Мы не знаем правды о себе
Поддержать

Мы не знаем правды о себе

Группа ведущих казахстанских экспертов рекомендует Премьер-министру РК Казахстан Бахытжану Сагинтаеву с предложением навести порядок в статистике.

Бахытжан Сагинтаев – первый из премьер-министров, который не избегает публичного диалога с экспертным сообществом. Долгие годы казахстанские эксперты «пописывали», ведомства, в лучшем случае, «почитывали». Тонны интеллектуального труда, иногда даже щедро оплаченного из бюджетных денег, похоронены в братских могилах совместно с рекомендациями иностранных консультантов. Одна из фатальных ошибок нашего правительства в том, что оно с неоправданной снисходительностью относилось к собственному интеллектуальному потенциалу нации. Потенциал ответил симметрично – профессиональная экспертиза зачахла и деморализовалась. А ведь первый признак развитой страны – конкуренция идей. Но для любой конкуренции нужен главный ингредиент – относительно объективная статистика. А ее у нас нет.

Поэтому профессиональное сообщество экономистов и финансистов страны «Центр публичной экспертизы» подвергло серьезному сомнению те статистические данные, на которые опирается правительство. В частности, в исследовании экономиста Шамиля Дауранова были выявлены значительные ошибки в учете ВВП и других показателей, которые не отражают реальную ситуацию с доходами экономики и населения. Как результат, искажается оценка и прогнозирование развития экономики.

Главной причиной происхождения названных ошибок является отсутствие в стране «длинной статистической базы» всех компонентов ВВП, исчисленного производственным методом (основным из трех методов). В условиях Казахстана эта динамика должна исчисляться с 1990 года в национальной валюте и долларах США и ценах текущего и предыдущего года.

В практике многих государств методические и методологические усовершенствования в статистике СНС обязательно приводят к пересчету показателей прежних лет к сопоставимости с данными новой методики их расчета. Тем самым сохраняется «длинная» динамика показателей, которая позволяет определять циклы развития и спада производства, оценивать эффективность принятия различных политических решений с позиции достижения целевых экономических индикаторов.

В Казахстане такая работа прервалась после передислокации в Астану Комитета по статистике. Как и во многих других ведомствах, произошел разрыв поколений, что для органов с такой спецификой работы недопустимо.

В Казахстане такая работа прервалась после передислокации в Астану Комитета по статистике. Как и во многих других ведомствах, произошел разрыв поколений, что для органов с такой спецификой работы недопустимо. Утеряны многолетние традиции принципиальных подходов по сбору, обработке и обобщению статистической информации. Проблема усугубилась еще и тем, что Комстат утратил свою независимость от Министерства экономики, как основного пользователя агрегированной статистической информации, а также недостаточным финансированием статистических работ.

В результате этого в агрегированных статистических данных последних пяти лет допускаются крупные ошибки в части соблюдения важнейших макроэкономических пропорций, свернута работа по приведению архивных статистических данных в сопоставимость с новыми методиками.

Выявленные статистические ошибки привели к необоснованному завышению объемов ВВП, ошибочным размерам трансферта финансовых ресурсов из Национального фонда, снижению валютных резервов страны и необъективному формированию доходов и расходов государственного бюджета, оценки денежных доходов населения и их использования, монетарной политики и платежного баланса страны.

Применение валового внутреннего продукта (ВВП) в качестве макроэкономического показателя, определяющего размер дохода, полученного страной в результате производственной деятельности, не отражает доходы иностранных инвесторов и нанятых ими иностранных работников, а также текущие трансферты иностранных граждан и казахстанских специалистов в других странах.

Комитет по статистике МНЭ в статистических сборниках Национальных счетов ежегодно исчисляет показатель Валового располагаемого дохода (ВРД), который учитывает все вышеназванные процессы. Применение этого показателя, вместо ВВП, позволяет более объективно определять объем располагаемого дохода страны, в том числе всех секторов экономики, включая располагаемые денежные доходы населения. Внедрение ВРД в практику отчета, анализа и прогнозирования позволит объективно оценивать располагаемый доход страны и обеспечить прогнозирование совокупного спроса и предложения товаров на потребительском рынке, прогнозировать динамику инфляции и возможности кредитования домашних хозяйств.

В последние годы во многих странах стал исчисляться так называемый медианный денежный доход населения. Его суть заключается в том, что рассчитывается медианная (серединная) линия численности населения и среднемесячного дохода населения, находящегося выше и ниже этой черты. Среднее геометрическое значение доходов населения по обе стороны от медианной черты считается медианным среднедушевым доходом населения.

Сопоставление медианного среднедушевого дохода населения с прожиточным минимумом, средней и минимальной заработной платой, пенсией, показывает, на каком отдалении перечисленные группы населения находятся. Кроме того, это дает основание определять приоритеты политики в части развития человеческого потенциала, платежеспособности населения, возможностей по обслуживанию кредитов, закупок товаров по импорту.

Группа экспертов «Центра публичной экспертизы» разработала пакет предложений для правительства, ключевым из которого является перевод Комитета по статистике в подчинение Правительства.

Группа экспертов «Центра публичной экспертизы» разработала пакет предложений для правительства, ключевым из которого является перевод Комитета по статистике в подчинение Правительства.

Кроме этого, для получения объективной информации о реализации госпрограмм, помимо отчета отраслевых министерств, практиковать рассмотрение информации от независимых (неправительственных) источников. При макроэкономическом прогнозировании в качестве агрегированного показателя производимого и используемого совокупного дохода страны использовать показатель Валового располагаемого дохода, а не ВВП, так как он учитывает в себе доходы иностранных организаций и физических лиц.

Эксперты также считают необходимым повысить качество статистических опросов домашних хозяйств и ежегодно публиковать в статистических сборниках дифференцированный по группам населения среднедушевой денежный доход. При этом, найти более качественный способ определения агрегированных доходов семей с высоким уровнем доходов. Выработать методы определения «серых» доходов, которые перераспределяются путем выплаты наличных денег, минуя статистическую и бухгалтерскую отчетность. Названные доходы, как правило, имеют место у населения с низким и средним уровнем доходов. Рассмотреть возможность перехода к исчислению медианных среднедушевых доходов населения и использования их для анализа и прогнозирования благосостояния населения Казахстана.

Среди подписавших обращение к Премьер-министру Аскаров Тулеген, Ахметов Жарас, Дауранов Шамиль, Джолдасбеков Азамат, Еженова Карлыгаш, Тохтар Есиркепов, Рысмамбетов Расул, Тайжан Мухтар, Тасболат Айгуль, Асет Наурызбаев, Султанбекова Жанара, Спанов Магбат.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.