Почему Советская власть объявила запрет на Золотую Орду, а Казахстан не стал Казахией?
Поддержать

Почему Советская власть объявила запрет на Золотую Орду, а Казахстан не стал Казахией?

Заключение Таласского договора для истории Казахстана имеет такое же значение, как и Беловежские соглашения. Так, вопреки заявлениям российских идеологов, более 750 лет назад появилась казахская государственность. Впрочем, казахстанские историки считают, что провокационные заявления российских политиков делают для развития казахской истории больше, чем сами казахские историки. Об этом очередная беседа exclusive.kz c историком Жаксылыком Сабитовым.

Материалы по теме

– Продолжим беседы про историю Казахстана и поговорим о Золотой Орде. В прошлом году Казахстан отмечал 750-летие образование Золотой Орды. Вы можете сказать, что именно мы отмечали?

– Во-первых, это был юбилей Таласского курултая (1269 г.), который положил конец Монгольской империи и стал основой формирования пяти государств. По сути, это был аналог Беловежских соглашений 13 века. Но если Горбачев недолго оставался у власти, то Хубилай смог сохранить свою власть. Это юбилей Золотой Орды, когда она стала юридически независимым государством. Во-вторых, настоящее название Золотой Орды — Улус или Улус Джучи. Именно оно использовалось в официальных документах или источниках. Название Золотой Орды появилось позже — так называли резиденции хана. И наконец, значение Золотой Орды трудно переоценить как важную часть нашей национальной истории, которая в советское время была буквально вычеркнута из национального контекста и привела к фрагментированности нашей истории. Эти огромные белые пятна вызваны не только слабым изучением истории, но и советской идеологией того времени. Изучение данной темы было не очень комплиментарным для советской власти и поэтому они ее просто закрыли.

– Почему советская власть так старательно обходила тему Золотой Орды?

– Шокан Валиханов еще в 19 веке писал, что казахи считают себя потомками Золотой Орды. Об этом говорили и все русские дореволюционные историки — данный тезис никем не оспаривался. Более того, когда в Казахстане началась индустриализация, наша интеллектуальная элита начала эту тему продвигать. В 1927 году ее активно усиливает Каныш Сатпаев — он вводит эмира Едыге в национальный канон. Если бы этот тренд закрепился, на нашем тенге в 1993 году был бы изображен Едиге. Когда Советы только пришли к власти, они тоже пытались интегрировать национальную историю, чем Сатпаев и его группа пытались воспользоваться. Почему его он выбор пал именно на Едыге? Потому что он принадлежал к кара-суйек, не был чингизидом. В условиях советской идеологии его можно было показывать в качестве борца за права народа. С одной стороны, Едыге был одним из самых популярных персонажей в истории Казахстана, а с другой стороны – идеально соответствовал парадигме борьбы простого народа против феодалов.

В 1930 году вокруг Сатпаева собралась целая группа писателей, поэтов историков, которые продвигали Едыге как ключевую фигуру в истории этого периода. В «Казахстанской правде» появляются идеологические заметки о том, что казахи идут против фашистов с криками: «За Сталина, за Едыге!» Я полагаю, это было целенаправленное действие со стороны сторонников Сатпаева, активно развивавшееся до 1944 года. Однако после этого выходит постановление, в котором Едыге называют плохим человеком, а Золотую Орду — плохим государством. С этого времени начинаются репрессии по отношению к тем людям, которые эту тему поднимали. Сатпаева вынуждают извиниться перед Сталиным, он называет свое увлечение «ошибкой молодости». Имя Едыге исчезает из академической истории Казахстана. Также бесследно исчезает книга Алькея Маргулана о Едыге. Одни считают, что весь тираж был изъят властями, а другие – что Маргулан сам уничтожил книгу, чтобы не попасть под репрессии. Вот этой причине, очевидно, Маргулан переходит в археологию. Одним из немногих, нарушивших этот запрет, был Ильяс Есенберлин. Он написал трилогию «Алтын Орда» на казахском языке. Если бы он это сделал на русском языке, то, скорее всего, она не была опубликована. Второй человек — Вениамин Юдин. Он доказал прямую связь между Золотой Ордой и Казахским ханством. Это были сборники статей, практически никому не доступные. Идеологический шлагбаум просуществовал до падения Советского Союза и только в начале 90-х был опубликован его труд «Чингиз-наме».

Но даже после развала СССР еще первые два десятилетия эта идеологема сохранялась из-за отсутствия исследователей Золотой Орды. Только в 2013 года политическое руководство обратило внимание на то, что Золотая Орда важна и имеет хороший символический капитал, поскольку является прародителем Казахского ханства. Но и сегодня ее символический капитал до сих пор недооценен, и прежде всего для политических элит.

– Касался ли запрет на изучение Золотой Орды только Казахстана? Какие еще народы могут считать себя сонаследниками Золотой Орды?

– Первое постановление о запрете касалось именно Татарской политической организации, где набирали силу схожие идеологические взгляды. Один из татарских просветителей начал продвигать образ Едыге как татарского национального героя по абсолютно схожей траектории Каныша Сатпаева. Поэтому постановление 1944 года касалось не столько казахов, сколько татар. Именно с них все началось.

У наследников Золотой Орды есть два аспекта: научный и политический. В научном плане никто из ученых не говорит о том, что есть «главный» наследник Золотой Орды, а остальные второстепенные. Все народы, населявшие территорию Золотой Орды, являются ее наследниками: ногайцы, каракалпаки, казахи, татары, поляки и литовцы… Тут не стоит ничего делить — это общее наследие. Если мы говорим про национальные квартиры и идеологию, то всегда находятся люди, которые говорят, что мы старшие братья, а остальные – производные… Но нужно понимать, что это не научный спор, а идеологический, в котором Золотую Орду используют в качестве национального строительства.

– По моим ощущениям, сейчас идет переосмысление значения Золотой Орды и Казахского ханства. В то же время Путин позволил себе высказаться о том, что у казахов не было своей государственности. Что сейчас происходит в России с точки зрения символического капитала и оценки Золотой Орды?

– Когда мы говорим про Россию, лучше говорить о Татарстане, где в 2019 году широко отметили 750-летие Золотой Орды. Казань использовала этот юбилей для проведения большой конференции историков. Но при этом нужно помнить, что Татарстан живет в составе России и у него есть определенные ограничения. Позволить себе праздновать эту дату на уровне государства они не могут. Казахстан, с одной стороны часто говорит о том, что является наследником Золотой Орды, тратит деньги на мероприятия, но с научной точки зрения мы сильно отстаем. 2019 год был годом 750-летия Золотой Орды, а Токаев «поручил» праздновать ее юбилей только в августе 2019 года.

О заявлении Путина. Часто эксперты говорят о том, что Путин, заявив о том, что у казахов не было государственности, заставил казахов доказывать обратное, начав праздновать юбилей Казахского ханства. На самом деле, конечно, это не так — любое решение готовится как минимум несколько месяцев. Просто заявление Путина совпало с решением провести юбилей. Но на самом деле, когда появляются подобные заявления со стороны Путина или Жириновского, Никонова или Федорова, они много делают для развития казахской исторической науки. По крайней мере, после них у нас началось хорошее финансирование академической истории.

– Почему именно средние века оказались практически не изучены нашими историками?

– Это наследие советской эпохи. 1969 году вышли материалы по Казахскому ханству, одним из главных составителей которых был Вениамин Юдин. Он не имел никакой научной степени, но сделал многое для казахской истории. Он является учителем Нурболата Масанова, Меруерт Абусеитовой и Тимура Бейсембиева. В 1969 году он выпустил сборник, но из-за конфликта с руководством был уволен. Поэтому второй том выпустить так и не удалось. Тем более, что заниматься историей средневековья было опасно и требовало гораздо больше усилий, чем «развитие промышленности во второй пятилетке». Более того, все усугубилось 1990-е годы. История в советское время была престижной специальностью – туда шли дети политической элиты. Это были люди, обладавшие сильным социальным капиталом, которые они конвертировали в научный капитал. А в 1990-е годы профессия историка стала профессией преподавателя школы и качество людей, которые шли в истории сильно упало.

– Я боюсь, что качество человеческого капитала упало не только на факультетах истории, но и везде. Но почему понятие «торе» так вжилось в нашу ментальность?

– Условно говоря, к третьему поколению по аутосомным маркерам генетического материла остается совсем мало. Торе — уже давно казахи и, условно, с 15 века ничем не отличаются от других казахских родов. Скорее, их статус определен степным адатом и действительно играл большую роль до 19 века, в силу чего все они были представителями политической элиты. В 19 веке произошло «перепроизводство» чингизидов, когда они сохранили статус, но он не был подкреплен материально. Одновременно появляются люди из «кара-суйек», которые становятся «ага-султанами» несмотря на то, что они по рождению не являются аристократами, но имеют большие материальные капиталы. Но, тем не менее, традиция жива. Когда выбирали правительство Алаш Орды, то выбрали Алихана Бокейханова как представителя торе, чингизида. Это было не случайно, поскольку он был далек от принадлежности к разным родам, а значит, не было соблазна «трайбализма». В советское время мы видим, как пострадали многие представителя «торе»: Санджар Асфендиаров, Ермахан Бекмаханов и другие. Они скрывали свое происхождение даже на смертном одре. Сегодня это уже ни минус, но и не плюс. Но есть люди, для которых это важно.

– Вы сказали, что название Золотой Орды некорректно. Насколько корректно название нынешней администрации президента – «Ак Орда»?

– То, что у нас додумались назвать резиденцию президента «Ак Ордой» — это абсолютно правильно и полностью вписывается в национальный этнографический канон. Если вы возьмете казахский эпос, то обнаружите, что Ак Ордой называли место, где жил хан. Если посмотреть множество источников и эпосов, то можно отметить цепь преемственностей. Первым ханом был Бату, сын Джучи. Он получил «Алтын Босагалы» в Ак Орде (Белая Орда с золотым входом). Это традиция продолжалась. Последнее упоминание о Белой Орде у Бухар Жырау по отношению к ставке Абылай хана. Говорят, что название Ак Орда предложил Сейдембек Акселеу, который использовал народное название в абсолютно научном стиле. При этом самая главная ошибка, которая присутствует в школьных учебниках, то, что Ак Орду называют государством, хотя она никогда им не была. Шокан Валиханов еще в 19 веке писал, что нельзя называть Ак Орду, Алтын Орду и Кок Орду государствами, это всего лишь ставки. Он на 170 лет обогнал наши учебники по истории.

– Как вы относитесь к идее избавиться от «стана» и называться «Казахией»?

– С исторической точки зрения «Казахия» — название, которое встречается на исторических картах. Но есть политические издержки, которые надо продумать. Пока не будет ясно, как это может отразиться на политической ситуации, делать этого не стоит. Еще в начале 90-х в Верховном совете были большие дискуссии, как называть новую страну. С точки зрения логики, если до этого мы назывались КазССР, то теперь страна должна называться Казахской Республикой. Но, учитывая сложную ситуацию и опасность начала гражданской войны в Казахстане, был выбран нейтральный вариант — Республика Казахстан. В то время это было политически взвешенное решение.

– Какие юбилеи отмечались раньше, а какие незаслуженно игнорировались?

– У нас в 2000-х годах была попытка объявить 540-летие Казахского ханства, в 2011 году должен был быть юбилей 300-летия Абылай хана, но о нем вспомнили только в 2013 году. В 2013 году в Татарстане отметили 700-летие приятие ислама в Золотой Орде — в 1313 году Узбек хан объявил ислам государственной религией Золотой Орды. У нас в то время этот юбилей не приняли. В 2016 году был крупный юбилей — 150 лет Алихану Бокейханову, но его также проигнорировали, хотя теперь в честь него назвали целый район в Караганде. Политика в исторической памяти меняется, раньше эти юбилеи игнорировались, но сейчас они наоборот пользуются спросом. Это новый тренд, который набирает силу в последние два года при Токаеве.

– Какие юбилеи Казахстан еще ожидают?

– Юбилеев может быть очень много. Когда юбилейная дата — это вопрос историков, а когда объявляется юбилей на государственном уровне — это вопрос государственной идеологии. Например, в Монголии каждый год отмечается дата объявления Хуннской державы, хотя монголы не были тюркоязычным народом. Если мы возьмем Казахстан, то у нас 2022 году будет 1470 лет Тюркскому каганату. Это не круглая дата, но можно подумать. В 2025 году будет юбилей 800-летия восшествия Джучи на престол кыпчаков. В 2017 году будет 800-летие кюя «Аксак-кулан» («Хромой кулан»). В 2027 году будет 800-летие домбры современного типа…

– В Казахстане снято немало исторических фильмов. Сейчас анонсировали съёмки фильма про Золотую Орду и Касым Хана. Чего не хватает в этих фильмах для вас, с точки зрения историка и зрителя?

– Мне как раз проще разделить видение как зрителя и историка. Есть хорошие исторические фильмы, которые недостоверны, но впечатляющи: «Гладиатор», «Храброе сердце»… К этой категории можно отнести фильм «Томирис» — он не достоверен, но идеологически важен. Если фильм хорош, то можно простить многое. Есть фильм «Аманат», снятый о жизни Ермахана Бекмаханова, но он не дает представления о том, почему он пострадал и был подвернут этим репрессиям. А ведь он не был бедной жертвой, а очень активным и амбициозным человеком, который сумел заставить на свою идею работать московских историков. И частично он пострадал из-за своей активности. Если бы он не поехал в Москву, возможно, его бы в Сибирь не сослали. Поэтому нужно четко отличать исторической момент от художественного. С этой точки зрения наши фильмы мало достоверны. В художественном плане есть проблески.

В то же время, есть советская традиция – показывать только позитивных героев. Но проблема в том, что позитивные герои сейчас никого не «цепляют». «Супермены» не интересны, потому что в них нет изъянов, супер-человеку не хочется сопереживать. Поэтому я не понимаю, почему те же Керей и Жанибек — абсолютно плоские персонажи, которые не меняются в течение всего сюжета. Они хорошие в начале и хорошие в конце. Более интересно, что делает Акан Сатаев в фильмах «Жаужүрек мың бала» и «Томирис» — там нет этой однозначности.

Интересно, что получится по Касым Хану. С одной стороны, есть его мифологизация, как правителя, который ни с кем не воевал, эдакий добродушный старец. Но, по историческим источникам, Касым хан был эффективным политиком, который расширил территорию Казахстана и увеличил численность население в 5 раз. Я надеюсь, что Акан Сатаев покажет его более живым, а не картонным персонажем. Что касается сериала про Золотую Орду, то, безусловно, в кинематографе появилась некая мода на неоварварство. В целом, по Золотой Орде можно снять 8 разных сезонов на уровне «Игры Престолов». Там были большие битвы, междоусобицы и интриги. Однако, самое интересное, как будет показана противоречивость личностей, их внутренняя трансформация.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.