Республика Алаш: 100 лет спустя
Поддержать

Республика Алаш: 100 лет спустя

Exclusive.kz совместно с Институтом культуры и духовного развития «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева начинает серию публикаций, посвященных 100-летию Национально-демократической республики Алаш, более известной по советской истории как Национально-территориальная автономия Алаш.

Директор Института Султан Хан Аккулы считает, что столетний Юбилей Республики Алаш – это историческое событие, которое необходимо отметить в общенациональном масштабе. По его мнению, в 1920 году именно Автономия Алаш стала политическим и идеологическим фундаментом современного Казахстана.

Вариант статьи на казахском языке

Что означает термин «Алаш»?

Сегодня казахское национально-освободительное движение начала ХХ века, западноориентированную часть казахской национальной интеллигенции принято называть «национальное движение «Алаш» или «элита «Алаш». Основанием для этого является создание первой казахской национальной либерально-демократической партии по инициативе А.Н. Букейхана на первом Всеказахском съезде. К тому же, официальная столица (до мая 1917 года посёлок Заречная Слободка, позже присоединённая к Семипалатинску, ныне Семей) Национально-демократической республики носила официальное название «Алаш».

Алаш Орда — это название Народного совета – высшего политического и исполнительного органа государственной власти (правительства) Национально-территориальной автономии Алаш по объявлению, но Национально-демократической республики по сути.

Народный совет (правительство) Алаш Орда состоял из 25 членов (комиссаров), 10 из которых было предоставлено представителям других народов и этносов, переселившихся в Казахские Степной и Туркестанский края. Среди представителей других народов членами Алаш Орды были Григорий Потанин и Вадим Чайкин.

Восемь членов правительства Алаш Орда из 15 комиссаров Народного совета Алаш Орда имели высшее юридическое образование, один из которых имел научную степень магистра права (Жакып Акбайулы), четыре из них в 1906-1907 годах избирались депутатами І и ІІ Государственной думы. Пять членов Алаш Орды (А. Букейхан, Б. Кулманулы, М. Шокай, М. Тынышбайулы и А. Биримжан) с марта-апреля по декабрь 1917 года занимали должность комиссара Всероссийского Временного правительства от области до уезда, двое из них являлись членами Чрезвычайного комитета Временного правительства по управлению Туркестаном (А. Букейхан, М. Тынышбайулы). Ахмет Биримжан (Беремжанов), как и Айдархан Турлыбайулы (Турлубаев), имел солидный опыт работы в судебной системе царской России, был депутатом Думы сразу двух созывов 1906-1907 годов, еще один выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета Раимжан Марсекулы (Марсеков) с 1902 по 1917 годы непрерывно занимался адвокатской практикой (присяжный поверенный). Другой юрист по образованию Жанша Досмухамедулы (Жаганша или Жиханша Досмухамедов) – за короткий период успел подняться на высокий пост в органах прокуратуры самодержавной России (заместитель прокурора Томской губернии). В ноябре 1917 года все 15 членов Алаш Орды без исключения были избраны в члены Всероссийского учредительного собрания.

Среди комиссаров и кандидатов в комиссары Алаш Орды также были востоковед, инженер железнодорожного транспорта, военный врач, агроном, ученый-лесовод, математик и другие высококвалифицированные и опытные кадры. Один лишь Отыншы Альжанулы (Отунчи Альджанов) имел средне-специальное образование (омская учительская семинария) и достаточно большой опыт педагогической и публицистической деятельности.

Созвучие Алаш Орды с Алтын Ордой было далеко неслучайным. Отцы-основатели заложили в его название скрытый, но глубокий и далекоидущий смысл.

Созвучие Алаш Орды с наименованием чингизхановской империи Алтын Орда — величайшей империи во всей истории человечества – было далеко неслучайным. Отцы-основатели заложили в его название скрытый, но глубокий и далекоидущий смысл, означающий буквально: «Алаш» — название единого тюркского народа, «Орда» — «Государство» (или «Империя»).

Что касается термина «Алаш», то необходимо отметить следующее. Ещё в 1910 году в историко-справочном очерке «Казахи» (в ориг. «Киргизы») идейный основоположник и лидер движения «Алаш» Алихан Букейхан писал, что у казахов боевым кличём являлось «имя мифического лица Алаша». В 1913 году в статье «Қазақтың тарихы» (букв. «История казахов») он дал более развернутое толкование имени Алаш, что, по его мнению, означало «человек отечества». «Джучи хану было присвоено народное имя «Алаш», — отмечалось в этой статье, подписанной псевдонимом Түрік баласы (букв. «Потомок тюрков», один из многочисленных псевдонимов А.Н. Букейхана.), — Это означает «Алаш – голова алашевцев» («голова отечества» Т. Б.)».

В 1905-1917 годах имя «Алаш» стало идеей казахского национального возрождения, программой создания современной национальной культуры и единой нации, лозунгом и знаменем борьбы за восстановление национальной государственности.

Об объединяющей силе идеи «Алаш» свидетельствует тот исторический факт, что в ноябре 1917 года в выборах во Всероссийское учредительное собрание партия «Алаш» одержала триумфальную победу над всеми другими, в том числе партией «Үш жүз» («Три жуза») и РСДРП (меньшевиков и большевиков), и получила все 43 депутатских мандата. В целом, партия «Алаш» заняла восьмое место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьского путча.

Элита «Алаш» считала, что бороться против могущественной русской империи, пусть даже экономически отсталой от Западной Европы, и вернуть независимость путём вооруженного восстания невозможно. Такой путь борьбы, по убеждению элиты Алаш, не найдет массовой поддержки в народе, о чём красноречиво свидетельствовало поражение восстания хана Кенесары.

На их взгляд, не насильственный и не вооруженный путь метод современной политический борьбы за независимость долгий, но самый верный. Поэтому западноориентированная интеллигенция «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом стала сотрудничать с наиболее прогрессивными политическими силами самой империи, как, например, Конституционно-демократическая партия, программные цели и задачи которой в целом отражали стремления и чаяния казахов.

Наиболее вероятный путь, который мог привести казахов к независимости, лежал прежде всего через радикальное реформирование самой колониальной империи.

Наиболее вероятный путь, который мог привести казахов к национальному самоопределению, а затем и полной независимости, на взгляд лидеров «Алаш», лежал прежде всего через радикальное реформирование самой колониальной империи: преобразование России из самодержавия в федеративное парламентское демократическое государство.

Лидер «Алаш» Алихан Букейхан был убежден, что без перехода России из монархии в федеративную парламентско-демократическую республику, казахам не вернуть своих исконных земель, объявленных в 1868 году «собственностью российской казны», и не добиться восстановления национальной государственности. Будучи членом самой влиятельной российской политической партии 1905-1917 годов (с 1912 года член её ЦК) – Конституционно-демократической или кадетской партии, а также вступив в ряды российских масонов (1908-1917 гг.), Алихан Букейхан стремился объединить все прогрессивные силы империи и направить их общие усилия на свержение самодержавия.

После Февральской революции 1917 года, А. Букейхан и его соратники вышли из кадетской партии и создали первую казахскую либерально-демократическую партию, которую назвали «Алаш».

Восстановление независимости с ханской властью элита Алаш считала архаичным и бесперспективным.

Восстановление независимости с прежним ханским институтом государственной власти элита Алаш во главе с прямым потомком Чингис хана Алиханом Букейханом считала архаичным и бесперспективным. Поэтому элита Алаш своей целью поставила решение стратегических задач, часть которых была отражена в знаменитой «Каркаралинской петиции» 1905 года, которая была опубликована в 1905 году в санкт-петербургской газете «Сын отечества», в августе 1906 года в омской «Иртыш», которую редактировал сам Букейхан.

Элита Алаш была убеждена: нет государства без собственной территории.

В четвертом пункте петиции говорилось, что необходимо добиться «признания земли, занимаемой казахами, их собственностью». Элита Алаш была убеждена: нет государства без собственной территории.

Казахи требовали внедрения родного языка и письменности в делопроизводстве местных органах власти и суда.

Согласно второму пункту петиции, казахи требовали внедрения родного языка и письменности во всех начальных школах, где обучаются дети казахов, в делопроизводстве местных органах власти и суда.

В соответствии с третьим пунктом петиции — «для выяснения текущих нужд казахского народа необходимо издание газет на казахском языке, для чего потребуется установление явочного порядка на издание газет без предварительной цензуры и на открытие типографий».

Одной из стратегических целей движения «Алаш» и его лидера являлось введение в казахском Степном и Туркестанском краях так называемого земства, что давало возможность местному самоуправлению распоряжаться значительной частью налогов и так называемым «казахским капиталом» для открытия национальных школ, больниц, дорог и других важных социально-культурных объектов, то есть направить на развитие местной инфраструктуры.

Интеллигенция «Алаш» рассматривала земство ещё и как кузницу национальных управленческих кадров не только для местного самоуправления, но и будущего национального государства.

Добиваясь введения земства в Степном и Туркестанском краях, элита «Алаш» преследовала долгосрочную перспективу – строительство современного казахского государства с прочным фундаментом – развития местного самоуправления и инфраструктуры.

Введение для казахов воинской повинности путём отмены закона 1834 года, по которому казахи были освобождены от воинской службы, являлось ещё одним важным пунктом стратегии движения «Алаш».

Для формирования из казахов легальных конно-кавалерийских войск с самостоятельным (национальным) войсковым управлением, лидеры Алаш были не прочь воспользоваться помощью, например, башкир, а также казачьих войск. Более того, они видели в казачестве своих союзников, в том казачестве, которое в то время являлось опорой и орудием колониальной политики России в Степном и Туркестанском краях — Казахстане.

Первые казахские кавалерийские части (полки армии Алаш) удалось сформировать лишь после образования Республики Алаш к лету 1918 года, которые в 1918-1920 годах совместно с войсками казачьих атаманов вели ожесточенные бои против советской красной армии.

Казахской элите удалось создать современную казахскую письменность, литературу, культурную основу. Новая национальная идея объединила казахов в единую нацию.

Следует отметить, что к началу ХХ-го века западноориентированной казахской элите сугубо мирным путем удалось создать современную казахскую письменность, литературу, культурную основу. Новая национальная идея объединила казахов в единую нацию. Именно к этому историческому моменту все представители казахских жузов и родов осознали себя потомками единого предка… Алаш.

Напомню, что первые современные казахские литературные сочинения в прозе и поэзии – романы («Несчастная Жамал» М. Дулатулы, «Красавица Камар» С. Торайгырулы, «Калым» С. Кобейулы и др.), рассказы, поэмы, пьесы, сборники стихов, басень и мн.др., первые периодические издания – газеты («Серке», «Қазақ газеті», «Қазақстан», «Қазақ», Сарыарқа»), журналы («Айқап», «Абай»), а также учебники, учебные пособия, хрестоматии для казахских светских школ были изданы до 1917 года. Первый сборник оригинальных сочинений великого Абая и его переводов из русской литературы, а также «Оян, қазақ!» («Пробудись, казах!») М. Дулатулы, «Маса» («Комар») А. Байтурсынулы и многие другие были в том числе.

Итог деятельности элиты и движения «Алаш» оценивался как «культурный ренессанс».

Следовательно основа современной казахской культуры была создана до Февральской революции 1917 года. Позднее, в 1960-80-х годах, в ряде западных исследований об истории казахов конца ХІХ-го и начала ХХ-го века итог деятельности элиты и движения «Алаш» оценивался как «культурный ренессанс».

Лидеры движения «Алаш» предложили своему народу новые ценности и идеалы, цели и задачи, адекватные требованиям и вызовам нового ХХ-го столетия, и разбудить в нём национальное самосознание. ІІІ Всеказахский курултай (учредительный съезд), состоявшийся 5-13 (18-26) декабря 1917 года в Оренбурге, образовал Национально-территориальную автономию Алаш и сформировал её высший государственный исполнительный орган – Народный совет (правительство) Алаш Орда.

13 декабря 1917 года был днем восстановления казахской национальной государственности и образования современного Казахского государства в новом формате.

13 декабря 1917 года — это поворотный момент новейшей истории казахского народа. Это был день восстановления казахской национальной государственности и образования современного Казахского государства в новом формате.

ІІІ Всеказахский курултай (І и ІІ Всеказахский съезды прошли в апреле и июле 1917 г.) на подлинно демократической основе — при участии 4-х альтернативных кандитатов — избрал председателя (президента) Алаш Орды — Алихана Букейхана.

За 7 лет до образования Республики Алаш, в 1910 году, Алихан Букейхан в своем историко-справочном очерке «Казахи» (в ориг. «Киргизы») перечислил 9 областей, 1 губернию (Астраханскую) и ряд волостей Алтайского края, которых казахи занимали с испокон веков и где их численность приобладали над всеми другими народами, прежде всего крестьянами-переселенцами. В декабре 1917 года в связи с образованием Республики Алаш, эти 9 областей, 1 губерния и ряд волостей Алтайского края были объявлены её территорией.

«Автономія Алашъ… занимаетъ территорію, имеющую форму почти круга (!), составляетъ крупную, съ 10 миллионным населениемъ, политическую единицу».

В 1918-1920 году, в ходе переговоров с лидерами очередного самопровозглашенного «всероссийского правительства» (Сибирская Автономия, Комуч, Уфимская директория и т.д.), председатель (президент) Алаш Орды Алихан Букейхан неуклонно заявлял: «Автономія Алашъ… занимаетъ территорію, имеющую форму почти круга (!), составляетъ крупную, съ 10 миллионным населениемъ, политическую единицу».

Важно отметить тот исторический факт, что бывшим лидерам Республики Алаш удавалось сохранить её территорию в форме «почти круга» лишь до 1930 годов, постепенно теряя её части начиная с 1925 года (См. фото №№ 1, 2: Карта Казахстана 1927 года из книги профессора Г.Н. Черданцева «Рассказ Джафара о Казакстане». – Москве, 1927 г.; карта Казахстана 1920-1929 гг.). Из них в 1925 году Оренбургская область вместе с одноимённым административным центром, бывшим первой столицей Советского Казахстана, перешла под юрисдикцию РСФСР, город Ташкент и ряд прилагающих районов – по единовластному решению Иосифа Сталина и за подписью Турара Рыскулулы, последнего председателя Совнаркома Туркестанской АССР, были переданы Узбекской ССР, столицей которой уже успели провозгласить город Самарканд.

Каракалпакская автономная область, до 1930 года находившаяся в составе Казахской АССР, сперва перешла под юрисдикцию… РСФСР, а в 1936 году – передана в состав той же Узбекской СССР.

Но, несмотря на все перекраивания границ Казахстана, сегодня Независимый Казахстан сохранил за собой львиную часть территорий, которых отстаяли отцы-основатели Республики Алаш.

Фото № 1. Карта Казахстана 1927 года из книги профессора Г.Н. Черданцева «Рассказ Джафара о Казакстане» (Москва, 1927 г.)

Фото № 2. Карта Казахстана 1920-1929 гг.

Первой столицей современного Казахстана – и с исторической, и юридической точек зрения является город Алаш (бывшая Заречная Слободка, ныне Семей). Поскольку согласно постановлению ІІІ Всеказахского съезда, с 13 декабря 1917 года по сентябрь 1920 года Алаш являлся официально временным административным центром, столицей Республики Алаш, где располагалась её высшая политическая и исполнительная власть – Народный совет (правительство) Алаш Орда.

Республика Алаш являлась парламентской унитарной светской республика с президентской формой правления и сильным местным самоуправлением

Республика Алаш, согласно политической программе партии «Алаш» и проекту конституции, составленному Барлыбеком Сырттанулы (Сыртанов) еще в 1910-1911 годах, являлась парламентской унитарной светской республика с президентской формой правления и сильным местным самоуправлением (земством). Конституцию Алаш предполагалось утвердить на Учредительном собрании.

Главная историческая миссия Республики Алаш заключалось в том, что новое государство было воссоздано из руин Казахского ханства спустя 70 лет с момента его окончательного распада в 1847 году.

Главная историческая миссия Республики Алаш и её отцов-основателей заключалось в том, что новое государство было воссоздано из руин Казахского ханства спустя 70 лет с момента его окончательного распада и ухода с исторической арены в 1847 году после гибели последнего хана Кенесары. В день образования Республики Алаш, 13 декабря 1917 года, был заложен надежный фундамент полной национальной независимости.

«Киргизы дѣлятся на кайсаковъ и кара-киргизъ, но названіе «Алашъ» объединяетъ ихъ въ одну націю».

Республика Алаш родилась как единое казахско-киргизское государство, а не исключительно казахское. Например, вот что писал неизвестный автор за подписью Н.Ч. в своем материале «Автономія Казакыстана», опубликованном по следам ІІІ Всеказахского курултая в Оренбурге в газете оренбургского казачьего войска «Оренбургскій казачій вѣстникъ» (10.01.1918 г., № 7. — С. 3-4.): «Киргизы дѣлятся на кайсаковъ и кара-киргизъ, но названіе «Алашъ» объединяетъ ихъ въ одну націю (на подобіе нашего «Святая Русь»). Слово это означаетъ еще воинственный и священный призывъ всѣхъ киргизъ къ защитѣ, заменяя трубный звукъ».

«Алаш» – понятие более широкое по сравнению с «Казакстаном». «Казакстан», как понятие более узкое, всегда имел оттенок некоторого узкого национализма и шовинизма».

«Алаш» – понятие более широкое по сравнению с «Казакстаном» и обнимает собою как самих киргиз-казаков (казахов. – С.А.), так и родственный им народ кара-киргизов, — отмечал и Мустафа Шокай, делегат всех 3-х Всеказахских съездов и член Алаш Орды, в своей статье «Киргизская (Казахская. – С.А.) Советская Республика», опубликованной в русскоязычной грузинской газете «Вольный горец» (Тифлис, 11.10.1920 г., № 57.) в самый разгар учредительного съезда Казахской (Киргизской) АССР, состоявшегося 4-12 октября 1920 года в Оренбурге, — «Казакстан», как понятие более узкое, ограничивающееся исключительно киргиз-казаками, в понимании самих киргиз всегда имел оттенок некоторого узкого национализма и шовинизма».

«Мы договорились о совместной борьбе против Советской власти и создании единого Башкиро-Казахского государства».

В 1918 году лидеры Алаш и Башкирии договорились о создании единого казахско-башкирского государства. По этому поводу бывший председатель Алаш Орды Алихан Букейхан в своих последних показаниях следователю ОГПУ-НКВД от 6 августа 1937 года дал следующее пояснение: «В сентябре 1918 года в городе Уфе состоялось совещание между представителями правительства Алаш Орда и валидовского контрреволюционного башкирского правительства… На этом совещании мы договорились о совместной борьбе против Советской власти и создании единого Башкиро-Казахского государства…

Необходимость принятия такого решения была продиктована следующими соображениями:

Во-первых, необходимостью объединения наших вооруженных сил для борьбы с Советской властью. Это объединение сил расценивалось нами как реальная возможность устоять против Красной армии. Кроме того мы считались и с тем положением, что казахи не проходили военную службу в царской России, а башкиры проходили и следовательно слияние наших отрядов с башкирскими повысило бы их боеспособность.

Во-вторых, смежность территории и наличие в Башкирии значительного количество населения, состоящего из обашкирившихся казахов (!).

В-третьих, выгодность сочетания экономики Казахстана и Башкирии. Башкирская руда, лес и казахская хлеб, скот и нефть.

Исходя из этих соображений мы считали, что объединившись, сумеем создать свое государство, сильное в военном и экономическом отношениях» (ЦА ФСБ России: Д. Р-34862. Л. 30-31.)

«Следует избегать названий, которые давали бы русским повод для наклеивания на нас ярлыка пантюркизма».

В этих показаниях бывший глава Республики Алаш был не до конца откровенен, уточняя лишь известный Советской власти факт. Дело в том, что на совещании, состоявшемся в сентябре 1918 года в Уфе за кулисами так называемого «государственного совещания», вопрос о создании «Федерации юго-восточных мусульманских областей» обсуждали не только лидеры Алаш и Башкирии. Присутствовали также Татарстана и Туркестанского мухтариата. «Когда речь зашла о предполагаемом названии будущего государства, — утверждал лидер Башкирии Ахмет Заки Валидов в своих воспоминаниях, изданных в Турции под именем Заки Валиди Тогана, — Акчурин [Юсуф] посоветовал именовать его «Федерацией восточных турков». Алихан [Букейхан], в свою очередь, внёс свои коррективы: следует избегать названий, которые давали бы русским повод для наклеивания на нас ярлыка пантюркизма; в будущем и такое название вполне может стать приемлемым, а пока надо ограничиться «Мусульманской Федерацией Восточной России».

Об этом свидетельствует набросок карты предполагаемой тюрко-мусульманской фередации, обнаруженной в архивных документах по Алаш Орде, сохранившихся в фонде Государственного архива РФ в Москве (см. фото № 3).

Фото № 3.

Конечной же целью идеи Алаш являлось воссоздание единого тюркского государства или Турана. Позднее эту идею «Большого Туркестана» развивал и пропагандировал Мустафа Шокай.

Конечной же целью идеи Алаш являлось воссоздание из разрозненных тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, татар, башкир и др.), оказавшихся в силу различных исторических катаклизмов под колониальным игом Российской империи, единого тюркского государства, великой тюркской империи или Турана. Позднее эту идею «Большого Туркестана», находясь в эмиграции во Франции, развивал и пропагандировал Мустафа Шокай. Об этой цели идеи лидеров движения и Республики Алаш свидетельствуют другие исторические факты.

«Пока освободительное движение не наберет силу в Туркестане, оно не развернется ни в Казахстане, ни в Башкортостане».

Например, решение о создании Туркестанского мухтариата как прообраза Алаш, более известного из советской исторической литературы под названием «Кокандская автономия», было принято не в Коканде, а в резиденции комиссара Временного правительства в Тургайской области Алихана Букейхана в Оренбурге. Об этом заявлял Ахмет Заки Валидов (он же Заки Валиди Тоган) в своих воспоминаниях в переводе на русский язык в Башкирии в 1994 году. Он был непосредственным участником совещания, состоявшегося в конце октября – начале ноября 1917 года в резиденции А.Н. Букейхана в Оренбурге с участием других представителей элиты Алаш, где участники пришли к единому мнению, что «пока освободительное движение не наберет силу в Туркестане, оно не развернется ни в Казахстане, ни в Башкортостане».

Как утверждал автор этих воспоминаний, совещание продолжалось несколько дней, после которого Мустафа Шокай, сам Ахмет Заки Валидов, Мухаметжан Тынышбайулы (Тынышпаев) и другие отправились в Ташкент, откуда перебрались в Коканд, где в конце ноября 1917 года на IV-м чрезвычайном Всемусульманском съезде был образован Туркестанский мухтариат…

По замыслу отцов-основателей Туркестанского мухтариата, инициаторами создания и первыми руководителями которого были видные представители элиты Алаш в лице М. Тынышбайулы, М. Шокай и А. Акайулы, в недалёком будущем Туркестан должен стать составной частью единого государства Алаш. Именно поэтому в декабре 1917 года М. Тынышбайулы и М. Шокай были избраны членами-комиссарами Алаш Орды в бытность первого премьер-министром, второго — министром иностранных дел Туркестанского мухтариата.

В августе 1920 года Автономия Алаш по сценарию Советской власти была преобразована в Казахскую (в то время Киргизскую) АССР. В сентябре 1920 года город Оренбург был провозглашён столицей КазАССР.

Миссия Республики Алаш

Сам факт существования Казахской автономной республики вынудил советскую власть в 1924 году идти на искусственное создание в Центральной Азии других национальных республик в противовес Казахской. Так из бывших Бухарского и Хивинского эмиратств и части Туркестанской АССР была образована Узбекская ССР, Туркменская, Таджикская АССР, киргизы и каракалпаки были выделены в составе Казахской АССР в отдельные автономные области. Такова была до сих пор непризнанная, но подлинная историческая роль и миссия Автономии Алаш и перед другими современными национальными государствами Центральной Азии.

В 1925 году Оренбургская область была передана в состав РСФСР, благодаря чему Татарская и Башкирская АССР были территориально отделены от КазАССР, поскольку советская власть опасалась воссоздания великого тюркского государства не меньше, чем колониальная царская империя.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.