Берлин Иришев: «За рубежом нас никто не ждет»
Поддержать

Берлин Иришев: «За рубежом нас никто не ждет»

Казахстанский экономист об отъезде Бекжана Идрисова, освобождении Аблязова  и китайской экспансии на западе. Он считает, что сотни тысяч талантливых казахстанцев покинули свою родину в поисках самореализации. Но государство до сих пор не понимает, что диаспора – часть государства и важный потенциал любой страны.

— Сайт qazaquni.kz назвал Вас лидером казахской диаспоры за рубежом. Является ли это нормальной практикой, когда человек может воспользоваться своим правом выбрать страну проживания или это все же желание жить в «чужом раю» пока не создан свой?

Оказаться человеком года в этой номинации для меня большая неожиданность. Понятие «диаспора» для Казахстана не является новым. Еще до развала Союза мы уже имели этническую диаспору в Китае, Монголии, Турции, Афганистане…Тогда эта волна диаспоры возникла на основе принужденного бегства из страны в период коллективизации и возникшим в связи с этим джутом. Этническая диаспора давно потеряла интерес к текущим событиям в Казахстане, поскольку в отличие от нас они не владеют кириллицей и русским языком. Кроме того, они являются последователями строгих религиозных устоев, чего нет у нас. Многие из этой части вернулись в Казахстан на постоянное проживание как оралманы. Немало и тех, которые вернулись недовольные предоставленными условиями жизни.

Нынешняя  диаспора казахстанцев имеет иные истоки образования. Независимость страны привела к свободе выбора, соотечественники уезжают в другие страны  в поисках лучших условий для реализации собственных возможностей. Вот эта часть нашей диаспоры остается на волне событий в Казахстане. В этом близость и ценность диаспоры казахстанцев в отличие от этнической диаспоры. Большинство выезжают на свой страх и риск. И здесь речь не идет о желании жить в «чужом раю». Здесь никто тебя не ожидает с хлебом и солью, и вы попадаете в жесткое конкурентное пространство.   Во Франции, например, излишек рабочей силы составляет около 10 %. Это угнетает многих. Не случайно в этой стране каждые три дня один аграрник заканчивает жизнь самоубийством. Не все выдерживают адские условия конкуренции. Рай только на том свете.

— Как бы Вы вообще охарактеризовали процесс «утечки» умов из Казахстана?

Безусловно, это опасная тенденция. У нас в стране немало талантливых людей, особенно в сфере информационных технологии, которые не находят соответствующего приложения. Запад же таковых разыскивает днем с огнем. Термин  «Head Hunters» (охотники за умами) на западе появился с развалом большого Союза, когда талантливые люди оставались без должного внимания. К тому же происходил развал оборонной индустрии. С того момента немало лучших специалистов различных секторов оказались на Западе.   Эту ситуацию раньше нас поняли россияне и сумели создать собственную  команду из соотечественников, которые были способны взломать секретные   сайты и представляют угрозу даже  США. Браво. Бум информационных технологии должен сопровождаться высоким уровнем их защиты.  

Стартап невозможен без креативных талантов, они пользуются спросом повсюду. В США много лауреатов, но большинство из них или их предки родились в  других странах, включая страны СНГ.  У нас была хорошая школа химиков, астрономов, математиков, программистов…Где они сейчас?  Очень сожалею, что бывшие хорошие вузы Казахстана в погоне за деньгами значительно деградировали.

— Есть ли какая то статистика о численности диаспоры и насколько диаспора самоорганизована?

Демографическая статистика учитывает общее количество эмигрантов и иммигрантов. За годы независимости страну покинули более 4 млн. населения. Но цели такого передвижения имеют слишком большой разброс, а параметры такого передвижения не позволяют определить численность диаспоры в конкретной стране реципиенте. Многие соотечественники не считают обязательной регистрацию при консульстве, и поэтому трудно сказать, сколько наших соотечественников в Германии или во Франции. К сожалению, не во всех странах созданы ассоциации , которые объединяют соотечественников и владеют ситуацией. Наша Ассоциация казахстанцев во Франции была создана в 2010 году и продолжает успешно расширяться. Растет количество диаспоры и эта тенденция сохраняется. Когда-нибудь мы придем к пониманию необходимости в создании Всемирной Ассоциации казахстанцев.

— Как выстраивается взаимоотношение власти с диаспорой? Имеете ли вы какую-нибудь финансовую или иную помощь со стороны государства?

Должен констатировать, что за 25 лет независимости власть до сих пор не определилась по отношению к собственным диаспорам. Она замкнулась на той первой группе, которая еще называется оралманами. Нет  единой государственной  политики, не говоря о правовых документах. Этот вопрос отдан на откуп посольств, которые строят эти отношения на собственное усмотрение. В этом меня убеждает шестилетний опыт Ассоциации Казахов Франции.

Очень жаль, что власть до сих пор не определилась в отношении к собственной диаспоре и, более того, воспринимает ее в негативном свете. Как вам известно, недавно наша Ассоциация организовала Концерт с участием наших талантливых музыкантов, проживающих в странах Европы. Событие было приурочено к 25 летию независимости и  проводилось под флагом Казахстана. Задолго до 17 декабря АКФ направила официальное приглашение Министру иностранных дел и Министру культуры: ни привета, ни ответа. Не последовало элементарное спасибо за приглашение. Вот такая культура, вот такая многовекторная политика. Без ответа осталась наша просьба к г-ну Тойшибаеву прислать команду тележурналистов из Брюсселя. Мы провели свое крупное мероприятие без единого тиына бюджетных денег. Господа Министры получают солидную зарплату, носятся перед иностранцами, и не отвечают за государственную политику.

Что за политика по игнорированию своих сограждан ? Куда катимся? 

Я 11 раз сопровождал Главу государства в зарубежной поездке и знаю его большой интерес к соотечественникам. Сейчас наше желание организовать встречу членов АКФ с руководителями страны  игнорируется. И что взамен? Часто главе государства предлагаются сомнительные личности, которые наносят урон имиджу страны и должны быть объявлены персоной «нон грата».    Между тем, в нашей Ассоциации немало казахстанцев, которые занимают очень важные позиции в крупных компаниях и структурах, и обладают знаниями, недоступными сотрудникам посольства. А ведь их опыт и компетенции могут оказаться неоценимыми для страны.

— Китай расценивает свои диаспоры за рубежом как плацдарм для экспансии своего бизнеса. Как Вы думаете, как Казахстан мог бы более эффективно распорядиться своими соотечественниками, которые оказались сегодня за его пределами?

— Да, диаспора — по существу тот же Болашак, но без участия государственных денег. Среди тех, кто выезжает заграницу, много талантливых и креативных людей, которые на свой страх и риск покидают насиженные места, чтобы найти лучшее применение своим знаниям и возможностям. А знания, помноженные на опыт за границей, всегда имеют большую цену. Именно такая категория диаспоры сыграла большую роль в динамизме экономики Китая, Индии и, особенно, Израиля. Израильтяне в любой точке земного шара всегда остаются верными Храмовой горе и делают все, чтобы их родина процветала. Кстати, еврейская диаспора имеет солидную  финансовую поддержку со стороны казахстанского миллиардера, то есть за счет денег казахстанцев. Жарайсыңдар, қазақтар! Такое понимание ценности  диаспоры когда-нибудь придет  и в Казахстан, но, похоже, не скоро. А ведь среди нашей диаспоры немало людей,  готовых вернуться в Казахстан и приложить свои знания в интересах своей родины.

— Не сомневаюсь, что Вы с трепетом следите за событиями в Казахстане. Как бы Вы прокомментировали последнее заявление Бекжана Идрисова?

— Судя по всему, Бекжан — незаурядная личность, пользовавшаяся уважением соотечественников. И его неожиданный отъезд большая потеря для страны. Но я не воспринимаю его жесткие и не оправданные обвинения. При этом он не рассуждает, а цинично осуждает свой народ. Если бы он оказался представителем другой национальности, его стоило бы вызвать на дуэль за оскорбление народа. Уверен, это заявление — не плод долгих раздумий, и со временем будет переосмыслено. По отношению к Родине мы все — простые смертные. Мы не должны сеять хаос и беспорядок, осуждая свой народ.

Своим заявлением  Бекжан оказался на полосе встречного движения…К сожалению, он не отреагировал на мое открытое обращением к нему о том, чтобы публично принести свои извинения перед народом своей страны до конца 2016 г.,  чтобы войти очищенным от грязи в новый 2017 год. 

Говорят, никто никому не обязан так, как обезьяны Дарвину. Мы люди, подобно обезьяне, обязаны своим происхождением земле отцов, нашим родителям, народу, в среде которого мы сформировались. И у нас нет морального права осуждать свой народ и предавать его анафеме. Где бы мы ни жили, мы остаемся носителями культуры и традиций своего народа, даже если этого не осознаем. За границей каждый человек острее воспринимает эти чувства независимо от своего успеха на чужбине.

— Наверняка страх Идрисова за свою судьбу вызван тем, что сейчас в тюремных камерах находятся известные журналисты Матаев и Габдуллин.

— Своё отношение к преследованию журналистов я выразил сразу же после известия об аресте Сейтказы Матаева. Затем в тюремной камере оказывается Бигельды Габдуллин. Это большая ошибка. Журналист — неприкосновенная личность. Если он задел чью-то честь, то суд выносит решение, и его издательство штрафуется за публикацию материала. Но журналистов не сажают в тюрьму и их не преследуют силовые органы. Если такое происходит в моей стране, то страна сползает на опасный путь аморализма и антидемократии. Такие действия неизменно ведут к ухудшению инвестиционного климата с точки зрения политических рисков, которые у нас и без того высоки.  Я уверен, что глава государства не проинформирован об этом и это происходит на уровне госчиновников, которые боятся каких-то разоблачений. 

И все это происходит на фоне хаоса в финансово — банковской системе. Исчезает 5 млрд. тенге пенсионных накоплений самой бедной части населения, идут банкротства банков с вкладами населения. И кто за все это отвечает. Журналисты?

Кстати, факт преследования журналистов повлиял и на оценку государственно-политической системы Казахстана в Госсовете Франции в начале декабря 2016 года…

— Вы имеете в виду решение Госсовета Франции об освобождении Мухтара Аблязова?

— Решение Госсовета Франции 9 декабря, за неделю до 25-летия независимости, оказалось неожиданным французским  «подарком». Вопрос этот имеет чисто юридический характер и это компетенция правовых институтов. На мой взгляд, Казахстан, защищая свои интересы, должен был оставаться  в поле правовых действий. Однако три года тому назад наша страна была подвергнута фронтальной атаке в массмедиа Франции за подключение сомнительных посредников и  попытку подкупа французской прессы.

В тот же период Минюст Франции принимал делегацию правовых структур из Казахстана, которые на встрече говорили только о составе преступления и процедуре экстрадиции. Минюст Франции был удивлен  тем, что делегацию не интересует здоровье и быт, условия в камере заключенного гражданина Казахстана. Тогда я и понял, что дальнейшие действия и попытки по экстрадиции бесполезны. О возможности такого исхода дела я рассуждал три года тому назад в статье «Бой проигран». Тем более, сложность иерархии демократических институтов не оставляли никакой надежды на власть Премьера и Президента Франции.

Сотни тысяч евро в этом бесполезном  бою растворились в этих сомнительных кругах или просто оказались присвоенными.

— Какие ключевые события уходящего года Вы бы выделили? Как, например, наши соотечественники за рубежом оценили земельные митинги в мае этого года?

— Безусловно, у нас нет индифферентности к событиям, происходящим в нашей стране. В качестве ответа позволю себе обратить ваше внимание на следующие факты.

 Франция отдалена от Китая расстоянием в 7 тыс. км. Но и здесь испытывают тревогу в связи с фактом скрытого приобретения собственности на плодородные земли китайским миллиардером Keqin HU в 2014 г., когда он сумел тихо через подставные фирмы тайно скупить 1700 Га земли в департаменте Indre. Это опасный прецедент по расширению их присутствия в земельной собственности. Встревожены аграрники и Парламент Франции. Возникала опасность потери контроля ситуации в этом секторе: что сеют, чем обрабатывают и т.д. Но ситуация изменится. Буквально на днях  французскому парламенту будет представлен проект Закона о правилах на покупку и продажу сельхозугодий для исключения подобных случаев. Теперь правительство будет располагать правом блокировки скупки земель иностранными компаниями. Франция не приграничная страна с Китаем, но предпочитает исключать прецеденты в самом начале. Нам бы их заботы. Это вам не шерше ля фам.

Кстати, Президент США Дональд Трамп не случайно пригласил в качестве советника по внешней торговле Наварро, считающего экспансию Китая в Америке «экономической войной» против США.

Мы не должны утопать в иллюзии, что наши соседи с востока  сделают казахстанцев счастливыми и богатыми. Наша земля и наш народ  — это реальное богатство, которое не имеет цены. И мы должны его сохранить приумножить. 

Париж. 3 января 2017 г

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.