Свободу мнениям и мирным собраниям!
Поддержать

Свободу мнениям и мирным собраниям!

Amnesty International призвала власти Казахстана увеличить пространство свободы.

Накануне одна из самых авторитетных международных правозащитных организаций представила доклад о ситуации с состоянием свобод в Казахстане, в нем отмечены тревожные тенденции в области новых преград на пути независимой прессы и свободы в социальных сетях.

В стране многие пользуются интернетом и социальными сетями: более 55% населения имеют доступ к интернету дома, а около одной пятой всех жителей страны являются регулярными пользователями социальных сетей. Социальные сети, такие как Фейсбук и ВКонтакте, а также мессенджеры вроде WhatsApp и такие видеохостинги, как YouTube и Periscope стали важным местом, где жители Казахстана могут свободно высказывать свои идеи и мнения, отмечается в докладе.

Необходимо отметить, что в отсутствие доступа к большинству других каналов массовой коммуникации, в частности, к радио, телевидению и печатной прессе, эти сайты стали местом, где правозащитники могли публиковать информацию о злоупотреблениях и нарушениях прав человека и обращать на них внимание общественности.

Для того чтобы закрывать или блокировать доступ к отдельным интернет-ресурсам, временно или окончательно используются давно существующие, так и недавно принятые законодательные полномочия.

Все больше людей считает, что они должны заниматься «самоцензурой» своих постов в соцсетях. 

По мнению активистов все больше людей считает, что они должны заниматься «самоцензурой» своих постов в социальных сетях. Право на свободу выражения мнений, которое включает в себя право искать, получать и распространять информацию, признается в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который Казахстан ратифицировал в 2006 году.

В июне 2016 года Совет ООН по правам человека принял резолюцию о «Продвижении, защите и осуществлении прав человека в интернете», которая гласит, что люди имеют такое же право на свободу выражения мнений в интернете, как и вне его.

Государства должны запрещать «пропаганду ненависти», представляющую собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, это относится и к материалам, распространяющимся в интернете, государства обязаны запрещать людям делать заявления, которые выражают «национальную, расовую или религиозную ненависть» и подстрекают к «дискриминации, вражде или насилию». Эти запреты должны быть ясно изложены и четко сформулированы в законодательстве, отмечено в докладе. Они должны применяться таким образом, чтобы неоправданно не ограничивать право на свободу выражения мнений.

Ограничения должны быть необходимыми и соразмерными и должны преследовать законную цель — обеспечение национальной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения или общественной морали или защиты прав и свобод других лиц. Осуществление права на свободу мирных собраний не должно подлежать предварительному утверждению, считают составители доклада.

Более того, на государствах лежит позитивная обязанность содействовать и защищать право на мирное собрание, как в законодательстве, так и на практике для обеспечения осуществления людьми их права проводить собрания, как гласит общее правило, в местах, где целевая аудитория собрания сможет увидеть и услышать их.

Свобода выражения мнений в Казахстане остается ограниченной, как законодательно, так и на практике.

Amnesty International  отмечает, что в законе «О средствах массовой информации» говорится, что все интернет-сайты приравниваются к средствам массовой информации. Однако в письме Министра информации и коммуникаций, опубликованном в июле 2016 года, уточняется, что с точки зрения права, только интернет-сайты, принадлежащие зарегистрированным СМИ, определяются как СМИ. Несмотря на наличие такой защиты, свобода выражения мнений в Казахстане остается ограниченной, как законодательно, так и на практике, подчеркивают правозащитники.

Статья 174 Уголовного кодекса запрещает возбуждение розни на социальных, национальных, расовых, родовых или религиозных основаниях или по признаку происхождения, предусматривая наказание вплоть до 10 лет лишения свободы. Несмотря на то, что статья 174, как представляется, защищает людей от дискриминационного поведения или высказываний, в том числе пропаганды ненависти, сам термин «рознь» четко не определен, в результате чего закон сформулирован широко и расплывчато. Правозащитная организация отмечает, что любые правовые ограничения свободы выражения мнений на основании защиты других лиц от дискриминации и проявлений враждебности, должны быть точными и достаточно ясными, чтобы дать индивиду возможность регулировать собственное поведение так, чтобы не нарушить закон.

Человеку, осужденному по статье 274, может грозить до 10 лет лишения свободы.

Статья 274 Уголовного кодекса устанавливает уголовную ответственность за «распространение заведомо ложной информации». Это касается и материалов, распространяемых в интернете. Более того, использование сетей коммуникации является отягчающим обстоятельством и ведет к более серьезному наказанию. Человеку, осужденному по статье 274, может грозить до 10 лет лишения свободы.

Учитывая криминализацию клеветы в Казахстане, угроза привлечения к уголовной ответственности по статье 274 заставляет журналистов осторожно писать на острые темы, особенно если они не в состоянии проверить каждый упоминающийся факт. К тому же грань между фактом и мнением может быть расплывчатой: запрет на ложные новости может легко превратиться в запрет на мнения.

Как заявил в 2000-м году Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, «в случаях таких правонарушений, как публикация и распространение «ложной» или «алармистской» информации, тюремное заключение достойно порицания и несоразмерно с ущербом, нанесенным жертве.

Поправки к закону «О связи», внесенные в 2014 году, дали Генеральной прокуратуре право по собственному усмотрению и без постановления суда заставлять интернет-провайдеров блокировать доступ к материалам в сети, которые считаются «экстремистскими» или представляющими угрозу безопасности.

Другие поправки в закон «О связи», которые вступили в силу в 2016 году, требуют от пользователей интернета загрузить и установить «национальный сертификат безопасности», без которого они не могут получить доступ к интернет-трафику, который передается через протокол HTTPS.

Около пятой части казахстанцев являются активными пользователями социальных сетей.

По данным на июль 2016 года, 55,8% населения Казахстана имеет доступ к интернету, что определяется по наличию доступа в интернет из дома. Исследование, проведенное зимой 2015 — 2016 годов показало, что 3,3 млн. человек из 16 млн. всех жителей Казахстана, то есть около пятой части от общего числа жителей, были активными пользователями социальных сетей. Правительство Казахстана рассматривало развитие «информационного общества» как задачу первостепенной важности для страны и предприняло некоторые шаги по предоставлению государственных услуг в режиме онлайн.

Согласно Индексу развития электронного правительства ООН, Казахстан выше всех остальных стран СНГ.

В 2016 году, согласно Индексу развития электронного правительства ООН, который оценивает готовность и возможности государства в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Казахстан занял 33 место, выше всех остальных стран СНГ.

Некоторые государственные служащие используют интернет и социальные сети как инструменты для повышения уровня государственных услуг. Например, мэр Алматы, Бауыржан Байбек, заслужил одобрение жителей города за повышение подотчетности и открытости городского правительства, в том числе используя социальные сети для того, чтобы реагировать на проблемы и жалобы граждан.

Право на свободу выражения мнений, в том числе право искать, получать и распространять информацию, защищено Конституцией и законодательством Казахстана, а также в рамках обязательств Казахстана по международному праву.

Международная организация отметила, что Казахстан должен выполнять свои обязательства по поощрению прав на свободу выражения мнений и мирных собраний, согласно международному праву и Конституции.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.