суббота, 18 августа 2018
Облачно +28, Облачно
USD/KZT: 360.12 EUR/KZT: 409.67 RUR/KZT: 5.33
Астана осенью ратифицирует Конвенцию по Каспию Российская «нефтянка» успешно переживет санкции США Агентство Fitch указало на главную проблему турков Amnesty International жестко критикует Трампа Американские СМИ выступили против Трампа Аким дорос до отставки Нужен им берег турецкий Доллар опустил цены на Cuprum Узбекский лидер разочарован переговорными талантами подчиненных Пашинян станет генсеком ОДКБ? Криптомир сдувается из-за розничных инвесторов Анкара дала залп по американским товарам Минкульт анонсировал Мировые этноспортивные игры Эрдоган: мир – Samsung, война – iPhone Американские судьи отпустили на свободу подозреваемую казахстанку У Астаны со всеми хороший диалог, а тенге тонет Пекин признал лагеря «идеологического перевоспитания»? Типовые узбекские торжества и похороны Нацбанк заверил, что казахстанцы не побежали скупать доллары Куба обсуждает конституцию с рыночным лицом Жакип Асанов: «реформатор» я или «демагог»? Нацбанк в курсе и неустанно повторяется Система лопнет: без реформы россиянам пенсий вовсе не видать The Financial Times: дележка Каспия Кремль не определился, что делать со сверхдоходами сырьевиков

И не надо мне прав человека…

Доклад «Восприятие концепции прав человека казахстанской молодежью» Ирины Медниковой, Генерального директора Молодежной информационной службы на Международной конференции «Молодежь Центральной Азии. Казахстан», раскрыл новые, а подчас даже неожиданные аспекты формирования молодежного самосознания. Выяснилось, что казахстанская молодежь – на двадцать пятом году независимости и рыночных реформ! - почти ничего не знает о правах человека…

Репрезентативность полученным данным придает масштаб исследования, проведенного в рамках программы «Школа Гражданского Образования», организованной в 2010 году Молодежной информационной службой. Это уникальная площадка, где правозащитники, политологи, экономисты и журналисты проводили и проводят по сей день учебные семинары и мастер-классы по правам человека. За шесть лет курс лекция и семинаров по этой тематике прослушали более 1300 молодых людей из Алматы, Астаны, Караганды, Семея, Шымкента.

Шесть лет – большой срок, чтобы выявить среди учащихся, большинство из которых имело возраст 18-24 года, какие-то тенденции, определить «болевые» точки только формирующегося  молодежного менталитета. Однако инициаторы семинара даже не представляли, что в сфере прав человека  казахстанские юноши и девушки продемонстрируют столь тотальное невежество.

«Даже на открывающей курс базовой лекции по правам человека  мы увидели повторяющиеся фреймы (фрейм в социологии - определённого рода целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире – авт.) восприятия молодежи, основополагающей характеристикой является то, что  молодежь не имеет понятия, что такое права человека. – говорит  Ирина Медникова. - На протяжении всего нашего проекта молодежь демонстрирует одинаковое поведение.

Никто и никогда, из всей нашей  аудитории, за все эти годы,  не смог вначале дать определения этому понятию!

 Права человека всегда путаются с правонарушениями, с горизонтальными отношениями между людьми. В беседах с молодыми выявилось отношение к государству, как к абсолютно правой стороне, наделение государства  сверхполномочиями,  в ущерб своим правам. При этом демонстрируется  серьезное незнание своих прав, оправдание любых действий государства в отношении личности.

Нашей аудитории всегда сложно принять тот факт, что права человека может нарушить государство. Когда мы начинаем разбирать на семинарах конкретные примеры таких нарушений, в аудитории воцаряется тишина, некая испуганная  пауза. Часть аудитории  начинает оправдывать государство, говорить, что , наверное, оно имеет на это право, что, вероятно, были какие-то особые обстоятельства, что человек, наверное, сам виноват…  И дальше они идут по пути оправданий практически любых действий государства. И только  потом, после наших лекций и занятий, когда им становится понятной система прав человека, молодые люди начинают мыслить более гуманитарно.  Только  к концу  курса наша аудитория начинает понимать, что такое концепция прав человека,  каковы должны быть такие «вертикальные» отношения человека и государства.»

Примечательно, что, как отмечала  Ирина Медникова,   правильного определения  прав  человека не сделали ни юристы, ни студенты на стадии магистратуры, ни один человек – за все годы, что проводился семинар. Хотя ведь студенты, а особенно  студенты – гуманитарии должны бы знать эти основополагающие принципы современного развитого общества!

« И тогда мы задали себе вопрос: а где бы наши молодые люди  могли услышать о правах человека? – рассказывает Ирина Медникова. - Где они могли бы  получить такую информацию, где могли бы этому научиться? И мы пришли к выводу, что нигде…. Семья не является тем местом, где ребенку рассказали бы о правах человека . На любой стадии нашей системы образования молодежь также не может получить такую информацию -  ни в школе, ни в колледже, ни в вузе. Также такой информации  молодые  не могут получить и на работе.»

В результате мы имеем ущербную систему образования, где этим вопросам не уделяется практически никакого внимания, правам человека обучают только немногие НПО. И молодые приходят потом во взрослую жизнь со сложившимся, во-многом  конформным и авторитарным,  сознанием.

Конечно, здесь большую роль могла бы сыграть семья, в которой человек получает определенные нравственные ценности и установки. Но наши семьи все, целиком, вышли из советского периода, где права человека представлялись буржуазным фантомом, а обучение им и даже знание о них в определенные периоды могло бы грозить людям репрессиями и лагерем. Тяжелый исторический опыт поколений советских людей жив в общественном сознании. Прошлое хватает настоящее. Как хорошо об этом написал поэт Владимир Соколов:

Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек...

Двадцать лет независимости – слишком короткий срок, чтобы в семье сформировались истинно демократические и гуманитарные ценности. Да и сегодняшняя наша политическая и общественная реальность не способствует реализации прав человека в их полном объеме.  Зачем чему-то учить человека, если это знание не поможет ему в жизни? Вот и не учат…

«В отношениях с государством молодые выступают  как бы в качестве ребенка, демонстрируют паттерную модель поведения. Молодежь не является автором запроса на соблюдение прав человека, в первую очередь она не знает этих прав.» - констатирует Ирина Медникова. По ее мнению, это очень опасное явление, которое консервирует архаичную, зависимую модель поведения молодых, впрямую связанную с моделями развития будущего общества.

Однако, не все потеряно. После завершения проекта исследователи  замеряли отношение молодежи, их восприятие общественно-политических процессов в стране, их  восприятие своего предназначения. После очередного этапа проекта, который  завершился в 2015 году в пяти городах, и охвативший  340 участников, они провели опрос.  Результаты опроса подтверждают, что этот проект, их новое знание о правах человека,  изменили  отношение молодежи  ко многим  процессам, развивающимся в Казахстане,  отношение к  общественно-политической ситуации, к  собственной самоидентификации и  самооценке. Они осознали, что права человека – не просто слова, а цельная система ценностей развитой современной личности, и выражают желание (по-крайней мере – в опросах) активно участвовать в общественной жизни.

Что касается обучения правам человека, то Казахстан здесь не только на задворках мировой педагогической практики, а стоит в одном ряду с самыми отсталыми странами Азии и Африки. Парадоксом в этом ряду является то обстоятельство, что несколько лет назад наша страна председательствовала в ОБСЕ…

 Опыт обучения важнейшим гуманитарным принципам, составляющих права человека, в мире накоплен немалый.  Еще 12 лет назад, в 2004 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила «Всемирную программу образования в области прав человека».  Цель программы – содействовать утверждению равенства, расширению прав и возможностей личности, участию всех граждан в жизни общества, а также способствовать предупреждению и разрешению конфликтов.Это, как указывается в ооновских документах, инструмент для построения устойчивых обществ, где все люди могут рассчитывать на то, что их права должным образом реализуются, уважаются и защищаются.

Вот как решают эту проблему на государственном уровне в разных странах:

Ирландия

Требования воспитания местной и глобальной гражданской ответственности установлены в рамках обязательной программы для школ 3-й ступени (учащиеся в возрасте от 11 до 14 лет) по таким концепциям: Разнообразие и интеграция; Права человека и социальная ответственность; Равенство и социальная справедливость; Демократия и активное участие.

Испания

Воспитание демократической гражданственности и образования в области прав человека включено в Основной закон об образовании. Стало как отдельным, так и междисциплинарным предметом в системе послешкольного образования, а также междисциплинарным предметом в системе непрерывного образования, включая обучение дошкольников, профессионально-техническую подготовку и образование взрослых.

Германия

Стандарты поддержки школ в осуществлении преподавания прав человека путем предоставления комплексной, ориентированной на результат,  концепции обучения в области прав человека на всех уровнях школьного образования.

Турция

Проект «Обучение демократии через участие в Национальном собрании школьников» стартовал после подписания протокола между Национальным министерством образования и Великим национальным собранием Турции. Вначале это был экспериментальный проект  для 300 школ, а в 2005 - 2006 учебном году он был открыт для всех 42 000 школ страны, в которых обучается около 13 млн. учеников. Примеры можно продолжать долго…

У нас в Казахстане ничего подобного нет, и даже не предвидится. Очевидно, это делается сознательно. Людьми с паттерным, боязливым сознанием, благоговеющими перед мощью государства, управлять легче, чем теми, кто знает и умеет защищать свои права. Изначальные и неотчуждаемые.

Оставить комментарий

Общество

По ком звонит айфон? По ком звонит айфон?
Карлыгаш Еженова
03.04.2016 - 16:19|86 177
От лабораторий – к производству От лабораторий – к производству
Карлыгаш Еженова
31.03.2016 - 17:41|85 823
Наступление бедности Наступление бедности
Карлыгаш Еженова
24.03.2016 - 16:16|85 867
Учу, учу, кого и как хочу… Учу, учу, кого и как хочу…
Карлыгаш Еженова
01.02.2016 - 18:54|82 369
Бесконечная история Бесконечная история
Карлыгаш Еженова
15.01.2016 - 16:05|85 720
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33