млрд тенге),
  • субсидии посредством льготных лизинговых программ (6,2 млрд тенге),
  • субсидии по льготному кредитованию населения на покупки авто (11,9 млрд тенге),
  • политика государства в сфере госзакупок в сторону отечественного автопроизводства (всего в 2019 году выделено 12,5 млрд тенге),
  • возвраты от ТОО «Оператор РОП» (за 2017-2019 годы перечислено порядка 75 млрд тенге, из которых до половины могли быть получены в 2019 году исходя из динамики производства),
  • субсидии через выдачу скидочных экологических сертификатов на покупку у производителей новой легковой автотехники в рамках системы утилизации (по данным ТОО «Оператор РОП» за 2019 год выдано свыше 22 тыс сертификатов),
  • субсидии по действующим кредитам посредством снижения процентных ставок и прощения долгов (свыше 2 млрд тенге).

Более того, остается непонятным размер таможенных льгот на ввоз машинокомплектов для сборки и автозапчастей.

Таким образом, каналов господдержки автосборочной отрасли несколько. Ключевым инструментом стала льгота по НДС. По данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, объем производства авто в 2019 году в денежном выражении вырос на 75% – до 359,5 млрд тенге. Поскольку отечественные предприятия освобождены от уплаты НДС (12%), размер льготы можно оценить в 43,2 млрд тенге.

Более того, в текущем году объемы продаж местных авто выросли еще в 1,7 раз, что на фоне конфликта вокруг досрочного разрыва соглашения о промсборке АО «Азия Авто» с министерством индустрии и инфраструктурного развития РК говорит о растущей борьбе за конкурентные преимущества на рынке. Доля АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» в 2019 году в натуральном производстве составили 48% и 45,5% соответственно, подсчитали в союзе «КазАвтоПром». 

Вторым наиболее существенным каналом господдержки отрасли, как ни парадоксально, стал утилизационный сбор. По данным ТОО «Оператор РОП», за 2017-2019 годы выплаты автопроизводителям достигли 75 млрд тенге.

Всего за последний год казахстанцы купили около 85 тыс. отечественных авто на общую сумму свыше 700 млрд тенге. Согласно данным профильной ассоциации, треть продаж пришлась на жителей Алматы и Алматинской области. При этом уплаченный покупателями утильсбор в полном объеме, если верить финотчетности, вернулся самим заводам. И основным получателем возмещения, судя по открытым данным, был АО «Азия Авто».

Утилизационный сбор имеет еще один плюс для производителей – возможность получать утилизационный сбор с импортной автотехники через систему скидочных сертификатов за утилизацию старой автомашины. Реализация импортной легковой автотехники в 2019 году составила 29,2 тыс единиц на сумму 295 млрд тенге, подсчитали в «КазАвтоПроме».

Утилизационный сбор с импорта также поступает оператору утильсбора. Финансовой отчетности ТОО «Оператор РОП» не предоставляет, но, согласно производственной отчетности, автозаводы в прошлом году получили свыше 20 тыс. скидочных сертификатов от покупателей, чья номинальная стоимость могла достигать более 7 млрд тенге.

Третьим каналом господдержки автопроизводителей стала программа льготного автокредитования через обусловленное финансирование со стороны АО «Банк развития Казахстана». По данным госбанка, всего по шести траншам было реализовано легковой автотехники свыше 123 млрд тенге, из которых 40 млрд тенге в рамках последних 2 траншей.

Крупные автопроизводители – АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» – в рамках госпрограммы реализовали автопродукцию на 57,3 млрд и 62,12 млрд тенге соответственно. Причем лидерство костанайского автозавода пришлось лишь на последних траншах кредитования, следует из отчета госбанка.

Четвертым важным источником господдержки отрасли стал госбюджет. Всего на закуп автомобилей в 2019 году из бюджета было выделено 12,5 млрд тенге, большая часть из которых пришлась на отечественные автозаводы. Отдельно стоит отметить объем реализации сельхозтехники в лизинг через квазигосструктуры, что обеспечило АО «Агромашхолдинг KZ» выручку в 13 млрд тенге в 2019 году. И это без учета экспортного кредитования автопродукции через АО «Банк развития Казахстана» (БРК).

Примечательно, что государство, несмотря на растущий дефицит, активно прощает долги. Так, государственный Фонд проблемных кредитов простил порядка 2 млрд тенге из 3 млрд займа АО «Агромашхолдинг KZ». Более того, предприятия компании уже просрочили более 600 млн тенге по займу АО СПК «Тобол».

Кроме того, БРК в 2018 году изменил условия займа АО «Группа компаний Аллюр», что позволило последней снизить размер кредиторской задолженности госбанку на 6,4 млрд тенге, до чуть более 14 млрд тенге. А на сайте самого БРК кредит компании аргументировали оздоровлением и стабилизацией финансово-экономического состояния компании. Это не удивительно, ведь госбанк владеет почти четвертью акций АО «ГК Аллюр», а также держит в залоге как активы компании, так и акции других крупных владельцев компании (Юрий Цхай и Андрей Лаврентьев) в рамках выданных ранее займов на общую сумму до 50 млрд тенге. Еще порядка 47 млрд тенге было выделено из республиканского бюджета и БРК в рамках лизинговой программы на развитие производства автобусов в стране.

Несмотря на это, компании фиксируют убытки, а АО «Азия Авто», выплатившее дивиденды в более чем 3 млрд тенге, тем не менее, имеет существенный объем краткосрочных займов, что превышает совокупный размер активов компании. Примечательно, что совокупный объем господдержки автоподдержки в более чем 150 млрд тенге выглядит не очень скромно (свыше 40%) в масштабах автопроизводства в 359,5 млрд тенге. Назвать такие дотации эффективными сложно с учетом того, что прямая занятость от таких производств вряд ли превысит и 2 тысячи человек, а совокупные уплачиваемые налоги не превышали 7,5 млрд тенге даже в тучные годы.

Для сравнения: на кредитную амнистию по потребительским займам в 2019 году государством было израсходовано менее 130 млрд тенге. А из ежегодно выделяемых госсубсидий на автопром в более чем 150 млрд тенге хватило бы единоразово выплатить минимальную зарплату порядка 3,5 млн человек.

И наконец, введение утилизационного сбора привело к росту стоимости автомобилей и сельхозтехники на 20%. Разумеется, в конечном итоге за это платит из своего кармана каждый из нас.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.