Казахстан – земля обетованная… для мигрантов
Поддержать

Казахстан – земля обетованная… для мигрантов

Казахстан превратился в альтернативную страну для трудовых мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.  Согласно прогнозам экспертов по миграции, в следующие десять лет предложение рабочей силы в Центральной Азии вырастет на 4 миллиона работников.

Проще говоря, дополнительно еще 4 миллиона граждан Центральной Азии будут вынуждены покинуть родину в поисках работы и лучшей жизни. Тем временем, по данным международной организации по миграции за последние пару лет число рудовых мигрантов в России снизилось в два раза. По сути, все эти люди обосновались в Казахстане. Об этом сообщил Деян Кесарович, координатор по Центральной Азии, глава миссии в Казахстане.

Причина такого выбора тривиальна  – между странами Центральной Азии нет визового режима, нет языковой и культурной проблем.

Кроме того, в последнее время появился новый тренд – многие трудовые мигранты из стран Центральной Азии, включая и граждан Казахстана, мигрируют в Турцию. И объем миграции как в Турцию, так и в Казахстан увеличивается.

Что касается Казахстана, то, по словам Кесаровича, наша страна нуждается в квалифицированной рабочей силе. Это может стать гарантией ежегодного роста ВВП на 4 процента, считает он.

Тем временем, в офисе МОМ в Алматы журналистов ознакомили с отчетными докладами по теме трудовой миграции, эксплуатации и торговли людьми в нашем регионе.

Почему миграция поменяла вектор?

Итак, в сфере трудовой миграции в СНГ появились новые тенденции. Так называемые гастарбайтеры из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана из-за экономического спада в России, стали оседать в альтернативной стране – в Казахстане.

Еще одна причина такого выбора – это ужесточившаяся политика в отношении мигрантов из стран, не входящих в Евразийский экономический союз. «Россия частично потеряла свою привлекательность в качестве страны назначения для трудоспособного населения Центральной Азии, желающего найти работу за границей. Об этом свидетельствует снижение числа мигрантов из всех центральноазиатских республик, за исключением Кыргызстана, вступившего в ЕАЭС в 2015 году», — считают эксперты МОМ.

Кроме того, в России мигранты стали восприниматься как носители  религиозных идей радикального толка и, в отдельных случаях, как участники экстремистской деятельности.

В отчете МОМ говорится, что,  начиная с 2014 года, еще большую нестабильность положению мигрантов придали такие дополнительные стрессовые факторы, как продолжающийся экономический спад в России, обесценивание рубля и валют стран Центральной Азии и широкомасштабное наложение санкций, в частности запрета на повторный въезд. «В результате многие из них почувствовали свою уязвимость: от потери финансовых ресурсов до появления чувства безысходности и снижения самооценки», — считают эксперты.

Негативные последствия регионального экономического спада не спасет даже стабильный уровень миграции, считают в МОМ. По статистике Центрального банка России, объем денежных переводов резко упал по всему региону. В 2015 году денежные переводы в Кыргызстан упали на 47% в долларовом выражении, в Узбекистан — на 58% за тот же период времени, а частные переводы в Таджикистан -на 66%.

Между тем, обесценивание национальных валют Таджикистана и Кыргызстана вслед за падением российского рубля и казахского тенге несколько смягчило негативный эффект сокращения размеров оплаты труда.

Кроме того, на динамике миграции в Центральной Азии сказалось и продолжающееся применение запретов на повторный въезд мигрантов, совершивших административные нарушения в России. Эти люди, не имея возможности вернуться в Россию в период от трех до пяти лет или даже более продолжительное время, находятся в поисках альтернативных вариантов для миграции.

«Таким альтернативным направлением для ищущих работу мигрантов из Центральной Азии постепенно становится Казахстан. Хотя статистические данные о том, сколько из ныне работающих в Казахстане мигрантов имеют запрет на повторный въезд в Россию, отсутствуют. Результаты нашей региональной полевой оценки

свидетельствуют о том, что мигранты, следовавшие через Казахстан транзитом, решают в нем остаться после получения отказа во въезде в РФ на российской границе, тогда как другие мигранты стремятся устроиться на работу в Казахстане вместо эмиграции в Россию», — говорится в отчете МОМ.

Прогнозы

По мнению экспертов МОМ, ситуация с миграцией в Центральной Азии претерпит изменения в следующие несколько лет под влиянием нескольких факторов.

Во-первых, согласно прогнозам, предложение рабочей силы в Центральной Азии вырастет на 4 миллиона работников в следующие десять лет и будет продолжать увеличиваться после 2026 года. Поэтому продолжающаяся экономическая нестабильность в регионе может стимулировать мобильность населения и трудовую миграцию как внутри Центральной Азии, так и за ее пределы.

Во-вторых, среднесрочные прогнозы не предсказывают быстрого возврата к росту в российской экономике, что может означать дальнейшее усиление административного контроля за негражданами на рынке труда России. В результате, в России может появиться больше нерегулируемой миграции и уязвимых мигрантов.

В-третьих, возможно увеличение потоков законной трудовой миграции как следствие дальнейшего расширения Евразийского экономического союза, подписания соглашений о свободной торговле с другими странами Центральной Азии и упрощения условий доступа на рынок труда ЕАЭС для граждан Таджикистана и Узбекистана.

В-четвертых, региональные миграционные потоки могут ослабнуть по мере того, как регион будут вовлекаться в новые инфраструктурные и торговые проекты. Например,  «Экономический пояс Шелкового пути». Растущий спрос на рабочую силу, несомненно, потребует адекватных механизмов управления миграционными потоками для обеспечения защиты прав мигрантов и их эффективной интеграции и реинтеграции, а также доступа к социальной помощи и защитным механизмам.

Как решать проблемы?

Негативные последствия неурегулированной миграции внутри Центральной Азии и за ее пределами, очевидны. По мнению экспертов, проблему можно эффективно решить только при участии как принимающих стран, так и стран происхождения. В частности, правительства стран Центральной Азии должны совместно решать большой круг вопросов. Это и мобильность трудящихся-мигрантов, и защита их прав и предоставление безопасных условий для миграции. Кроме того, один из важных вопросов, который нужно решать совместными усилиями всем странам Центральной Азии —  это противодействие возникающим угрозам безопасности, таким как радикализация определенных категорий мигрантов.

Международные специалисты по вопросам миграции уверены, что «государствам Центральной Азии также необходимо в приоритетном порядке прилагать усилия как на национальном, так и на региональном уровне в решении вопросов интеграции и реинтеграции возвращающихся мигрантов с запретом на повторный въезд в Россию и развития новых, приносящих доход видов деятельности в регионе (как в принимающих странах, так и в странах происхождения). Важно, чтобы социально-экономическая интеграция с устранением факторов уязвимости мигрантов стала существенной профилактической составляющей политики в целях предотвращения радикализации мигрантов и их ухода в религиозные экстремистские организации».

Три фактора, которые мешают интеграции

Как адаптироваться мигрантам, которые долгие годы работали и жили в России?

Первый фактор: проблема интеграции и реинтеграции  мигрантов отсутствовала в повестке дня стран Центральной Азии.

Второй фактор: ухудшение экономической ситуации еще больше ограничило возможности для создания в регионе Центральной Азии новых рабочих мест, которые могли бы перетянуть значительное число возвращающихся мигрантов с российского рынка труда.

Третий фактор: как показывает сравнение между гражданами Узбекистана и Таджикистана, устойчивое перенаправление потоков трудовой миграции (например, из Казахстана в Россию) зависит от наличия крепких диаспор, которые могли бы предоставлять юридическую, экономическую и социальную поддержку вновь прибывшим мигрантам.

Страшилки о Казахстане

В Казахстане оценка положения мигрантов, имеющих запрет на повторный въезд, показала, что из-за отсутствия информации о стране и недостаточное развитие иммигрантских социальных сетей, они оказались социально уязвимы. В группы высокого риска входят  мигранты, прибывающие из чрезвычайно неблагополучных регионов. Как правило, эта социальная группа не имеет контактов в принимающей стране и необходимой информации о правилах пребывания в ней.

Мигранты в поисках быстрого заработка зачастую становятся жертвами эксплуатации со стороны непроверенных посредников и новых знакомых. Неурегулированный статус — это еще одна причина, из-за которой мигранты предпочитают не обращаться за помощью по официальным каналам (к государственным органам и организациям гражданского общества), тем самым доступ к эффективным механизмам защиты для них закрыт.

В результате такого добровольного нахождения в тени мигранты могут быть со временем подвержены риску стать жертвами эксплуатации или махинаций со стороны преступных и экстремистских группировок, и, в конечном счете, оказаться в конфликте с законом принимающей страны.

В долгосрочной перспективе это может привести к росту числа мигрантов, работающих без надлежащего оформления трудовых отношений. Вместе с тем, будучи привлекательной страной назначения для трудовой миграции, Казахстан заинтересован в развитии межправительственного диалога на региональном уровне в целях поиска наиболее эффективных путей легализации статуса и защиты прав трудящихся-мигрантов.

МОМ рекомендует особое внимание обратить на более активное привлечение к сотрудничеству диаспор или общинных лидеров, укрепление диалога между НПО и государственными органами и проведение более активных и долгосрочных информационных кампаний для мигрантов.

Такая информация должна быть доступной по прибытии в Казахстан — в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах, а также на пограничных контрольно-пропускных пунктах.

Печатные материалы на нескольких языках (казахском, кыргызском, русском, таджикском и узбекском) должны информировать о рисках пребывания в неурегулированном статусе и о требованиях законодательства принимающей страны. Кроме того, в них также следует описать виды помощи, предлагаемые мигрантам миссиями МОМ, НПО, общинами и диаспорами.

Кто пострадал больше?

Введение запретов на повторный въезд в Россию резко изменило жизнь гастарбайтеров. Существует три группы мигрантов, которые особенно пострадали от этой меры.

Первая группа: Вернувшиеся мигранты, в семьях которых запрет получили более одного члена семьи, не могли рассчитывать на получение денежных переводов от других членов семьи и не имели работы на родине.

Вторая группа: Молодые мигранты с низким уровнем образования испытывали больше трудностей с трудоустройством по возвращении домой по сравнению с более образованными соотечественниками.

Третья группа: Мигранты из сельских районов обычно имели более низкий уровень образования, больше иждивенцев, испытывали больше давления со стороны своих расширенных семей и общин после внезапного возвращения, им пришлось опять приспосабливаться к более строгому и традиционному укладу жизни.

Кроме того, важным фактором, определяющим степень уязвимости опрошенных мигрантов, стала их низкая осведомленность о собственных правах. По возвращении домой респонденты даже не рассматривали вариант обращения в официальные учреждения за необходимой помощью в реинтеграции на родине, поскольку в их представлении органы власти ассоциируются с коррупцией и притеснениями, и они не верили, что государственные органы будут заинтересованы в оказании помощи вернувшимся мигрантам. Так, было замечено, что не менее двух третей опрошенных мигрантов не знали о существовании социальных выплат для безработных, а те, кто обращался в государственные учреждения, делал это только в надежде получения помощи с амнистией и отменой запрета, чтобы вновь эмигрировать.

Рекомендации МОМ

Очень часто мигранты-«запретники» остаются безработными по возвращении на родину. В частности, не имеют доступа к пенсионной системе или социальному страхованию, так как они не платили отчисления в соответствующие фонды или не смогли перевести пенсионные накопления на родину.

МОМ считает, что «необходимо рассмотреть возможность запуска целевых правительственных программ по устранению этих недостатков через принятие конкретных законодательных мер и организовать легкодоступную поддержку вернувшихся мигрантов в сотрудничестве с местными НПО и миссиями МОМ в целях предотвращения отчуждения, изоляции, недовольства и последующей радикализации этой обширной социальной группы».

Так, специалисты МОМ считают, что нужно запускать программы прямой помощи. Например, фонды стартового капитала, микрокредиты, микрозаймы для вернувшихся мигрантов, имеющих запрет на въезд в Россию, чтобы дать им хоть какую-то возможность заработать на жизнь и достичь определенной экономической стабильности.

Кроме того, должны быть разработаны специализированные реинтеграционные меры для брошенных и разведенных женщин с маленькими детьми, чтобы помочь им включиться в экономическую деятельность и получить необходимую социальную поддержку.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.