ЕНПФ и фондовый рынок – выхода нет?
Поддержать

ЕНПФ и фондовый рынок – выхода нет?

Итак, мы завершаем серию публикаций, посвященную текущему состоянию дел в экономике Казахстана. В финальной части проекта, основанного на мнениях и рекомендациях ведущих экспертов Казахстана, мы расскажем, почему ЕНПФ важней Нацфонда, и от чего страдают банки, которые только кажутся крупными.

Единый пенсионный парадиз – мифическая цель

Анализ

Пенсионные накопления, их эффективное использование, касаются вопросов благополучия нынешнего поколения пожилых людей и будущих поколений, которые неизбежно придут им на смену. У ЕНПФ, напоминают эксперты, есть ряд проблем, среди главных – население стремительно стареет. По некоторым оценкам, Казахстан является страной, где самое старое население в Центральной Азии: все меньше и меньше работающих людей и больше пенсионеров. Что делать?

Реальная стоимость наших денег

Само по себе управление активами ЕНПФ достаточно прозрачно, однако оно неподотчетно и даже, говорят эксперты, в некотором смысле неправомерно. Многие граждане воспринимают пенсионные отчисления как налог. Объем поступлений обязательных пенсионных взносов – 29 млрд. тенге. Эксперты сообщают, что наблюдается тенденция снижения поступлений. Особенно на фоне 13% инфляции, зафиксированной в прошлом году. На сегодняшний день объем денег, сконцентрированных в фонде, оценивается в 17 млрд. долларов. Для сравнения, год назад этот показатель составлял 25 млрд. долларов. До сих пор четко никто не ответил, куда, на какие цели и кем были изъяты 8 млрд. долларов. По мнению экспертов, структура портфеля фонда тоже низкого качества. Есть риск, предупреждают эксперты, что 44 % пенсионных денег мы уже, скорее всего, больше никогда не увидим, помимо этого, по их словам, практически 80% ЕНПФ связано с неэффективными инструментами.

Эксперты рекомендуют в срочном порядке снижать высокий уровень потенциальных рисков. Всем понятно, что пенсионные фонды не могут идти на рискованные операции, и они страдают, и, как говорят эксперты, продолжат страдать из-за высокой концентрации, мягко говоря, малоприбыльных инструментов. Однако текущая структура ЕНПФ не такая уже и плохая, потому что публичный долг, в отличие от частного долга, не столь гнетущий. Вместе с тем, весьма тревожным назвали эксперты тот факт, что реальная стоимость накоплений граждан снижается очень быстро. По некоторым оценкам, растущая инфляция бросает серьезный вызов государству, в частности, возникает незримый долг перед вкладчиками фонда объемом в 170 млрд. тенге.

Кого назначить крайним?

Подводя предварительные итоги, напрашиваются неутешительные выводы, кричащие о том, что нынешняя бюджетная система неэффективна, Нацфонд совершенно непродуктивен, а пенсионный фонд в рамках сложившейся социально экономической системы не в состоянии приносить достаточную прибыль. Решения, которые принимает правительство для поддержания работы финансовых институтов, в условиях константных вызовов продиктованных несовершенством структуры экономики носят фрагментарный характер. То есть исправление подсистемы в рамках нынешней системы, говорят эксперты, невозможно, поэтому необходимо безотлагательно приниматься за реформирование всей социально экономической базы.

Помимо этого, эксперты призывают правительство исправить ситуацию, при которой создается невозможность равного и адекватного применения законов к тем, кто сегодня непосредственно несет ответственность за сохранность и эффективное использование пенсионных накоплений граждан.

Эксперты предлагают рассмотреть возможность максимальной диверсификации капиталов фонда, создав некую пирамиду инструментов, в структуре которой, допустим, 40% будут задействованы в инфраструктурных облигациях, 30% это облигации государства, 10% акции голубых фишек и так далее, сформировав, таким образом, условия для доходности выше инфляции. По мнению ряда экспертов, именно правительство должно устанавливать эти инструменты с учетом опыта предлагается рассматривать вопрос в комплексе. Если раньше была норма, при которой разница между доходностью пенсионных фондов и инфляцией компенсировалась за счет республиканского бюджета, то сейчас с учетом зримо возросшей нагрузки, для начала следует систематизировать весь перечень вопросов и определиться с главным – куда мы идем и каковы цели этого путешествия.

Пенсионное золото

В ходе дискуссии также был отмечен тот факт, что 14% пенсионного фонда формируют крупные вкладчики, которые имеют высокий уровень профессиональной квалификации, а потому востребованы и потенциально способны покинуть страну. Поэтому, предложили эксперты, необходимо рассмотреть возможность, при которой вкладчик будет сам решать, в какие инструменты инвестировать свои средства.

Известно, что рынок пенсионных активов, в отличие от Нацфонда, – это личные сбережения граждан. То есть это самый деликатный социальный вопрос. Ряд экспертов считает, что важно сейчас остановить инвестиции капиталов такого типа в неэффективный менеджмент, это, по их словам, весьма рискованно, а раз цифры упорно говорят, что управление общими деньгами в Казахстане – малопродуктивное предприятие, то следует просто купить золото. По их словам, правы те, кто говорит, что средства нужно инвестировать в экономику, но тот тип экономики, который мы на сегодняшний день имеем, не готов даже к возврату вложенных в нее средств.

Отмечен экспертами еще один немаловажный психологический фактор, негативно влияющий на емкость пенсионных отчислений. По их словам, граждане, не испытывая доверия к системе, устанавливают минимальные пенсионные отчисления, исходя из принципа, что все эти деньги все равно пропадут. Также настроения, царящие сегодня в правящих элитах, не способствуют возникновению откровенного и открытого диалога с представителями экспертного сообщества, потому что разговор придется начинать с признания, что денег, чтобы и дальше прикрывать свою неэффективность, нет, что вся экономика находится в режиме ручного управления и пенсионный фонд тоже. При таком виде управления, где человеческий фактор играет определяющую роль, как известно, возрастает зависимость от размеров чиновничьего аппарата, одновременно список возможных рисков заметно увеличивается.

Вывод

Многие опрошенные нами эксперты согласились, что в нынешней ситуации решения, которые принимает правительство, носят откровенно волюнтаристский характер в условиях, когда проблемы необходимо решать безотлагательно. Поэтому, говорят эксперты, пенсионный фонд следует начинать дробить, а прежде чем передавать его под частное управление создать единую базу данных, выработать единые принципы и выстроить эффективную систему мониторинга.

БВУ в употреблении

В логике развития капитализма наиболее энергичные и предприимчивые стремятся туда, в те сферы деятельности, где самая высокая маржа. В Казахстане самая высокая концентрация капиталов отмечена в сырьевом секторе. В нынешней ситуации вложение средств инвесторов в непрерывное развитие МСБ – редкое исключение. По мнению экспертов, трудно сказать, несет ли в себе фактор высокой степени концентрации капитала в сырьевом секторе исключительно негативные проявления, как и наличие крупных финансово-промышленных группировок. Было бы хуже, считают эксперты, если бы ФПГ вообще не существовали. А так как ФПГ – неизбежная реальность, от которой не скрыться, то от группировок необходимо требовать, чтобы они придерживались нормальных принципов корпоративного управления и вышли на фондовый рынок, где могли бы получить определенную легитимность и конвертировать свой имеющийся административный ресурс на более или менее долгосрочную финансовую устойчивость.

По мнению экспертов, поддержка серьезных институциональных инвесторов придаст легитимность в глазах представителей крупного бизнеса и международного сообщества. И в случае покушений на них, например, с целью разрушить бизнес, инициаторы подобных шагов рано или поздно окажутся в суде. Поэтому, предлагают эксперты, следующим шагом могла бы стать летимизация их собственности международными финансовыми институтами.

Развитие фондового рынка с точки зрения обеспечения розничных инвесторов, говорят эксперты, происходит очень слабо. В целом усовершенствование прав розничных инвесторов оказало бы положительный эффект, но, как говорится, бесполезно постоянно подкачивать колеса, когда отказали тормоза: нет предпосылок для развития фондового рынка. При этом KASE располагает достаточным кадровым потенциалом, есть система, но отсутствие возможности защиты прав, как это происходит на международных биржах, нивелирует все плюсы.

Эксперты отмечают, что само по себе наличие концентрации капитала это объективный итог, а финансово-промышленные группы могут дальше развиваться только через выход на публичные рынки. Но либо низкий уровень прозрачности, либо полное отсутствие понимания принципов корпоративного управления, либо от того, что ФПГ не располагают акционерным капиталом в достаточной степени, чтобы совершить рывок, выход на публичные рынки остается для них иллюзорной мечтой. И все это наблюдается в условиях, когда МСБ не является точкой притяжения крупных капиталов.

Фондовый рынок, напоминают эксперты, это множество инвесторов и эмитентов: в Казахстане, можно сказать, нет ни тех, ни других. Чтобы как-то повлиять на ситуацию бесполезно менять регулирование. Нужно снять базовые запреты и внести коррективы в базовые принципы работы с чужими деньгами. Но в данном случае возникает кадровая проблемы – люди из системы вымылись, остались либо энтузиасты, либо все те же представители ФПГ. Хотя и их ряды заметно оскудели.

Сегодня, как воздух, рынок нуждается в либерализации. Эксперты посчитали, что прозвучавшая недавно критика со стороны рынка по отношению к регулятору – положительный момент, так как возникает диалог.

Давно вопрос об уровне концентрации капитала банков, при которой в нашей системе якобы возникает монополизация наносящая вред, остается главным в понимании расклада внутри сектора. Его подпирает проблема неопределенности, которая касается еще одного важного момента: входят ли банки в некий единый конгломерат, контролируемый единым центром и равны ли условия среди тех банков, которые конгломерату не принадлежат, так как лишены возможности использования административного ресурса и доступа к кредитным ресурсам. По мнению экспертов, негативным фактором является еще и то, что чрезмерная концентрация подобного рода банков нарушает пресловутую систему противовесов. Хотя, в принципе, любая группировка хочет и может иметь свой банк, но плохо именно то, что кто-то может иметь доступ к определенного рода преференциям, а кто-то нет.

На самом деле, напоминают эксперты, экономика истлевает, потому что, как уже говорилось, нет прозрачности, эффективного корпоративного управления. Можно попробовать принудительно листинговать компании, чтобы экономка самоочищалась, пусть болезненно, через банкротства, но это будет необходимо: нужно очищать экономику от неэффективного менеджмента.

Что делать, когда известны имена лиц, у которых есть капиталы, но они – и лица, и капиталы – не в стране, когда эти люди не верят в безопасность своих денег в Казахстане и даже отрицательная доходность за рубежом не их останавливает от размещения средств за пределами государства?

Резюме

Уровень дискуссии, состоявшейся по инициативе медиапортала Exclusive, надо признать был достаточно высоким. Промежуточные выводы, к которым мы пришли после первичного анализа всех частей проекта, сводятся к тому, что госдолг приближается к критическому уровню с точки зрения обслуживания, Нацфонд почти исчерпан, пенсионный фонд близок к показателям, при которых, как говорится, делить будет нечего. Была ли похожа дискуссия на полемику двух обанкротившихся миллиардеров, которые, отрицая очевидное, продолжают спорить об эффективности тех или иных финансовых инструментов? Можно утешится тем, что ситуация сегодня такова, что, как говорится, чем хуже – тем лучше, что ничего не изменится пока не рухнет система. Но если это неизбежно произойдет – резко или нет – должен быть план. И должны быть люди, способные реализовать каждый из намеченных пунктов.

Что экспертное сообщество, по чьей-то злой воле отлученное от системы управления, может сделать?

Не ждать! Быть неким раздражителем, фасилитатором в коммуникациях между властью и обществом. Именно экспертное сообщество является прямой альтернативой силовому варианту развития ситуации, оно уже сейчас готово выступить против наблюдаемого сегодня колоссального паралича воли власти.

Редакция в лице главного редактора Карлыгаш Еженовой искренне благодарит экспертов Казахстана согласившихся принять приглашение поучаствовать в создании серии материалов «Вивисекция казахской экономики». Вот их имена:

Жарас Ахметов, Шамиль Дауранов, Ануар Буранбаев, Ураз Жандосов, Азамат Джолдасбеков, Аскар Елемесов, Талгат Камаров, Саян Комбаров, Евгений Кочетов, Айдархан Хусаинов, Меруерт Махмутова, Асет Наурызбаев, Расул Рысмамбетов, Магбат Спанов, Султанбекова Жанара, Галим Хусаинов и Мухтар Тайжан.

Часть I «ГОСДОЛГ И КВАЗИГОССЕКТОР»

Часть II «ИЗГНАТЬ ГОСУДАРСТВО ИЗ ЭКОНОМИКИ»

Часть III «НА ЧТО ТРАТЯТСЯ ДЕНЬГИ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ»




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.