Доходы и расходы – бег наперегонки
Поддержать

Доходы и расходы – бег наперегонки

Пять важных событий казахстанской экономики за неделю с 6 по 12 февраля 2017 года по версии Exclusive.kz.

1. О планах приватизации

Правительство принимает на себя крайне жесткие обязательства, связанные с определением планов приватизации. Несколько ближайших недель будут временем максимального задействования лоббистских ресурсов.  

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов сказал в начале недели на заседании Кабмина: «До 1 марта нами будет подготовлен проект решения правительства по утверждению конкретного перечня объектов, подлежащих приватизации до 2018 года. Также до 1 марта будет подготовлен исчерпывающий перечень объектов, которые останутся в государственной собственности и квазигосударственном секторе. Объекты, которые не войдут в указанные перечни будут ликвидированы, как не соответствующие принципам Yellow Pages Rules.

Вероятно, в реальности процесс приватизации и ликвидации объектов будет растянут на годы.

Вероятно, в реальности процесс приватизации и ликвидации объектов, не соответствующих принципам Yellow Pages (не присутствия государства как собственника в конкурентных секторах, где действует частный бизнес), будет крайне сложно осуществить в директивно определенные сроки, и процесс будет растянут на годы. Тем не менее, руководство государственных и квазигосударственных структур будет сталкиваться с подзабытым с 1990-ых годов или никогда не испытываемым ощущением, что попадание в тот или иной список становится вопросом жизни или смерти. Серьезное столкновение интересов неизбежно, и многим структурам придется доказывать свою стратегическую важность и необходимость нахождения в госсобственности. В каких-то случаях будет лоббироваться наоборот приватизация и переход активов в собственность, неприкосновенность которой получает дополнительные конституционные гарантии. При этом у министерства экономики есть самый серьезный политический ресурс для сокращения участия государства в экономике. Остается, однако, непонятным, есть ли у правительства какое-то долгосрочное видение относительно того, что и в каком объеме должно остаться у государства. Последние месяцы прошлого года скорей располагали в пользу точки зрения, что серьезная приватизация откладывается до улучшения конъюнктуры и ситуации на казахстанском финансовом рынке. Ускорение приватизации выглядит не результатом эволюции подходов внутри кабмина, а необходимости реализации политических решений, принятых главой государства. Согласно свежим данным от Минфина: «всего по графику продаж активов «Самрук- Казыны» на 2014-2017 годы подлежит приватизации 165 объектов. По состоянию на 7 февраля из запланированных на  продажу 149, фактически выставлены на торги 132, 73 актива проданы». При этом вывод на фондовой рынок акций части элитных нацкомпаний несколько раз откладывался.   

2. О финансовой поддержке проблемных банков

В опубликованном заключительном заявлении МВФ внимание привлекают рекомендации о принципах госвливаний в проблемные банки.  

Финансовая поддержка государства на цели санации банков должна предоставляться только при соблюдении жестких условий, обеспечивающих ограничение издержек и будущих рисков.

По оценкам, прозвучавшим от МВФ, по итогам  обсуждений  с казахстанскими монетарными и экономическими властями, предложения  выглядят следующим образом: «финансовая поддержка государства на цели санации банков должна предоставляться только при соблюдении жестких условий, обеспечивающих ограничение издержек и будущих рисков. Во избежание избыточных государственных расходов, необходима тщательная финансовая и юридическая оценка состояния банков (due diligence). Государственные средства следует предоставлять только жизнеспособным системообразующим институтам при наличии рисков для финансовой стабильности, и необходимо полностью использовать консолидированную долю акционеров для погашения обязательств, прежде чем будут предоставлены средства государства. У акционеров не должно сохраняться прав требований в отношении активов. Средства на поддержку капитала должны выделяться из государственного бюджета, из средств Нацфонда или путем выпуска внутренних или внешних долговых обязательств, но не из средств Нацбанка (или ЕНПФ). Министерству финансов следует рассмотреть вопрос о предоставлении капитала в форме обычных выпусков рыночных ликвидных государственных ценных бумаг (это также способствовало бы увеличению емкости рынка ценных бумаг и поглощению избыточной ликвидности)».

Рекомендации МВФ — это более откровенный взгляд самих казахстанских властей на то, чтобы стоило делать с точки зрения «чистой экономики».

Рекомендации МВФ, отчасти это, конечно, некий внешний бенч-марк, и возможность использования авторитета МВФ во внутривластных дискуссиях, но в тоже время часто это более откровенный взгляд самих казахстанских властей на то, чтобы стоило делать с точки зрения «чистой экономики», без учета политических осложнений и позиций существующих в Казахстане групп влияния.

Представители фонда во главе с Марком Хортоном высказали свою точку зрения также по поводу приобретаемых государством проблемных активов. Они, включая земельные участки и объекты недвижимости, должны быть оперативно ликвидированы, чтобы решить сохраняющиеся длительное время проблемы и обеспечить продажу этих активов новым инвесторам, что придаст импульс экономической активности. Реализацию проблемных активов в форме прозрачных аукционов должен осуществлять Фонд проблемных кредитов (ФПК). Для активизации деятельности ФПК могут потребоваться изменения нормативно-правовой базы и привлечение внешних советников.

3. О государственном финансировании сельского хозяйства

Казагрофинанс информирует о своих программах финансирования посевной и уборочных кампаний. Холдинг настроен рисковать, частично кредитуя производителей напрямую: «Объемы бюджетного финансирования не столь велики – 60 миллиардов тенге и еще 35 миллиардов планируется привлечь из внебюджетных источников».

В 2016 году на посевную и уборочные кампании «Казагро» направило, с учетом бюджетного кредита, 114,9 млрд. тенге, в 2015 году — 101,3 млрд. тенге.

Первоочередность будет отдаваться сельскохозяйственным кооперативам.

Как отмечается в сообщении, в этом году для достижения большего охвата сельхозтоваропроизводителей государственным финансированием, первоочередность, как и в прошлом году, будет отдаваться сельскохозяйственным кооперативам.

Вводится механизм финансирования с учетом приоритетности культур.

Кроме того, в целях повышения эффективности использования государственных средств и увеличения загрузки отечественных перерабатывающих предприятий, вводится механизм финансирования с учетом приоритетности культур… Речь идет о таких культурах, как масличные (подсолнечник, рапс, лён, соя), ячмень, сахарная свёкла, рис, кукуруза на зерно, хлопчатник, овес, картофель».

В списке приоритетов, однако, нет пшеницы, которая является основной специализацией крупнейших агрохолдингов, которые, получается, будут кредитоваться по остаточному принципу.

Прямое финансирование будет осуществляться через филиальную сеть Аграрной кредитной корпорации, но, при наличии у заемщиков банковских гарантий.

Вторым путем называется целевое фондирование банков, а третьим — финансирование сельхозпроизводителей через кредитные товарищества, микрофинансовые организации и региональные инвестиционные центры. Очевидно, такой выбор приоритетов отражает коллапс кредитования банками зерновых компаний, поскольку соответствующий кредитный портфель становится все более проблемным. Роль кредитора, хоть каким-то образом, пытается взять на себя квазигосударственный холдинг.

Регулируемыми остаются цены лишь на АИ-80, цены на АИ-92 либерализованы вскоре после перехода к режиму свободного плавания тенге.

4. О главном факторе инфляции — ценах на бензин

Либерализация цен на регулируемые ранее марки бензина происходит с большими сложностями.

Небольшой рост цен на бензин связан лишь с укреплением рубля по отношению к тенге.

Незначительное повышение цен на АИ- 92, произошедшее в начале недели, заставило многие госструктуры делать разъяснения, отчасти напоминающие оправдания. Антимонопольщики напомнили, что регулируемыми остаются цены лишь на АИ-80, цены на АИ-92 либерализованы вскоре после перехода к режиму свободного плавания тенге. В настоящее время происходит лишь мониторинг цен на этот сорт, при этом на бензиновом рынке в целом сохраняется высокая зависимость от российского импорта. По оценкам министра энергетики Каната Бозумбаева, состоявшийся небольшой рост цен на бензин, по существу, связан лишь с одним фактором —  укреплением рубля по отношению к тенге за несколько последних месяцев.

Нынешние цены соответствуют ценам на самый дешевый бензин соответствующей марки на российском рынке.

Экономист Галим Хусаинов, после произошедшего повышения вновь подробно анализировал ситуацию на внутреннем бензиновом рынке на своей странице в Facebook. Согласно его выкладкам, с учетом разницы в размере акцизов и налогообложения, нынешние цены соответствуют ценам на самый дешевый бензин соответствующей марки на российском рынке. По существу, произошедшее повышение стало влиянием двух факторов: укрепления рубля и роста цен на бензин на российском рынке.

В 2016 году, согласно официальной статистике, оно, однако было не слишком значительным, составив 3,4%.

Общим впечатлением от ситуации остается то, что длительное замораживание ситуации негативно повлияло на привлекательность внутреннего рынка и уровень конкуренции. Выход, конечно, должен был быть связан со снижением зависимости от импорта, этого, однако, не происходит даже в ситуации относительно невысоких мировых цен на нефть. В последние месяцы рост цен на бензин остается одним из главных факторов инфляции.  

В необходимости принятия зарплатных корректировок были убеждены практически все компании.

5. О новых реалиях рынка

Репрезентативное исследование «Эрнст энд Янг» показывает нормализацию ситуации с подходами работодателей по отношению к затратам на персонал. 

Большинство респондентов увеличивают или планируют увеличить заработную плату.

В опросе приняла участие 41-на компания из 16 отраслей, работающих на казахстанском рынке. При этом 61% респондентов составили структуры с иностранным участием. Одним из главных выводов исследования выглядит уменьшение необходимости принимать какие-то экстренные решения, связанные с зарплатой сотрудников. Контраст выглядит особенно ярким на фоне предыдущих опросов, один из которых был проведен осенью 2015 года в момент ослабления тенге. Тогда в необходимости принятия зарплатных корректировок были убеждены практически все компании, но в той экономической ситуации намерения повышать или сокращать зарплаты в тенговом выражении разделялись почти поровну: 53 против 47%. По итогам опубликованного опроса, число компаний, предпринимающих меры по отношению к персоналу в связи с изменением экономической ситуации заметно уменьшилось. Сокращение наблюдается как по числу компаний, которые уже реализовали какие-то меры, так и тех, кто собирается это предпринять до 49%. Большинство респондентов увеличивают или планируют увеличить заработную плату.

По приводимым словам, одного из авторов опроса, менеджера EY Октябрины Мурзагалиевой: «Итоги говорят о том, что компании приспособились к новым реалиям рынка. Действия, принимаемые в ответ на изменение экономической ситуации, перешли из разряда реактивных мер в оперативные задачи. Часть работодателей, предпринявших меры в марте 2016 года, ожидают от них соответствующего эффекта, и не планируют новых действий. Работодатели, предпринявшие или планирующие предпринимать меры в отношении работников по результатам опроса декабря 2016 года, более активно используют в качестве такой меры внеочередной пересмотр заработных плат. При этом работодатели зачастую осуществляют оптимизацию расходов и бизнес-процессов, устанавливают ограничения по найму новых работников или по открытию вакансий».

Речь, вероятно, идет о выборке компаний с уровнем выше среднеотраслевого, но тенденции, складывающиеся здесь через некоторое время, могут проявляться на казахстанском рынке труда в целом.                 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.