Трехъязычный черт не так страшен, как его малюют?
Поддержать

Трехъязычный черт не так страшен, как его малюют?

Неожиданное бурление масс произошло в связи с предложением ввести в школах Казахстана систему трехъязычного образования.  Казалось было вполне передовое предложение, которое может способствовать развитию языковой среды в стране, определенной частью общества было принято в штыки и вновь актуализирован вопрос будущего государственного языка. Более того, планируемый переход  некоторые из них окрестили манкуртизацией. Так на днях на одном популярном ресурсе появилось воззвание части казахской интеллигенции к президенту с просьбой спасти его от «духовного геноцида», который, по их мнению, затеяло министерство образования  и науки во главе с Ерланом Сагадиевым.

«В Казахстане начинается новый эксперимент в системе образования. Самое печальное, что эта реформа направлена на полное уничтожение государственного языка, а значит и казахской нации. Согласно нововведению только два школьных предмета — «История Казахстана» и «Казахский язык» — будут преподаваться на госязыке, остальные — на английском и русском. Это можно оценить, как целенаправленный духовный геноцид». Перевод обучения точных и естественных предметов сузит употребление казахского языка, который, таким образом, перестанет быть языком науки, а в последующем и вовсе прекратит свое существование. Мы требуем, чтобы обучение в начальных классах всех школ республики велось на казахском языке, а в среднем звене — не менее 70% предметов преподавалось на госязыке. Необходимо прекратить переводить не казахский язык устоявшиеся международные термины, поскольку это препятствует его развитию. Верим, что только так мы сумеем сохранить свой язык и национальную идентичность, выполним свой долг перед своей нацией, сможем влиться в число развитых стран. Уважаемый президент, прислушайтесь к нашему призыву. Мы против манкуртизации казахов!», — говорится в послании.

Не главная проблема

Между тем,  по идеи введение системы трехъязычного образования должно укрепить позиции как государственного – казахского, так и языка межнационального общения – русского. А также усилить позиции английского языка, чтобы школьники в перспективе имели лучшие стартовые позиции при поступлении в ВУЗы.

Эксперты, опрошенные «Exclusive» в большинстве своем сходятся во мнении, что проблема не в том, что трехъязычная система образования будет ущемлять государственный язык, на чем настаивают авторы послания президенту. По их словам проблема глубже, а именно в качестве образования как такового, что на русском, что на казахском языках.  

Генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева переход на обучение на трех языках еще больше усугубит существующие проблемы в системе образования. Ведь содержание предметов не изменится, педагоги те же, с тем же багажом знаний. По ее словам это формальный подход и представление, что если перейдем на три языка, сразу станем ближе к мировому сообществу. Сначала нужно начать с подготовки педагогов, пересматривать содержание дисциплин, реформировать методику преподавания, и по ее словам все обучение должно идти на одном языке. А иностранный должен быть включен в систему образования. И лишь в системе высшего образования можно предложить альтернативные виды обучения, но опять же все предметы по ее мнению должны вестись на одном языке, будь то английский, русский,  казахский.

«На мой взгляд, вопрос «продвинутости» можно решать другими способами: изменить качество преподавания иностранного языка в школьной программе, по всем дисциплинам в качестве самостоятельной формы работы надо давать читать труды известных специалистов на английском языке. Конечно, при рекомендации ученикам читать те или иные труды, надо ориентироваться на возраст. Ведь педагоги вообще не задают дополнительное чтение даже на казахском и русском языках. Дети все копируют с интернета и приносят. Педагоги совсем не следят за этим. Правильно специалисты поднимают тему — кто-нибудь из министерства интересуется, что происходит после того, как педагог заходит в класс и начинается урок? Согласна с тем, что такое несерьезное отношение к системе образования подрывает нашу идентичность», — сказала она.

Хороший громоотвод

Политолог Куат Кунболатов заметил, что на первый взгляд, трехязычие вполне хорошая инициатива, ведь добавленный английский язык имеет большее практическое значение во времена глобализации и основная часть передовых научных знаний издается на этом языке. Другой вопрос, как это может повлиять инициатива на общество находящееся на стадии брожения, тем более на неокрепшие умы детей.

«Мы уже 25 лет бьемся и никак не можем поднять уровень казахского языка, его всеобщее применение до сих пор остается низким. Я считаю, что петиция совершенно правильна, ведь в реальности даже казахи в Казахстане, на должном уровне не овладели родным языком, а в случае внедрения нововведения и вовсе могут превратиться в непонятное образование. Все же я бы не стал считать, что это нововведение получит практическое применение, скорее все ограничится экспериментальными классами. А тема довольно хорошо играет для отвлечения внимания населения.  Наши политтехнологи хорошо справляются.  Хотя бы взять тот же конфуз с Гульжан Карагусовой, где госпожа депутат взяла на себя роль громоотвода общественного мнения», — сказал он.

Бывший дипломат Казбек Бейсебаев сказал, что скоро будем отмечать 25 лет независимости и уже выросло целое поколение, а до сих пор значительная часть населения, включая казахов, так не стали говорить на государственном языке. Поэтому опасения подписантов письма, по его словам, вполне обоснованные.

«Почему так случилось? Потому что много говорили, а делали мало и в итоге имеем то, что имеем. В современных условиях владение другими языками это, конечно, плюс для конкурентоспособности. Поэтому введение трехязычия на первый взгляд это шаг в правильном направлении. Но при условии, если от этого не пострадает казахский язык. В этом вопросе есть серьезные опасения. Проще говоря, если бы у нас все говорили по-казахски, то никаких вопросов, может быть, и не возникло бы. Получается, что с казахским языком проблему не решили, а теперь еще хотим вести предметы на трех языках. Казахский язык, как государственный обязателен в государственной службе, а туда не все идут. Получается для изучения других языков, есть больше мотиваций. Но и это одна сторона проблема. Это нововведение требует соответствующего преподавания и квалифицированных педагогических кадров. Как подготовилось к этому министерство образования, есть ли кадры, методические пособия, учебники — это тоже вызывает большие вопросы. А если нет, то все станет очередным экспериментом над школой», — сказал он.

Опасная игра

Политолог Султанбек Султангалиев в свою очередь считает, что некоторые тезисы, изложенные в открытом письме представителей казахской общественности противоречат не только существующему законодательству, но и здравому смыслу. По его словам о каком «духовном геноциде» может идти речь, если преподавание предметов «История Казахстана» и «Казахский язык» на государственном языке вводится в русскоязычных школах, чего прежде не было.  По его словам озвученное в письме требование, «чтобы обучение в начальных классах всех школ республики велось на казахском языке, а в среднем звене — не менее 70 % предметов преподавалось на госязыке»  противоречит действующей Конституции в части права граждан на получение образования (ст.19) и запрета на ущемление прав казахстанцев (ст 12 и ст. 14); во-вторых, исходя из существующих в системе казахстанского образования реалий невыполнимо на практике; в-третьих, чревато напряженностью в обществе, заметил он.

«Никакого ущемления казахского языка в казахстанском образовании нет и быть не может. Существуют гораздо более важные проблемы, которые необходимо решать. Обращение изобилует такими нелепостями и предложениями откровенно провокационного характера, рассчитанного именно на бурную реакцию общества. Новая общественная буря на фоне заметных экономических трудностей совершенно не нужна. На мой взгляд, данный информационный вброс был необходим тем, кто стоит за идеей коммерциализации учреждений образования, которое вызвало резко негативное отношение со стороны общества. Пока не понятно кто выступает кукловодом подписантов, но кто бы он не был, этот человек затеял очень опасную игру, прежде всего для себя самого», — считает Султанбек Султангалиев.

Экономист Айдархан Кусаинов заметил, что проблема развития государственного языка является одной из многих проблем, которые рождает подобная инициатива. Однако само письмо является весьма показательным. За двадцать пять лет двуязычие осталось нерешенной проблемой, причем двуязычие с обилием языковой среды, носителей языка, традициями и методиками. Попытки внедрить обязательное трехъязычие с третьим языком, который не используется в стране, без литературы, методических пособий, учителей и языковой среды является совершенно бессмысленной инициативой. Она приведет к дальнейшему снижению общего уровня образования, наращиванию физической и психологической нагрузки на учителей, учеников. Страна и так в лидерах по подростковому суициду и это в том числе результат постоянных инноваций взрослых дядей и тетей, за которые расплачиваются дети, заметил он.

«Необходимо в принципе пересмотреть государственную политику в области школьного и дошкольного образования. И первым и основным шагом должен быть полный мораторий на какие-либо реформы и инициативы в образовании на ближайшие 5-7 лет», — заключил он.


Также предлагаем нашим читателям посмотреть экпертную площадку журнала Exclusive «Мозговой Штурм» на тему трехъязычного образования: «Трехъязычие убьет казахский язык?»




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.