Развитию туризма мешают … люди
Поддержать

Развитию туризма мешают … люди

Зачем туроператорам свое министерство? Представители туристической отрасли Казахстана настаивают на необходимости создания нового министерства, которое бы курировало их отрасль. Представители туриндустрии считают, что их незаслуженно обделили и отрасли срочно нужны радикальные меры, чтобы ее реанимировать.

Эксперты приводят неутешительные цифры, в 2015 году в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма Казахстан занял 85-е место среди 141 страны, расположившись рядом с африканской Кабо-Верде. По данным Комитета по статистике министерства национальной экономики РК в 2015 году заполняемость гостиниц туристами в Казахстане составила всего 23,5% от общего числа против 27,8% в 2014 году. Сейчас в Казахстане реализуется Концепции развития туристской отрасли до 2020 года.

В ней отмечается, что существует как минимум пять основных экономических и социальных интересов для того, чтобы рассматривать туризм в качестве одного из национальных приоритетов развития в Республике Казахстан:

1) возможность обеспечить в сфере туризма свыше 230 тысяч рабочих мест, в том числе население сельских и отдаленных районов и молодежь без отрыва от традиционного сельского образа жизни;

2) содействие развитию культуры предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, создавая бизнес-возможности для семей, малых и средних предприятий;

3) вклад в развитие регионов и сельских районов Республики Казахстан, в том числе развитие инженерно-транспортной инфраструктуры в отдаленных районах, инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан;

4) содействие сотрудничеству и создание возможностей в других секторах экономики, включая сельское хозяйство, машиностроение, легкую и пищевую промышленность, непроизводственный сектор;

5) содействие созданию положительных и продуктивных межкультурных отношений, способствующих продвижению национального и межгосударственного взаимопонимания.

Представители туристического рынка утверждают, что для реализации этих целей, которое утвердило правительство им и нужно свое министерство.

«Почему бы сейчас не создать министерство туризма? Почему бы не привлечь реальных профессионалов этой отрасли? То, что страна до сих пор не имеет собственного туристического бренда, это о чем-то говорит, хотя много лет уже ведется разговор. Разговор ведется коллегиально, то есть там задействованы министерство иностранных дел, министерство экономики, задействованы Аппарат Президента, министерство по инвестициям и развитию, но вот это бесконечное обсуждение не привело к тому, чтобы был создан бренд. Сейчас бюджет, штат сотрудников превосходит бюджет самого регулятивного органа. Наш пример — департамент туризма хоть и имеет свой бюджет, но не может им распоряжаться, нужно ходить и собирать кучу согласований. При этом уходит время и теряется актуальность вопроса», — подчеркнул руководитель управления туризма и внешних связей Алматы Тимур Дуйсенгалиев.

С этим мнением согласна и глава Казахстанской туристской ассоциации (КТА) Рашида Шайкенова. По ее словамстатус департамента туризма не отвечает требованиям времени в индустрии.

«Сегодняшнее пожелание туристского сообщества заключается в том, чтобы создать нормальный регулирующий орган. Потребность в самостоятельном регулирующем органе для туротрасли Казахстана приобрела актуальность в силу возрастающего интереса к стране. Хотя, из-за турбулетности у нас более всего в 2015 году пострадал выездной туризм. Если к началу осени речь шла о 50%-м снижении потребительского спроса, то цифры по осенне-зимнему сезону показали катастрофическую ситуацию — 70-80% по сравнению с 2014 годом. Было минимальное количество чартерных программ, а цены серьезно варьировались — от $500 до 2000. По сути, девальвация тенге не обнажила проблемы, а лишь закрепила тенденцию, согласно которой турбизнес испытывает серьезное давление финансовой, экономической нестабильности, и люди в первую очередь вынуждены отказывать себе и своей семье в отдыхе. Участники рынка продолжают рассчитывать на повышение потребительского спроса и решение существующих проблем. Здесь нам могло бы помочь соответствующее министерство, если бы оно было создана» — сказала Рашида Шайкенова.

Депутат партии КНПК Айкын Конуров отметил, что в Казахстане уже были красивые планы по развитию туристической отрасли, которые так и остались планами. Он не разделяет оптимизма представителей туротрасли, но понимает их желание «плодиться и размножаться», ведь по его словам теплое министерское кресло и его бюджет дорого стоят.

«Чтобы страна стала привлекательной для туристов недостаточно планов и желаний чиновников. Существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на развитие отрасли. Объективно, в условиях глобального кризиса, общего спада турпотоков и возрастания в регионе рисков терроризма и экстремизма говорить о привлекательности нас, как страны для массового туризма не приходится, а экстремалы к нам и так едут. Субъективные факторы — это слабая инфраструктура, отсутствие кадров и системы их подготовки, довольно суровый климат, нефтяное проклятие. Опыт показывает, что если чиновники начинают регулировать какую-нибудь сферу, то не быть добру. Бизнесу просто нужно помочь с инфраструктурой, дать длинные дешевые деньги на турпроекты и не мешать», — сказал Айкын Конуров.

Бывший официальный представитель Ассоциации турагентств Казахстана Денис Кривошеев заметил, что идея создать министерство зреет в умах казахстанских общественников от туризма давно, ведь речь идет о баснословных деньгах, которые выделяются государством на развитие. Они и сейчас расходуются не эффективно, но никто не даёт гарантии, что, когда появится огромный штат, «портфель», то всё будут тратиться верно, подчеркнул он.

«Могу сказать со стопроцентной уверенностью, что сегодня развитию мешают люди. Во главе комитетов, комиссий, консультационных советов стоят пенсионеры. Они мало что понимают в современных процессах и задачу видят только в сохранении собственного контроля над отраслью, причем никого не волнует, что сама отрасль давно живет отдельно от них и не считает выдуманные ими инициативы жизнеспособными. Лично моя позиция такова: я понимаю, что существующее положение дел недопустимо. Туризм — это огромная отрасль, которая нуждается в оперативном и независимом управлении, но до отдельного министерства очень далеко. Поэтому, необходимо создать национальный офис по туризму, где на равных долях будут представлены министерства культуры, МИР и НПП. Этот триумвират, заинтересованный в развитии направления, имеющий компетенции и бюджеты. При этом такое положение обеспечит баланс интересов. Да, сначала будет сложно найти консенсус. Чтобы не планировали в концепции, пока не решат три простых вопроса, турист в Казахстан не поедет, это – транспорт, виза и безопасность. Добраться в страну дорого и сложно, виза стоит сумасшедших денег, будто у нас все улицы золотом посыпаны, ну про безопасность и говорить не стоит. Достаточно вспомнить избитого недавно до полусмерти американца. Сколько бы рекламы мы не заказывали, сколько логотипов не рисовали, все будет впустую. Концепции же пишутся, к сожалению, без учета интересов бизнеса и людьми, которые думают только о собственных интересах и последствия от таких концепций сложно предугадать. К примеру, совсем недавно был спор о том, как минимизировать риски в отрасли. Было предложено две концепции – страхование договоров и фонд гарантирования, несмотря на здравый смысл и примеры несостоятельности идеи, в законе был предусмотрен фонд, потому как его пролоббировала вся та же группа общественников от туризма, надеясь на этом заработать. Даже страшно представить, что теперь будет. Что касается форума, то впервые в сознании чиновников произошёл перелом, туризм стали воспринимать серьезно. Наверное, потому, что нефть никак не поднимется выше 50 долларов за баррель. И теперь у нас впереди не первый этап развития туризма, а нулевой, когда нужно определиться хотя бы с понятиями, кто такой турист, можно ли считать каждого пересекшего границу туристом, как зарабатывать на гостях. Предложение же остается прежним: отказаться от виз со всеми странами, кроме тех, кто считается источником террористической угрозы, открыть небо и навести прядок на низовом уровне в полиции», — заключил Денис Кривошеев.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.