Почему «Жибек» не хотела выходить замуж за «Тулегена»
Поддержать

Почему «Жибек» не хотела выходить замуж за «Тулегена»

После выхода на экраны фильма «Кыз-Жибек» актеру Куману Тастанбекову поклонницы проходу не давали, а он мечтал о сказочной Жибек, с которой целый год провел на одной съемочной площадке. Она же не обращала на него никакого внимания.

Деревня моя, деревенька колхозная

10 марта могло бы исполниться 76 лет народному артисту Казахстана Куману Нурмагановичу Тастанбекову (1945 — 2017).

«Красивый, необычный, талантливый, целеустремленный, с горящими глазами», — таким запомнился Куман Тастанбеков Меруерт Утекешовой в момент их первой встречи. Однако она и не думала влюбляться с первого взгляда в студента 3 курса театрального факультета консерватории, когда тот вместе с другими однокурсниками пришел на фотопробы в историко-романтическую драму Султана Ходжикова «Кыз Жибек». Да и его, честно говоря, мало волновала ослепительная красота 17-летней алмаатинки: кастинг был сложный, и им обоим надо было подать себя так, чтобы взяли на роль.

…Куман Тастанбеков родился в селе Покатиловка Саркандского района Талды-Курганской области. Его родителей прибило сюда голодомором в 1932 году из Восточного Казахстана. Родную деревню актер вспоминал с нежностью:

— Это был Вавилон. Кого там только не было – казахи, русские, казаки, белорусы, украинцы, немцы, татары… И, хотя каждый втихомолку исповедовал свою веру, отчуждения между нами не было, любой мог рассчитывать в трудный час на помощь соседа. В нашей семье росло четверо детей — три брата и сестра. Как и у всех, у нас имелась корова, но основным кормильцем и надеждой был огород. Летом мы всей семьей пропадали там. Картошки сажали столько, чтобы и себе хватало, и на продажу оставалось. А что делать? В колхозе только палочки-трудодни, а нам надо и одеться, и обуться. На вырученные деньги отец покупал брюки старшему из троих сыновей, а его штаны мать латала и перелицовывала для второго сына, на оставшиеся после него лохмотья накладывались новые заплатки, и они переходили мне, младшему сыну. Вот так я и рос. До 15 лет не знал другой одежды, кроме ватника-фуфайки и кирзовых сапог.

Когда сейчас прихожу на базар и слышу, как люди возмущаются, что картошка, мол, дорогая, не могу удержаться от реплики: «А вы попробуйте ее вырастить сами».

Но пусть я бывал и голоден, и холоден, и необут, и неодет, мое детство было счастливым рядом с жизнерадостными и веселыми людьми, которых я видел вокруг себя.

В классе пятом у меня стали проявляться разные творческие способности. Первым поклонником моего певческого таланта был отец, он порой весь вечер заставлял меня исполнять любимые им «На сопках Манчжурии» и «Темная ночь». Однажды его, колхозного табунщика, за хорошую работу наградили гармонью. Ему советовали обменять ее на отрез сатина или сапоги». Но отец, никого не слушая, принес инструмент домой. Старшие братья даже и не посмотрели на гармонь, а я схватился за нее. Вначале просто пиликал, как мог, а потом пошло-поехало и я стал играть фокстроты и вальсы, услышанные по радио. Потом колхоз построил новый клуб, туда привезли разные другие музыкальные инструменты, среди них пианино и баян. Кроме меня, на них некому было играть, и я стал в клубе своим человеком. Меня, школьника, приглашали на свадьбы – казахские, русские, казачьи… Петь тоже продолжал, стал даже лауреатом районного конкурса. Но у меня была мечта – пойти в киноактеры. Мою судьбу решил фильм «Дело было в Пенькове». Мне было 12 лет, когда он вышел на экраны Советского Союза. Этот фильм был близок и понятен нам. Герой Владислава Тихонова напоминал тех взрослых чубатых парней, что по субботам отплясывали с девчатами в клубе под звуки баяна. И дома, и природа в фильме тоже были точь-в-точь как в нашей Покатиловке.

Кино мы смотрели раз в два месяца. Чаще не получалось, те 20 километров, что отделяли нас от Сарканда, проехать можно было только на быках. Киномеханик привозил обычно два-три фильма. Чтобы попасть в кино бесплатно, мы, мальчишки, старались предупредить каждое его движение. Бросит, бывало, обмахиваясь фуражкой: «Жарко», а мы уже несемся с ковшом воды. Если не удавалось угодить киномеханику, воровали дома яйца, сдавали их в магазин, чтобы купить билет.

Окончив школу, я собрался ехать учиться на актера в Алма-Ату, но отец с матерью вцепились в меня: «Мы уже старые, ты должен быть возле нас». Что делать? Пошел работать в районный дом культуры художественным руководителем. Но вскоре взбунтовался и твердо решил уезжать в город. Уже уволился с работы, но родители опять подняли крик: «Кто такой артист? Это бесовская профессия». Не позорь нас. Уж лучше, как другие, шел бы учиться на зоотехника». Опять пришлось остаться. В этот раз я пошел преподавать в школе музыку. Через год все же уехал в Алма-Ату. Поступил на театральный факультет института искусств имени Курмангазы (так тогда называлась консерватория) на курс народной артистки СССР Хадиши Букеевой.

«Сыночек. Не умирай!»

Он учился на третьем курсе, когда появилось объявление об актерском кастинге для фильма «Кыз Жибек». В студенческое общежитие пришла ассистент режиссера. Отобрала несколько ребят, в том числе и Кумана.

— Султан Ходжиков сразу обратил внимание на меня, и начал потихоньку готовить, — вспоминал актер. — А уж как я старался понравиться режиссеру! Каждый его жест, каждое слово воспринимал как приказ, который обсуждению не подлежит. Когда он сказал, что мне, мол, худеть надо, я тут же перешел на хлеб и воду. Нет, я никогда не был толстым, но лицо, хотя уже и жил в городе, оставалось по-деревенски круглым и тяжелым от кирпичного румянца.

Когда через неделю пришел заметно осунувшимся, режиссер одобрительно сказал: «Теперь можно начинать и кинопробы».

В «Кыз Жибек» был собран весь цвет казахского киноискусства. Актеры-дебютанты Куман Тастанбеков и Меруерт Утекешова снимались рядом с такими корифеями как Кененбай Кожабеков, Идрис Ногайбаев, Асанали Ашимов, Ануар Молдабеков, Фарида Шарипова, Сабира Майканова…

— Я в этом фильме выложился, и все же Меруерт сыграла лучше! – считал Куман-ага. — Настоящая сказочная красавица! Все на нее любуются, а она ноль внимания, только и видишь ее уткнувшейся в текст. Так и снимались в фильме, ни разу не обмолвившись с кем-то о чем-то личном, хотя в нее, кажется, влюблена была вся мужская часть нашей съемочной группы. А я вот на первых порах нет. Какая любовь! Мне бы доверие режиссера оправдать.

Когда фильм «Кыз Жибек» вышел на экраны, народ ломился в кинотеатры, грозя снести двери. Когда фильм привезли в родную деревню актера, домой к его родителям заявилась целая делегация во главе с первым секретарем райкома партии и председателем колхоза. Мать, считавшая кино «Сайтаннын сайкы мазагы» — «бесовской забавой», на приглашение пойти в клуб ответила отказом.

— Пришлось призвать на помощь соседей и родственников, — рассказывал актер. — Кое-как уговорили. В сцене, где Бекежан убивает Тулегена, мама, вскрикнув: «Сыночек!», упала в обморок. Фильм, пока «Скорая» приводила мою родительницу в чувство, пришлось остановить. Позже, как и все, она будет восхищаться картиной, но в тот день, как ей ни пытались объяснить, что со мной все в порядке, мама так и не досмотрела фильм до конца.

Письма и к Куману Тастанбекову, и к Меруерт после премьеры «Кыз Жибек» приходили мешками. Ему, сказочному красавцу, поклонницы не давали проходу, он стал настоящим секс-символом, а о ней грезила вся мужская часть населения Казахстана. Именно грезила, но подойти не смела. Даже Куман Тастанбеков, больше года находившийся с Меруерт Утекешевой на одной съемочной площадке, относился к ней не как к живой девушке, а как к сказочной красавице.

Снявшись в картине, она тоже поступила на театральный факультет консерватории. Молва их давно поженила, а он ее даже за руку не держал. Встречаясь с ним в институтских коридорах, кивала головой и проходила мимо. И он тоже робел перед ней, но однажды все же решился сказать ей о своих чувствах.

— Она вышла с занятий и направилась к автобусной остановке, — вспоминал Куман Тастанбеков. — Я – за ней. Идя след в след, негромко окликнул: «Мира, остановись». Она даже не оглянулась. В тот день шел страшный дождь. Глядя, как девчонка балансирует на каблучках под потоками воды, подумал: «Если бы подскользнулась, я бы подхватил ее на руки». И она, к моей радости, шлепнулась в лужу! Я на последний рубль, лежавший в кармане, поймал такси и довез до дому. С этого дня ледяная красавица потеплела ко мне… Мы с ней вырастили троих детей, но в моих глазах она все та же девочка, похожая на сошедшего на землю ангела. И для зрителя она осталась все той же Жибек. Они узнают ее по распахнутым глазам и тонким трепетным ноздрям изящного носика. Я горжусь, что попал в одну картину с ней. «Кыз Жибек» до сих пор гремит. На мой взгляд, лучше, чем этот фильм, никто и ничто о нас, как о нации, уже не скажет.

После окончания театрального факультета Алматинской консерватории «Тулеген» (в народе после «Кыз Жибек» актер стал ассоциироваться с эпическим героем) был принят в театр имени Ауэзова. Актерская судьба Кумана Тастанбекова и там тоже сложилась хорошо. Переиграл десятки ролей в комедиях, в музыкальных и драматических спектаклях. Театралам он запомнился в роли Чокана Валиханова и Ахана-серэ. Одна из последних его театральных ролей – Кулыгин, муж Маши, в «Трех сестрах» по Антону Чехову.

Что касается кино, то после «Кыз Жибек» Куман Тастанбеков вместе с Меруерт Утекешовой сыграл в фильме «Брат мой», он – первого комсомольца Казахстана Гани Муратбаева, она – его жену Раушан. Еще один их «семейный» фильм – «Орнамент», где вместе с ними снимались и их дети. Немало снимались они и по отдельности. Но зрители упорно продолжают любить их как Тулегена и Кыз-Жибек.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.