К 2025 году цены на бензин в РК приблизятся к мировым – эксперт минэнергетики РК
Поддержать

К 2025 году цены на бензин в РК приблизятся к мировым – эксперт минэнергетики РК

На брифинге в Службе центральных коммуникаций руководитель проектного офиса министерства энергетики РК Олжас Байдельдинов объяснил причины предстоящего роста цен на бензин и энергоносители. Это продиктовано тем, что страны ЕАЭС должны перейти к равнодоходным ценам на внутреннем рынке на нефть, нефтепродукты и газ. Поэтому ценообразование будет исходить из принципа «мировая цена минус транспортировка и пошлины».

«Регулирование цен на бензин создает неравные условия в конкуренции»

По мнению докладчика, согласно принципам ЕАЭС и ВТО, если цены на энергоносители субсидируются или регулируются, то создаются неравные условия конкуренции по отношению к другим странам.

«Текущее повышение совпало с ростом мировых цен на нефть, из-за чего сложилось неверное мнение, мол, вот мировые цены выросли, а вы поднимаете нам цены на бензин, — считает Байдельдинов. — Это не так. Наши цены уже в целом убыточны для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний. Цены при рыночной экономике должны были вырасти еще год назад, но этого не произошло, несмотря на рост акцизов на переработку с января 2020 года из-за спада потребления».

Спикер вспомнил, что год назад «эксперты» повторяли одну и ту же фразу: «Мировые цены на нефть упали в три раза, значит, в Казахстане они тоже должны упасть в три раза».

«Цены на внутреннем рынке давно являются по сути «дотационными», и они существенно ниже мировых», — утверждает он.

«Казахстан на 8-ом месте по дешевизне бензина»

Байдильдинов привел пример. До повышения цен мы находились на 7 месте в мире по самому дешевому бензину, сейчас на 8-9 месте в мире. В предоставленном Exclusive.kz слайде приведена следующая информация о ценах на бензин марки Аи-95 на 8 марта 2021 года (в тенге): 1 место – Венесуэла – 8, далее Иран – 25, Ангола – 109, Алжир – 145, Кувейт – 146, Судан – 159, Нигерия – 167. Казахстан – на 8-ом месте с ценой 179 тенге за литр бензина. У наших ближайших соседей в Туркменистане 95-ый бензин продают по 181 тенге (9 место), в Кыргызстане – по 233 (15 место), Азербайджане – 248 (23 место), России – 272 (26 место), Узбекистане — 283 (29 место), Беларуси – 298 (31 место), Украине – 423 (70 место), Китае – 443 (84 место). «Лидер» в данном списке – Гонконг с 1013 тенге за литр бензина марки Аи-95.

«Маржа АЗС – 1-3 тенге за литр бензина»

Также эксперт объяснил, из чего складывается цена на бензин. «Есть себестоимость добычи нефти – ее добывают нефтедобывающие компании. Есть транспортировка нефти до НПЗ. Есть переработка нефти на НПЗ. Также готовые нефтепродукты нужно доставить до сетей АЗС. И, естественно, есть расходы самих АЗС. К слову, маржа/чистая прибыль розничных сетей АЗС раньше составляла 3-5 тенге, сейчас она в районе 1-3 тенге за литр», — перечислил он, умолчав о марже крупных игроков на рынке, кроме АЗС.

«Бензин дешевле нефти»

Кроме того, Байдельдинов утверждает, что бензин в Казахстане стоит дешевле сырой нефти.

«Все мы видим мировые котировки/фьючерсы цен на нефть, к примеру, сорта Brent. Это эталонный сорт нефти, наша нефть, как и многие другие виды, торгуется с дисконтом/скидкой к этой цифре из-за разного качества и других экономических причин. Средний дисконт около $3 баррель. То есть, сегодня мировая цена сложилась на уровне $67, наша нефть торгуется/покупается по цене около 64 долларов или 27 200 тенге за баррель. В одном барреле округленно 160 л, это мера объема. Разделим 27 200 на 160 и получим 170 тенге. Эта мировая цена 1 литра нефти. Теперь вспомним текущую цену на бензин в Казахстане – около 160 тенге. То есть бензин в Казахстане стоит дешевле стоимости просто сырой нефти», — посчитал он, по-видимому, забыв, что в его же слайде цена на бензин в Казахстане указана на уровне 179 тенге.

«Нефть на внутреннем рынке дешевле в 2 раза мировых цен»

Вместе с тем, эксперт назвал цены на сырую нефть, поставляемую нефтедобывающими компаниями на внутренний рынок. «Около 100 тыс. тенге за тонну – это $235, или около $32 за баррель, или примерно 86 тенге за 1 литр. Это в 2 раза ниже мировых цен», — заключил он. Также Байдельдинов привел цифры «недополученной выручки» из-за «социальной ориентированности» казахстанского рынка нефти.

«КазМунайГаз» «недополучает» $1 млрд выручки из-за субсидий во внутренний рынок ГСМ»

«Переработка нефти в Казахстане в 2020 году составила 15,8 млн тонн. Это официальная цифра. К слову, сегодня мы на 100% обеспечены казахстанскими нефтепродуктами. Отечественный рынок ГСМ всегда был и остается социально ориентированным. Но если перемножить 15,8 млн тонн на $32 (разница между мировой ценой и внутренним рынком), то мы получим сумму $3,7 млрд долларов. Это – разница, недополученная выручка нефтедобывающих компаний из-за разницы цен между мировым и внутренним рынком. Цены в Казахстане всегда были ниже мировых. Конечно, в этой сумме будут транспортные расходы, пошлины и так далее, так как эту нефть еще нужно доставить на мировые и европейские рынки. Но в целом, наш внутренний рынок всегда «субсидировался» нефтяными компаниями примерно на $2 млрд в год. Около $1 млрд из этой недополученной выручки приходится на «КазМунайГаз», — уверяет эксперт.

«В пандемию упал спрос на бензин, поэтому цены не росли»

Кроме того, докладчик объяснил, почему цены на бензин не выросли, несмотря на увеличение акцизов.

«Государство всегда стремилось поддерживать внутренний рынок, нас с вами, МСБ с помощью низких цен на бензин, ГСМ, энергоносители через обязательства недропользователей, нефтедобывающих компаний по продажам части добываемой нефти на внутренний рынок по ценам ниже мировых. Действительность такова, что у нас низкие цены. Почему они не росли в прошлом году? Министерством нацэкономики был повышен акциз на переработку, цены должны были вырасти в начале прошлого года, но пандемия отразилась на спросе, поэтому мы увидели не рост, а снижение цен. Сейчас они выросли потому, что даже текущие цены ниже себестоимости уже длительное время», — считает он.

«Эффект бабочки»: нефтяники бастуют – бензин дорожает»

По мнению Байдельдинова, забастовки нефтяников также ведут к удорожанию бензина.

«Всем известен такой феномен как «эффект бабочки». Взмах крыла бабочки на одном краю света может привести к урагану на другом. Курс тенге к доллару здесь как эффект бабочки. Себестоимость продукции (любой) растет вместе со снижением курса. Дороже добывать нефть, дороже оборудование, растут тарифы КТЖ на перевозку, растет себестоимость переработки и из-за удорожания материалов, расходников, и из-за валютных кредитов на модернизацию НПЗ. Валютные кредиты, к слову, и у самих нефтедобывающих компаний. Проще говоря, чем ниже будет курс – тем выше будет цена на бензин. На себестоимость также влияют и заработные платы. Когда на Западе Казахстана бастуют работники сервисных компаний с требованиями увеличить заработную плату, мы, конечно, им сочувствуем, сопереживаем. Это нормальная человеческая реакция. Но этот эффект бабочки входит в себестоимость бензина, за который будем платить мы все. Однако в долларовом выражении текущая цена на бензин в Казахстане находится на уровне 2004 года», – считает он, не указав, правда, что доллар по отношению к тенге за 17 лет подорожал в несколько раз, а зарплату казахстанцы получают в национальной валюте.

«Зарубежные инвесторы и «КазМунайГаз» хотят торговать по мировым ценам»

Еще один аргумент в сторону подорожания бензина эксперт – настроения зарубежных инвесторов.

«Кто продает нефть? Нефть продают нефтедобывающие компании, которые не могут длительное время продавать ее ниже себестоимости. Структура отрасли такова, что есть крупные иностранные консорциумы, работающие по принципам СРП, они инвестировали миллиарды долларов и им нужно возвращать инвестиции. Казахстан не может заставить их поставлять нефть на внутренний рынок. Точнее может, но по мировым ценам. Они не будут субсидировать казахстанский рынок, так как это частные корпорации, у них другие интересы», — рассказал он.

Не довольны ценами на бензин, похоже, не только инвесторы, но и отечественные монополисты.

«Есть частные нефтедобывающие компании, они поставляют часть добываемой нефти на внутренний рынок. Есть нацкомпания «КазМунайГаз», которая обеспечивает примерно половину внутреннего рынка. Следует также учитывать, что основные месторождения КМГ разрабатываются давно, и сама добыча на них убыточна даже по мировым ценам. Для чего добывать такую нефть? Чтобы обеспечивать социальную стабильность и занятость. Это рабочие места для наших с вами соотечественников. Если КМГ начнет продавать всю свою нефть по убыточным ценам, то просто не останется средств для погашения долгов, инвестиций в новые проекты, для новых месторождений», — аргументирует Байдельдинов.

Как в Европе и как у нас?

В завершении эксперт привел сравнение средних заработных плат и цен на бензин.

«Ведь этот вопрос также поднимается, мол, в Европе бензин дороже, но они и зарабатывают больше. Давайте посмотрим на конкретные цифры», — предложил он.

Мы посмотрели на предоставленный экспертом слайд. В Казахстане при цене 179 тенге и средней зарплате 528 долларов «зарплата в литрах составляет 1254. В Германии при цене 713 тенге средняя зарплата 4048 долларов, в литрах – 2413; в Великобритании – 724 тенге, 3414 долларов, 2004 литра, соответственно; во Франции – 747 тенге, 3417 долларов, 1944 литра; в Дании – 796 тенге, 5841 долларов, 3119 литров; в Норвегии – 848 тенге, 6875 долларов, 3446 литров. Таким образом, действительно в Европе бензин дороже в 3,9-4,7 раз, но и зарплата выше в 6,5-13 раз.

«Цены будут продолжать расти, так как это глобальная тенденция»

«Таким образом, рост цен на бензин, дизель, газ, электроэнергию – это часть мировой тенденции. Мы часть мировой экономики, и никуда от этого не денемся. Подытоживая, могу сказать, что цены на внутреннем рынке всегда были «дотируемые», уже долгое время цены ниже фактической себестоимости, казахстанский литр бензина стоит дешевле сырой нефти в мире, цены будут продолжать расти, так как это глобальная тенденция», — резюмировал он.

Похоже, в правительстве решили подготовить общественность таким вот докладом Байдельдинова, показав цифры, которые, по-видимому, должны были убедить в необходимости подорожания бензина. Аргументы эксперта строится на соответствии мировым трендам. Однако, он не указал как доходность нефтедобывающих компаний, так и нефтеперерабатывающих заводов, а также цепочки посредников, связанных напрямую или косвенно с монополистами. Прибыль АЗС в 1-3 тенге, которую назвал Байдельдинов, существенной роли в ценообразовании не играет. Государству следовало бы назвать всю цепочку ценообразования с конкретными цифрами по чистой прибыли со всеми посредниками и конечными владельцами. Тогда бы конечному потребителю стало бы все понятно и без аргументов о ВТО и ЕАЭС. И, наконец, возникает вопрос, а нужно ли нам такое участие в ЕАЭС, когда цены на бензин выравниваются, а зарплаты – нет? Неясно также, почему интересы монополистов и посредников ставятся выше интересов конечных потребителей?

Остается вопрос, к каким ценам нас готовят к 2025 году?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.