Год несбывшихся ожиданий
Поддержать

Год несбывшихся ожиданий

Вчера, 10 декабря, когда отмечается Всемирный День прав человека, отечественные правозащитники подвели итоги состояния гражданского общества и соблюдения прав человека в Казахстане за 2015 год.  Они совсем не радостные…

 Ухудшение геополитической обстановки, глобальные угрозы безопасности и экономический кризис в стране еще больше обнажили существующие проблемы в сфере соблюдения прав человека, заявили ведущие правозащитники страны на специально созванной пресс-конференции. Кстати, на нее пришли совсем мало журналистов. Комментируя этот факт, один из правозащитников горько пошутил: «Вот такой у нашего общества «большой» интерес к защите своих прав…»

Горький сарказм, пожалуй, вполне уместен при оценке этой ситуации, тем более, что наступление властей на законные права и свободы граждан в Казахстане становится все решительней. Например, на свободу слова.

— Свобода слова гарантируется нашей Конституцией и по определению Генеральной Ассамблеи ООН является фундаментальным правом человека и критерием всех остальных свобод — говорит Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз». – Однако в Казахстане число уголовных преследований, связанных со свободой слова в 2015 году выросло почти вдвое, по сравнению с предыдущим годом.

Нападения на редакции и работников СМИ, угрозы в отношении редакций и журналистов, их необоснованные задержания правоохранительными органами, прекращение и приостановление деятельности СМИ, необоснованные блокировки и ограничение доступа к сетевым изданиям – эти и другие формы преследования и давления на СМИ и журналистов со стороны властей в этом году стали обыденностью нашей жизни.

Единственный положительный момент, который видят правозащитники в отношении СМИ, это то, что с 1 января 2016 года, когда новый ГПК РК вступит в силу, физические лица, защищающие в суде свою честь, достоинство или деловую репутацию, должны будут платить не 0,5 МРП, как теперь, а 1% от суммы, на которую они претендуют.  Юридические лица за защиту своей деловой репутации должны будут платить 3% от суммы иска.

 

— Будем надеяться, что это новшество поумерит аппетиты тех, кто бездумно предъявляет СМИ и журналистам иски на миллионы и миллиарды тенге.- сказала Тамара Калеева. 

-Мы вынужден констатировать, что усилилось преследование гражданских активистов, ограничения свободы слова, свободы совести, свободы мирных шествий и собраний, инакомыслия — говорит Евгений Жовтис, председатель Совета Казахстанского международного бюро по правам человека.

По его мнению, которое разделяют и другие руководители НПО, новый Закон о финансировании НПО может негативно сказаться на будущем гражданского общества страны. Эту обеспокоенность казахстанских правозащитников разделили Специальный докладчик ООН и офис Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека. «Благодаря» новому Закону о профсоюзах независимые профобъединения не могут пройти перерегистрацию, а лидеры и члены НПО в новом Уголовном кодексе выделены в отдельную категорию, наравне с членами организованных преступных группировок. Новый Трудовой кодекс в еще большей степени ставит в неравные условия с работодателями наемных работников. Изменения в Законе «О телерадиовещании» могут серьезно ограничить информационное пространство страны. Как единственный позитивный момент правозащитники рассматривают подписание Президентом Закона «О доступе к информации».

— 2015 год ознаменовался явным сокращением пространства для гражданского общества, несмотря на активный диалог между правозащитными организациями и властями. Приняты поправки в законодательство об НПО, устанавливающие дополнительный контроль государства над обществом, продолжилось давление на независимые СМИ, был арестован ряд гражданских активистов. Эти весьма тревожные тенденции, характерные для всего постсоветского пространства, делают перспективы развития демократии и верховенства закона в стране весьма призрачными. В Казахстане права человека, к сожалению, являются не правами, а привилегией, которое государство дает своим гражданам – или не дает.- констатировал Евгений Жовтис.

Рис. Анхеля Болигана. «Управление речью»

— В этом году были освобождены последние осужденные нефтяники Жанаозена, однако Владимиру Козлову необоснованно отказано в условно-досрочном освобождении. – рассказал правозащитник. – Наоборот, условия его содержания в заключении  ухудшились. В целом количество политзаключенных практически не уменьшилось и даже имеет тенденцию к росту. По обвинению в разжигании национальной, социальной и межрелигиозной розни, а также по обвинению в сепаратизме в настоящее время находятся под следствием или уже осуждены шесть гражданских активистов и блогеров, обвинения или  приговоры которых вызывают сомнения, а также один приверженец протестантизма.

Большие надежды у гражданского общества были связаны с деятельностью Национального превентивного механизма противодействия пыткам, однако, как показала практика, меньше пытать в закрытых учреждениях не стали. Правозащитники сталкиваются со всевозможными ограничениями в своей деятельности в рамках этого Национального превентивного механизма, чиновники им чинят разные препятствия. Правозащитники  также разочарованы работой Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению», создание которой вызвало много надежд, но все вылилось только в бесплодную говорильню. Основные инициативы гражданского общества после многочисленных обсуждений так и не дошли до стадии воплощения. Например, в сфере защиты прав детей.

— Остается надеяться, что в рамках реализации Заключительных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка будет разработана стратегия национальной программы с четкой бюджетной «детской» политикой — говорит Эльвира Ватлина  – председатель Детского фонда Казахстана. – Тем более, что в этом году Казахстан отчитывался в ООН по выполнению Коневенции ООН по правам ребенка.

Отвечая на вопрос журналистов о влиянии событий в России на состояние гражданского общества в Казахстане, Евгений Жовтис сказал, что такое влияние несомненно, и что в этом отношении Казахстан идет со своим соседом параллельным курсом. Людей за одиночные пикеты у нас еще не сажают в тюрьму на три года, но, как горько пошутил правозащитник, «мы идем в «правильном» направлении». И это при том, что по ряду позиций ситуация с гражданскими свободами в России, с законодательством по правам человека еще несколько лет назад была даже более лучшая, чем в Казахстане. Но примерно пару лет назад произошел настоящий «обвал», наступление на права граждан со стороны властей пошло просто «широким фронтом»… Случится ли что-то подобной в Казахстане — этот сакраментальный вопрос незримо витал над всей атмосферой  пресс-конференции. Во всяком случае,  признаки такого исхода имеются.

«Зачищая» правозащитное поле, как ранее оппозицию, власть, в долгосрочной перспективе, просто «стреляет себе в ногу».

-Я давно говорил, что если вы устраняете все возможности для легальной оппозиции власти, для цивилизованного, конструктивного диалога, то вы рано или поздно получите радикалов – считает Евгений Жовтис. – Нормальная, светская, публична оппозиция, как часть политической системы, жизненно нужна для нормального развития общества. Если ее нет, то люди все — равно будут искать справедливости, решения своих социально – экономических проблем,  и, если не будет нормальных политических институтов, тогда радикализм становится их единственным выходом. Это показывает опыт всех стран, всей человеческой истории. Поэтому права человека, их соблюдение – это сегодня не просто какой-то идеал, а самое необходимое, прагматическое решение конкретных экономических и социально-политических проблем.

Был задан вопрос: может быть, власть уже утратила чувствительность к критике своих многочисленных нарушений в сфере прав человека, даже со стороны мирового сообщества, мнением которого она  все-таки очень дорожила? Может быть, никаких способов воздействия на нее уже не осталось?

— Нет, не думаю, что у мирового сообщества, у международных правозащитных организаций исчерпаны все возможности влияния на казахстанские власти – считает Евгений Жовтис. – Руководство страны все еще весьма заинтересовано в том, чтобы выглядеть хорошо в глазах мирового сообщества. Однако надо признать: уровень «чувствительности» властей к такому влиянию сегодня значительно понизился, об этом говорят факты.

-И все же здесь есть несколько обстоятельств, которые могут внушать некоторый оптимизм -считает Евгений Жовтис. — Потому что ситуация с правами человека сегодня приобретает не просто гуманитарный характер, но  имеет уже и влиятельный   экономический аспект. Приведу пример с Азербайджаном: в этой стране с начала этого года начали активно осуждать и сажать в тюрьму правозащитников. В результате процесс  валидации, или оценки инвестиционной и экономической привлекательности страны отбросил Азербайджан в авторитетных рейтингах на несколько десятков пунктов назад. Потому что состояние гражданского общества сегодня является одним из важных критериев инвестиционной привлекательности страны. Казахстан тоже хочет в следующем году войти в ОЭСР. И вопрос о состоянии гражданского общества при этом будет иметь важнейшее значение. Я думаю, какая-то реакция властей на это должна быть обязательно.

В конце этого года Казахстану предстоит подписать новое соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским Советом, и в ходе переговоров официальная Астана неоднократно заявляла о приверженности демократическим принципам, ценностям и соблюдению прав человека. Однако события уходящего года свидетельствуют, что эти слова не имеют ничего общего с реальностью, считаю правозащитники. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.