Половой вопрос в XXI веке (видео)
Поддержать

Половой вопрос в XXI веке (видео)

Как государство регулирует правила игры внутри семьи? Почему женщины перестали рожать много детей? Чем отличается отношение к одному и тому же вопросу между мужчиной и женщиной? Эти и другие вопросы обсуждали в ходе гендерного семинара, организованного в Шыменте ОФ «Институт равных прав и равных возможностей» и Фондом имени Фридриха Эберта.

Во время одного из тренингов  под руководством международного эксперта из Киева Татьяны Иваниной, женщины-активистки из Шымкента, Кызылорды, Тараза, Алматы, из разных райнов Южно-Казахстанской области вместе пытались разобраться в главных определениях, которые используются в гендерной политике. В частности, в таких как «гендер», «гендерное равенство», «гендерные права» и прочее.

Ведь де-юре в Казахстане с гендером все в порядке. Создана законодательная база, проводятся различные государственные программы, кадровая политика учитывает  (согласно закону) гендерные особенности, есть государственная система поддержки семьи.

Но  на деле все не так просто. Женщины и мужчины имеют разные гендерные потребности в зависимости от общественного статуса, доходов, профессии, они выполняют разные виды работ и имеют разную степень доступа к ресурсам и услугам.

У женщин и мужчин могут быть разные, порой даже конфликтные интересы и потребности, как между собой, так и внутри групп.

Что же происходит де-факто? Государство в вопросах гендера может проводить три вида политики:

  • гендерно-слепая политика, которая не признает различий между полами, не учитывает интересы женщин,
  • гендерно-нейтральная политика, которая настаивает на признании равенства полов при том, что различия признаются незначительными и не допускают ценностных определений,
  • гендерно-чувствительная политика, которая создает предпосылки для устранения иерархии полов и установления реального равенства.

Наиболее ярко гендерную политику можно сопоставить на примере… общественных и школьных туалетов.

Пожалуй, наиболее ярко сопоставить все эти умные определения в нашем среднеазиатском обществе можно на примере… общественных и школьных туалетов, а также инфраструктуре, которая должна учитывать потребности инвалидов, стариков, детей.  Так, часто в сельской местности школьные туалеты находятся во дворе школы. Это холодные туалеты зимой и осенью, где абсолютно не учитываются особенности женского организма. Такая ситуация влечет за собой женские заболевания у девочек, может привести к бесплодию в будущем. Что касается инфраструктуры, то до сих пор практически не встретишь в Казахстане ни дорог, ни подъездов, ни общественного транспорта  со специальными пандусами для инвалидных колясок, а также детских колясок.

И таких примеров в нашей стране масса. Собственно, во время тренинга каждая из нас вспомнила как минимум по одному примеру из нашего быта, где не учитываются гендерные моменты.

Хочу подчеркнуть, что гендерные вопросы – это не только вопросы, касающиеся женщин, как думают многие. Это вопросы, связанные с особенностями как половыми, социальными, ментальными, так и культурными и религиозными. Иными словами, гендерная тема касается каждого из нас, и должна учитывать проблемы и потребности каждого члена общества.

Кроме того, гендерная система определяется через тип государственной политики в отношении женщин.

Существует три вида такой политики:

  • патриархальная политика,
  • патерналистская политика,
  • гендерная политика.

Каждая из них влияет в целом на само общество. Так, в патриархальном обществе, существует четкое распределение функций между мужчиной и женщиной. Здесь принято считать, что у женщины есть, так называемое «естественное» назначение. Модель, где муж – это глава и кормилец семьи, а женщина – домохозяйка.

Что происходит при такой патриархальной системе? Женщина ограничена в профессиональной и политической деятельности,  она лишена права на образование. Вообще, любого права на самовыражение. Женщине остаются только функции матери и хозяйки. Как показывает практики, именно такое зависимое положение женщины нередко приводит к домашнему насилию. Более того, в таких случаях женщина, как правило, не знает своих прав и воспитана в абсолютной уверенности, что все это нормально.

При патерналистской политике, имеет место «забота о специфических интересах женщины». Это модель «двух кормильцев» при государственном уходе за детьми. Другими словами, эту модель можно назвать – «контракт работающей матери». По сути, на плечи женщины ложится тройная нагрузка – как на работника, как на мать и жену, как на хозяйку по дому. То есть, она имеет равные права с мужчинами на работе, но при этом должна выполнять и свои обязанности матери и жены. Как правильно, при такой политике, заметно снижается рождаемость, возникает «социальное сиротство» детей, и, кроме того, может привести к асоциальному поведению мужчин.

При гендерной политике, где права и женщин, и мужчин составлены с учетом количества детей, декретного отпуска и так далее — это модель «контракта равного статуса». Так, женщины, а порою и мужчины могут работать по гибкому графику, либо короткий рабочий день, если этого требует семейное положение. Это ресурсно-затратная модель, требует подготовки госслужащих, внедрения новых технологий в управлении.

На тренинге мы разбирали, от чего зависит наша жизнь, и наше восприятие гендерных вопросов.

Оказалось, что религия влияет на все сферы нашей жизни, даже в официально светском государстве. Поэтому, изучать гендерные проблемы необходимо при тесном сотрудничестве с министерством по делам религий. Многое зависит от образования, возраста, социального статуса, воспитания в семье, национальных особенностей, географического положения – в селе вы живете, или в городе, от баланса мужчин и женщин в стране, и, наконец, от бытовых условий.

Именно быт формирует наше сознание.

Эту, казалось бы, тривиальную мысль, мы подробно рассмотрели на таком ресурсе как вода.

Доступ к воде меняет и образ жизни. Так, села и города строили всегда рядом с рекой, озером, или другим источником воды. Женщины ходили за водой на реку, с коромыслом и ведрами. Это была, с одной стороны, ее домашняя обязанность – приготовить пищу, постирать, искупать детей, но с другой, это был способ социализации, когда все женщины собирались у реки или колодца, чтобы обсудить свои проблемы. С появлением колодцев во дворах, у женщины появилось больше времени на себя, но меньше на социальную жизнь, при этом, появились новые потребности и возможности для себя.

Краны в квартирах, стиральные машины еще больше изменили быт женщины, да и мужчины тоже. Женщина стала выделять время на собственное развитие, появились амбиции, которые не были свойственные женщинам еще лет 25 – 50 назад.

О том, как менялась женщина, как менялась ее роль в обществе, вместе с бытом, модой, технологиями, войнами, новыми профессиями, которые жизнь, особенно после Второй мировой войны, вынудила освоить женщинами, мы посмотрели французский ролик

«Тут все гендер, — сказала нам Татьяна Иванина – И одежда, брюки на женщинах, и меняющийся фон, и то, как женщина в какой-то момент остается одна».

На самом деле, если вспомнить какой была казахская женщина всего-то сто лет назад, окажется, что мы совсем не похожи на своих прабабушек. А ведь нам еще надо очень и очень налаживать свой быт. Хотя бы в части общественных туалетов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.