Постановление – Специальный проект «Желтоқсан-86»
Поддержать

Постановление – Специальный проект «Желтоқсан-86»

Часть восьмая: Окончательная оценка

В конце сентября 1990 года, через четыре года после трагедии, Президиум Верховного Света Казахской ССР, после изучения материалов Комиссии, пришел к выводу, что «непосредственной причиной протеста молодежи послужило откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны Центра». 

Exclusive.kz продолжает публиковать материалы, связанные с историей трагических событий декабря 1986 года. Материалы предоставлены Фондом Алтынбека Сарсенбаева. 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Верховного Совета Казахской ССР
о выводах и предложениях Комиссии по окончательной оценке
обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате
17-18 декабря 1986 года.
 

Рассмотрев материалы Комиссии, заслушав и обсудив сообщение её сопредседателя, народного депутата СССР тов. Шаханова М.Ш., Президиум Верховного Совета Казахской ССР отмечает, что выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер.

Непосредственной причиной протеста молодежи послужило откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны Центра, направившим первым секретарем Компартии Казахстана по стереотипу доперестроечных времен мало известного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа.

Неумелые, политически неоправданные действия руководства республики, паническая оценка демонстрации рабочей и учащейся молодежи против скоротечного и почти оскорбительного для достоинства республики решения пленума ЦК Компартии Казахстана, предпринятые неадекватные ситуации меры по отношению к демонстрантам способствовали перерастанию событий в негативные формы. Вместо того, чтобы с самого начала избрать тактику равноправного диалога, была сделана ставка на подавление выступления молодежи столицы силой. Руководство этим процессом взяли на себя представители Центра и новый партийный руководитель республики, отключив практически от принятия решений не только местных руководителей, но и её высшие законодательные и исполнительные органы. Узким кругом лиц из Центра решался вопрос о переброске в Алма-Ату спецчастей внутренних войск из других регионов, о применении силы для подавления демонстрации.

После упущенного момента для контактов с демонстрантами, когда обстановка уже обострилась и мирное настроение молодежи на площади стало сменяться нетерпением и агрессивностью, политика диалога уже в прямые оскорбление и хулиганские выходки по отношению к руководителям республики, вышедшим к микрофонам на трибуне. Стали звучать противоправные призывы, начались стычки с силами охраны порядка, забрасывание их камнями, поджоги машин и другие нарушения.

Вооружение рабочих дружин по указанию партийных органов палками, металлическими прутьями и обрезками кабеля придало событиям характер противостояния сторон по национальному признаку. Это стало одной из серьезных политических ошибок тех дней.

Подавление беспорядков сопровождалось избиением людей, причем нередко задержанных без разбора, применением других жестких методов, включая использование малых саперных лопаток и служебных собак, что впоследствии лицемерно отрицалось в официальных версиях освещения декабрьских событий, вызывая недоумение и возмущение их очевидцев.

Сегодня требуется взвешенный подход к оценке этих событий с учетом конкретной обстановки тех дней, неожиданности происшедшего, но это ни и в коей мере не оправдывает допущенных тогда грубых политических просчетов со стороны союзного руководства и руководства республики, вследствие которых первоначально мирный протест молодежи г. Алма-Аты привел к трагическим результатам, большому числу пострадавших среди демонстрантов и сил охраны порядка.

Много нарушений допускалось в процессе судебно-следственного разбирательства уголовных дел участников событий, которое проводилось скоропалительно и с выраженным обвинительным уклоном. Наряду с беспринципностью отдельных следователей и судей, здесь немалую роль сыграло давление со стороны партийных органов.

Президиум Верховного Совета Казахской ССР постановляет:

  1. Отметить, что Комиссия провела большую работу по выполнению поручения Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Согласиться в основном с выводами и предложениями Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года.
  2. Направить материалы Комиссии в Верховный Совет СССР, Прокуратуру СССР, Совету Министров Казахской ССР и соответствующим министерствам и ведомствам СССР и республики для рассмотрения и принятия мер по вопросам, входящим в их компетенцию.
  3. Прокуратуре Казахской ССР, Верховному Суду Казахской ССР и Министерству внутренних дел Казахской ССР пересмотреть все дела об уголовном и административным наказаниям участников декабрьских событий с целью проверки законности наказаний, а также возбудить или возобновить прекращенные уголовные дела по фактам, указанным в пунктах 6 и 7 выводов и предложений Комиссии.
  4. Выводы и предложения Комиссии опубликовать в печати.
  5. Признать работу Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986года, завершенной.

Председатель Верховного Совета Казахской ССР                             

Е. Асанбаев 

Алма-Ата, 24 сентября 1990 года


Другие материалы проекта «Желтоқсан-86»:

Исцеление – интервью Нурсултана Назарбаева

Часть 1: Желтоксан – как это было

Часть 2: Документальная хроника

Часть 3: Мухтар и Олжас

Часть 4: Коммунисты и листовки

Часть 5: Европа и Президент

Часть 6: Кто виноват? Из книги Кунаева

Часть 7: Назарбаев о декабре-1986

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.