100 лет назад казахи учили Россию демократии
Поддержать

100 лет назад казахи учили Россию демократии

2-8 апреля 1917 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором был намечен план будущего автономного устройства жизни казахов. Более того, съезд призвал провозгласить Россию федеративной демократической парламентской республикой.

По замыслу лидера Алаш, созыв и проведение съезда должны были выглядеть не как указание комиссара Временного правительства Алихана Букейхана, а как воля казахского населения Тургайской области. Во-вторых, этот съезд, соcтоявшийся 100 лет назад 2-8 апреля 1917 года, был заявлен как Тургайской областной и таковым фигурирует в первоисточниках. Однако он фактически был І Всеказахским как по представительству и числу своих делегатов, так и по уровню повестки. Этот факт подтверждает и непосредственный участник съезда Мустафа Шокай. «Здесь, — утверждал он в своих воспоминаниях, — собрался первый всеказахский съезд (!)». В его работе участвовало более 300 делегатов из Акмолинской, Семипалатинской, Сырдаринской областей и Букеевской орды. Для сравнения, ІІ Всеказахский съезд, на котором было провозглашено образование Республики Алаш, от всех 9 областей, одной губернии и ряда районов Алтайского края, населенных приемущественно казахами, будет всего 82 полномочных делегата. Словом Тургайской съезд оказался чуть ли не самым крупным среди всех казахских съездов и курултаев, состоявшихся в Степном, Туркестанском краях, Букеевской орде, Астраханской губернии и Прикаспийской области в течение 1917-1918 годов.

Лидерами Алаш Тургайский съезд рассматривался как подготовка к проведению решающего общенационального форума как подлинному волеизъявлению. А во-вторых, нужно было прощупать истинное отношение Временного правительства и прежде всего Петроградского Совета РСД к национальному самоуправлению казахов, самого крупного из подколониальных народов Азии и пятого по численности народа во всей бывшей империи.

При проведении тургайского съезда, в целом всех последующих съездов и курултая, казахский народ проявил редкое единодушие и организованность. Вот что писал по этому поводу Григорий Потанин, знаменитый русский ученый этнограф, в своей статье «Киргизы после переворота» в газете «Сибирская жизнь»:

Общественныя потребности русскаго населенія в Тургайской области сравнительно с казахским населеніем болѣе повышены и, конечно, удовлетворены лучше; другими словами, в русском населеніи болѣе интеллигенціи, но эта интеллигенція чужда населенію, не связана с ним воспоминаніями своих прежних лет; это люди, привлеченные сюда службой из других частей русской земли. В другом положеніи дѣло у киргиз; киргизская интеллигенція, может быть, обладает и меньшими знаніями, но она не пришлая, она вышла из мҍстнаго насѣленія. Поэтому, когда наступила свобода, общественная самодѣятельность захватила народ в полном его составѣ, от верхов до низов без исключенія; иначе вышло у русских Тургайской области; их верхи остались безучастны к тому движенію, которое проявилось в мѣстном крестьянстве; тургайское крестьянство оказалось в сиротливом положеніи, без руководителей, тогда как казахское движеніе оказалось сплоченным и руководимым своими вождями к опредѣленным цҍлям.

Тургайский съезд, по свидетельству очевидца и его участника Мустафы Шокая, проходил в резиденции комиссара Временного правительства Алихана Букейхана. Важно заметить, что он к исполнению своих служебных обязанностей приступил немедленно по прибытии в Оренбург 24 марта 1917 года.

«В последних числах марта, — вспоминал Мустафа Шокай годы спустя, — получилась телеграмма из Ташкента, приглашающая меня немедленно выехать в Туркестан с остановкой в Оренбурге, где я должен был участвовать, от имени Туркестана, на первом казахском съезде… 1 апреля 1917 г. я выехал из Петербурга в Оренбург…»

В программу І-го съезда были включены жизненно важные вопросы. Наиболее острыми из них были, конечно же, исконные земли и дальнейшая судьба казахских джигитов, мобилизованных на Западный фронт. Были и вопросы, связанные с духовенством, народным образованием, казахским народным судом, земством, свободой печати, предстоящими общеказахскими и общемусульманскими съездами. Обсуждались необходимость организации гражданских (демократических) комитетов в аулах, волостях и уездах вместе прежних колониальных структур правления, созыв всероссийского учредительного собрания, форма государственного управления в России и Казахском крае, отношение к войне и событиям и т.д.. В первый же день своей работы съезд принял единогласное постановление о немедленном прекращении переселенческой колонизации казахского края, возврате изъятых, но ещё не заселенных русскими переселенцами участков казахской земли, а также тех участков, которые до изъятия предназначались для скота или сена. Мустафа Шокай свидетельствовал:

Уже на второй день получен был ответ Временного Правительства с безоговорочным согласием на два первых пункта пожеланий (постановления) съезда… Что же касается рабочего вопроса, то съезд потребовал немедленного возвращения обратно мобилизованных на военные работы рабочих-казахов, прекращения дальнейшего набора, освобождения из тюрем приговорённых за сопротивление мобилизации и прекращения всех судебных и административных преследований восставших против старой власти… эти пожелания (постановление) съезда Временным Правительством были также исполнены. Само само разумеется, после революционного переворота новая мобилизация рабочих была уже невозможна, и Временное Правительство, если бы даже оно того и хотело, не могло бы получить ни одного рабочего-казаха. Но всё же согласие нового Правительства на требование съезда свидетельствовало о новом повороте в политике России…

Из остальных вопросов съезда безусловно не менее важным являлся пункт с требованием о ВЫДЕЛЕНИИ ВСЕХ ОБЛАСТЕЙ (9 областей, одной губернии и ряда районов Алтая) С ПРЕОБЛАДАЮЩИМ КАЗАХСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ В ОСОБУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНУЮ ЕДИНИЦУ, иначе говоря – В АВТОНОМИЮ. «Уже этот первый съезд, — отмечал Мустафа Шокай по этому поводу, — намечал пути будущего автономного устройства жизни казахов».

Были и другие важные требования, например, возрождение традиционного суда народных биев, национальном образовании и просвещении народа…

І Всеказахский съезд постановил образовать особое организационное бюро, в состав которого наряду с А. Байтурсынулы, М. Дулата, С. Кадырбайулы и другими вошёл и комиссар Алихан Букейхан. Этому бюро было поручено выработать программу, определить место и время созыва курултая.


Ахмет Байтурсынулы (1872-1937) – один из близких соратников А.Н.Букейхана по движению «Алаш».


Миржакып Дулат (Мир-Якуб Дулатов)

Съезд однозначно высказался за провозглашение РОССИИ ФЕДЕРАТИВНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ. А во-вторых, депутаты Учредительного собрания должны быть избраны на основе прямого, тайного, равного и всеобщего (без различия пола, этнической, религиозной принадлежности и социального статуса) голосования с гарантией избирательных прав меньшинства (пропорциальное представительство подколониальных народов). Следует подчеркнуть, что избирательные права 6,5 миллионного казахского народа, отменённые законом от 3 июня 1907 года, были восстановлены после Февральской революции.

После Тургайского съезда состоялись казахские съезды Семиреченской (12-14 апреля 1917 г.), Уральской (19-22.04.1917), Акмолинской (25.04 – 07.05.1917 г.), Семипалатинской (27.04-07.05.1917 г.), Сырдаринской (02-05.08.1917 г.) и ряда других областей. Почти на все них были приняты аналогичные резолюции и постановления относительно политического строя в России, созыва Всероссийского учредительного собрания и т.д. Разумеется, были оригинальные резолюции, связанные с особенностями той или иной области. Например, в резолюции Уральского областного съезда казахов, проходившего 19-22 апреля под председательством Жаханшы Досмухамедулы (Досмухамедова) был пункт о путях сообщения, в котором, в частности, говорилось:

Признавая, что плохое состояние путей сообщения и отсутствие почты и телеграфа в казахской степи служат тормозом к организации казахского народа и всякой культурной работе, съезд находит необходимость немедленного же приступления к улучшению существующих путей сообщения, к созданию новых путей, к улучшению средств передвижения (организация, например, автомобильного сообщения) и принятия мер к улучшению почтово-телеграфных контор в казахской степи.

Казахские земские суммы как основа государственного бюджета будущей автономии

Острейшим вопросом, бурно обсуждавшимся на всех без исключения областных казахских съездах, безусловно являлись так называемые «казахские земские суммы», или «казахские капиталы». Этот вопрос впервые открыто поднимался Алиханом Букейханом и группой его единомышленников ещё в период первой революции 1905-1907 годов сперва в «Каркаралинской петиции» в июле 1905 года, а затем в 1906 и 1908-1915 годах годах на страницах омской газеты «Иртыш», журнала «Сибирские вопросы» (С.-Петербург) и казахской газеты «Қазақ» (Оренбург). Суть вопроса станет понятной из статьи «Ничьи деньги», опубликованной как раз в столичном журнале в 1908 году. Напомню, что это была одна из статей лидера движения «Алаш», написанная им в середине 1908 года… в семипалатинской тюрьме, в период отбывания наказания за «подписание и распространение «выборгского воззвания». Приведу её с небольшим сокращением:

Въ Семипалатинской области есть такъ называемые казахскiе (в ориг. «киргизскіе». — С.А.) капиталы неизвѣстнаго назначенiя. Когда-то К. А. Вернер (профессор из Москвы, служивший в канцелярии Степного генерал-губернатора чиновником особых поручений. — С.А.) писал: «Зато казаховъ обираютъ на законномъ основанiи. На счетъ сборовъ съ нихъ даютъ пособiя, строятъ театры, воспитываютъ чиновничьихъ дѣтей и т. д. Право, скоро «на казахскiй счетъ» будетъ означать то же, что у насъ на «шереметьевскiй счетъ». Онъ въ Омскѣ наблюдалъ чиновниковъ, которые обращались съ казахскими суммами, какъ съ «безхозяйными вещами».

Прошло с тѣхъ поръ 16 лѣтъ; казахскiе капиталы продолжаютъ обслуживать нужды постороннихъ лицъ. Степной генералъ-губернаторъ, который распоряжается казахскими капиталами Семипалатинской области, выдалъ въ 1895 году 6.000 р. изъ этихъ капиталовъ безъ процента на 12 лѣтъ Западно-Сибирскому отдѣлу И. Р. Г. О., т. е. казахи потеряли min. 2880 рублей, считая только по 4% годовыхъ.

Другой степной генералъ-губернаторъ также безъ процента изъ этихъ же капиталовъ выдалъ въ 1903 г. на постройку дома акмолинскому губернатору 25.000 рублей на 47 лѣтъ, или казахи теряютъ, считая по 4% годовыхъ, 47.000 руб.

Въ 1905 г. казахи Семипалатинской области въ своихъ петицiяхъ на Высочайшее имя просили привести этотъ капиталъ въ извѣстность (отчеты степного генералъ-губернаторства не публикуются, а въ губернаторскихъ обзорахъ Семипалатинской области нѣтъ слѣдовъ этого капитала) и употребить его на обученiе казахскихъ дѣтей въ русскихъ школахъ, на созданiе пансiоновъ при омской и семипалатинской гимназiяхъ. Подобно многимъ другимъ просьбамъ и пожеланiямъ казахскаго народа, пожеланiе о возвратѣ этого капитала осталось безъ удовлетворенiя. Казахи объ этихъ капиталахъ узнаютъ только тогда, когда администрацiя отдаетъ ихъ кому-нибудь. Въ Семипалатинской области былъ поселокъ Карповскiй, названный по имени семипалатинскаго губернатора Карпова, нынѣ брошенный переселенцами… При генерале Карповѣ ихъ держали силою: строили церковь, проводили канавы, устроили плотины для орошенiя пашни… Было бы странно, если бы казахи не помогли переселенцамъ, для которыхъ отобрали отцовскiя ихъ земли. На 300 руб. изъ казахскаго капитала куплена обстановка Карповскому волостному правленiю. 19 iюня 1908 г. № 126 «Сибирской Жизни» изъ Семипалатинска пишутъ: «Городское управленiе и родительскiй комитетъ при женской гимназiи съ полгода тому назадъ возбудили передъ надлежащимъ начальствомъ ходатайство по разрѣшенiю сдѣлать заемъ (безпроцентный?) изъ записанныхъ казахскихъ суммъ на постройку зданiя женской гимназiи. Деньги пообѣщали дать…

Въ Семипалатинской области съ лишкомъ 700.000 казаховъ; въ мужской гимназiи обучаются нѣсколько казахскихъ мальчиковъ, а въ женской ни одной дѣвочки. Нѣтъ стипендiи казахскимъ мальчикамъ, несмотря на то, что на деньги казахскаго народа охотятся Семипалатинское городское управленiе и родительскiй комитетъ, состоящiй изъ мѣстной интеллигенцiи, кажется, почернѣвшей за время успокоенiя.

Безспорно, что женская гимназiя – учрежденiе полезное. Но почему она должна строиться на казахскiй капиталъ, когда въ ней не будетъ еще долго ни одной казахской дѣвочки?

Говорятъ, что губернаторъ обѣщалъ просителямъ 50.000 р. изъ казахскихъ суммъ.

По даннымъ петицiи казаховъ, капиталъ семипалатинскихъ казаховъ былъ около 80.000 руб. Это было 3 года тому назадъ. Стало быть, половина этого капитала нынѣ должна быть не болѣе 50.000 р., которые и могутъ быть выданы на постройку семипалатинской женской гимназiи.

Лишь после Февральской революции 1917 года казахский народ получил реальную возможность распоряжаться этими капиталами в собственных интерасах, о чём свидетельствуют практически идентичные резолюций всех областных казахских съездов, состоявшихся вслед за тургайским всеказахским съездом. В постановлении одного из этих съездов по данному вопросу говорилось следующее:

  1. Принять немедленные меры, чтобы учреждения, основанные на казахские деньги и долженствующие служить казахам (школы, больницы, ветеринарные лечебницы, различные административные и другие учреждения), действительно обслуживали казахов;
  2. Те из них, которые почему-либо не могут обслуживать казахов, должны быть немедленно закрыты или упразднены, а казахские деньги на содержание их не должны впредь отпускаться;
  3. Все служащие, получающие на содержание из казахских средств или долженствующие обслуживать казахов, немедленно должны перейти к исполнению своих прямых обязанностей, или оставить службу, причем по возможности все жить в казахской части области среди обслуживаемого им населения;
  4. Немедленно должна быть обнародована общая сумма казахских денег в разных учреждениях, взысканных до сего времени с казахского населения, и расходоваться под строгим контролем казахских общественных организаций.

За день до окончания Тургайского съезда, Временное правительство создало Временный комитет по управлению бывшим Туркестанским генерал-губернаторством, сформированный из бывших депутатов Государственной думы и выходцев из этого края. Соответствующее постановление правительство две недели спустя было опубликовано в «Тургайских областных ведомостях» (цитирую дословно):

  1. В целях установления прочного порядка и устроения Туркестанского края на основаниях, всенародно объявленных Временным Правительством 6 марта 1917 года, и для разрешения на месте всех возникающих вопросов управления краем и назначается Туркестанский комитет в составе члена Государственной Думы Николая Николаевича Щепкина, члена Государственной Думы первого созыва Букейхана (в сообщении газеты «Заря» фамилия Алихана указано без суффикса «ов». – С.А.), члена Государственной Думы второго созыва Мухамеджана Тынышпаева, члена Государственной Думы третьего созыва Садри Нязамовича Максутова, Владимира Сергеевича Елпатьевского, Александра Лаврентьевича Липовского, Павла Ивановича Преображенского, Ореста Авенировича Шкапского и генерал-майора Абдель Азиса Азисовича Давлетшина.
  2. Полномочия Председателя помянутного комитета возлагаются на члена Государственной Думы Николая Николаевича Щепкина.
  3. Помянутый комитет уполномачивается действовать от имени Временного Правительства в пределах трех коренных областей Туркестанского края (Самаркандская, Сыр-Дарьинская, Ферганская), областей Закаспийской и Семиреченской, а также Хивы и Бухары.

Министр-председатель князь Г. Львов
7-го апреля 1917 года.  


Очередной № 6 печатного органа (газеты) Оренбургского совета рабочих и солдатских депутатов «Заря» от 12 апреля (среда) 1917 года. Оренбург.

В этой связи Қыр баласы (Сын степей — Алихан Букейхан) в своей статье «Туркестан» выразил надежду, что Туркестану, заодно и Казахскому краю, предоставят статус доминиона России по примеру британской Австралии, Канады и Оранжевой Республики. Статус доминиона, по примеру колониальной Великобритании, предполагал создание фактически независимого государства в составе Британской империи (ныне — в составе Британского Содружества), признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором. Как отмечал Қыр баласы, эти бывшие колонии Англии имеют собственные высшие законодательный, исполнительный, судебный органы и принимают собственные законы, а палата общин британского парламента лишь формально одобряют их. В случае же с Туркестаном, — на взгляд автора заметки «Туркестан», — он мог бы получить статус самостоятельного государства со всеми вреперечисленными атрибутами в составе России, признающий главой государства главу Федеративной Демократической России, представленной в бывшей своей колонии председателем Туркестанского комитета или руководителем любой другой полномоченной структуры, которая может быть создано предстоящим Учредительным собранием. Под контроль Туркестанского комитета переходили все бывшие субъекты Туркестанского генерал-губернаторства, которых Қыр баласы перечислил в своей заметке. Таким образом, что Алихан Букейхан возлагал на предстоящий созыв Учредительного собрания большие надежды.


Щепкин Н. Н. (1854-1919) — российский политический деятель, депутат Государственной думы III и IV созывов, председатель Временного Комитета по управлению Туркестаном.

И для них имелись серьезные основания, если обратить внимание на состав Туркестанского комитета, каждому из которых Қыр баласы дал краткую характеристику в этой заметке. Самый главный из них — Николай Николаевич Щепкин, председатель комитета, являлся, как и Алихан Букейхан, одним лидеров КДП, депутатом Государственной думы III и IV созывов. Кроме того Щепкин во время І мировой войны, с 1914 года – был членом и товарищем главы главного комитета Всероссийского союза городов, а также заведывал всеми учреждениями объединённого союзов земств и городов — Земгора на Западном фронте, с которым лидер движения Алаш тесно сотрудчинал в свою бытность главой Инородческого отдела Земгора.

В состав Туркестанского комитета также входили бывшие депутаты ІІІ Государственной думы Садри Максуди (Максудов или Максутов), Елпатьевский В.С., Липовский А.А., Преображенский П.Б., Шкапский Б.А., а также генерал Давлетшин А.А. Из них Преображенский и Липовский, по утверждению автора заметки, родились и выросли в Туркестане, Елпатьевский и Шкапский – знакомы с историй, культурой и хозяйством края не по наслышке.


Садри Максуди (Садретдин Максудов) (1878-1957) – татарский, а впоследствии турецкий юрист, государственный и общественно-политический деятель, член Временного Комитета по управлению Туркестаном.

Кроме всего Садри Максуди, будучи членом Временного центрального бюро российских мусульман, участником нескольких съездов российских мусульман в Казани, и Абдульазиз Давлетшин (чаще Абдулгазиз; по-башкирски и по-казахски – Абдулазиз Даулетше) — генерал-лейтенант российской армии, один из руководителей военной разведки, один из самых ярких светских деятелей мусульманской общины Петербурга начала ХХ века, бессменный председатель Комитета по постройке Соборной мечети в С.-Петербурге в 1906-1917 годах, бесспорно содействовали бы предоставлению Туркестану широкой автономии или, ещё лучше — статуса доминиона. М. Тынышбайулы в одном письме А. Букейхану из Ташкента также сообщал, что членов Туркестанского комитета Щепкина и других ждёт 12 апреля. «Я изъ состава комитета, — писал член Туркестанского комитета Тынышбайулы, — хорошо знаю Давлетшина, Шкапскаго (моего друга и пріятеля). Я знаю Максутова».


Мухаметжан Тынышбайулы (Тынышпаев)

В первых числах мая 1917 года Временное правительство удовлетворило ещё одно требование Тургайского съезда о «немедленном возвращениии мобилизованных на военные работы рабочих-казахов, прекращениии дальнейшего набора», о чём вице-министр внутренних дел Леонтьев информировал комиссара Алихана Букейхана телеграммой.

Согласно постановленію Временнаго Правительства отъ 5 мая, подлежатъ возвращенію на родину всѣ инородцы, реквизированные по указу 25 іюня І9I6 года. Возвращеніе инородцевъ изъ мѣсть ихъ работъ будетъ произведено распоряженіемъ и за счеть военнаго вѣдомства по плану перевозки разработанному Штабомъ Округа, которому мѣстныя учрежденія и предпріятія, пользующіеся трудомъ инородцевъ должны сообщить свѣдѣнія о числѣ, мѣстѣ родины, мѣстѣ посадки и передачи инородцевъ военному начальству. На родинѣ инородцевъ всѣ работы по пріему формированію и отправкѣ рабочихъ партій слѣдуеть прекратить сѣ роспускомъ реквизированныхъ по домамъ.

Вслед за этой телеграммой Алихан срочно отправил на Западный фронт молодых соратников с важным заданием – вернуть живыми и здоровыми всех «реквизированных» из Степного и Туркестанского краёв. Эвакуацию казахских рабочих из прифронтовой зоны под Минском и Киевом он доверил Аспандияру Кенжеулы (Асфандияр Кенжин), Азимбеку Биримжану (Газимбек Беримжанов), Хайретдину Болганбайулы (Болганбаев) и другим, которые справились с этой задачей успешно.

«Ни одинъ казахъ не можетъ быть безъ земли и покоса. Земля принадлежитъ всемъ казахамъ»

В заключение попытаюсь найти ответ на вопрос, поставленный в предыдущем материале: Почему казахский национальный лидер при назначении на пост комиссара Временного правительства выбрал Тургайскую область, а не родную Семипалатинскую, откуда в 1909 году был вынужден эмигрировать в Самару под угрозой насильственной ссылки из родного края?

Если проанализировать события, происходившие в Тургайской области за последние три десятилетия вплоть до февраля 1917 года, связав их с последовавшими за революцией событиями, то несложно убедиться в том, что для выбора этой области у лидера казахов имелись — с точки зрения национальных интересов — жизненноважные причины. Важно заметить, что до 1917 года Тургайская область составляла самый северный и северно-западный приграничный с Россией регион Казахского края. И первая из причин заключалась в том, что именно Тургайская область, особенно её северные уѣзды – Кустанайский, и Тургайский — примерно с 1881 года первой подверглись усиленной переселенческой колонизации, в результате которой к 1910 году численность коренного населения – казахов — во всей области резко сократилось до 76,5%. Как сам Алихан отмечал ещё в 1908 году в своей статье «Будущая пустыня», опубликованной в санкт-петербургском журнале «Сибирские вопросы», «летъ 20 тому назадъ (в 1888 году. — С.А.) огромная Тургайская область (418,000 квадратныхъ верстовъ пространства. — Прим. автора.) находилась всецело въ пользованіи казаховъ, занимавшихся, главнымъ образомъ, скотоводствомъ и въ северной части области, въ виде подсобнаго промысла – хлебопашествомъ». По его сведениям, в области было тогда всего пять маленьких городских поселений, созданных чисто искусственным путём, и на севере кое-где были разбросаны редкие «заимки» крестьян, арендовавших землю у казахов. Далее в статье излагались подробности истории переселенческой, затем и фактической аннексии области колониальной империей:

Тургайская область, какъ и вся Казахская степь, делится на две неровныя части. Меньшая часть – это северъ съ почвою, пригодною, въ общемъ, для земледелія и относительнымъ обиліемъ воды, и большая, т.е. центральная и южная часть съ бедною растительностью и обиліемъ возвышенностей песковъ, солончаковъ и недостаткомъ воды. Чемъ южнее, темъ климатъ более сухой съ очень жаркимъ летомъ, и степь превращается въ настоящую пустыню, которую только казахъ ухитряется не безъ пользы эксплуатировать зимою и въ начале зимы для выпасыванія своего скота. На лето онъ должен уйти далеко на сѣверъ, где обиліе воды и травы. Другого выхода нетъ, потому что иначе скотъ погибнетъ отъ безкормицы и недостатка воды.

Недаромъ казахи изъ северной части Сыръ-Дарьинской области вынуждены ежегодно пересекать всю Тургайскую обл[асть]. съ юга на сѣверъ (больше 1000 верстъ. — Прим. автора.) и подходить не только къ Кустанаю, но и къ своимъ родичамъ, живущимъ около Троицка (Оренбургская губернія. — Автор.).

Вообще веденіе скотоводства на юге степи и утилизація тамъ огромныхъ территорій возможно лишь при свободе пользованія летомъ кормомъ въ северной и центральной части. Когда же эта возможность по мере распространенія колонизаціи исчезнетъ, тогда исчезнетъ крупное скотоводство, и внушительная по пространству южная территорія степей превратится въ настоящую пустыню…

Въ особенности влекла піонеровъ переселенія сравнительно хорошая почва Кустанайскаго уѣзда, где въ 1881 г[оду]. разными выходцами по проекту администраціи былъ основанъ городъ Кустанай, жители котораго въ скоромъ времени ухитрились захватить у «орды» (казахов. – С.А.) до 40,000 десятинъ земли, которую быстро выпахали, а теперь рыщутъ по уѣзду или временно переходятъ на лето въ Актюбинскую обл[асть]., чтобы арендовать тамъ у казаховъ и высасывать нетронутую землю.

Сначала переселенцы арендовали въ обходъ закона земли у отдельныхъ казаховъ безъ приговоровъ волостныхъ сходовъ. Пока заимщиковъ было мало, дело шло гладко, но вскоре казахамъ стало тесновато и они начали предлагать арендаторамъ убираться. Последніе, несмотря на первоначальное содействіе администраціи казахамъ, категорически отказались уходить съ насиженныхъ местъ, и въ результате имъ была нарезана земля. Рассказываютъ, что многочисленныя ходатайства казаховъ въ Петербурге, поддержанная бывшимъ губернаторомъ Барабашемъ, имели своимъ результатомъ «внушѣніе» последнему со стороны высшихъ политическихъ сферъ не заступаться за казаховъ.

А тутъ подоспела и легализація переселенія, и г. Щербина обнаружилъ въ степи огромные «излишки» земель въ пользованіи казаховъ (теперь съ «нормами», установленными для казаховъ степнымъ статистикомъ, уже начинаютъ не считаться), и началась усиленная колонизація…

Выбирая Тургайскую область, Алихан Букейхан преследовал далеко идущую цель – закрепить эту благодатную и для земледелия, и для скотоводства землю за казахами во что бы то не стало. К тому же к февральской революции 1917 года коренное население области, лишившееся собственных родовых земель – кстау (зимовок), джайлау (летовок), покосов, пресноводных источников, изъятых в пользу переселенцев, дошло до крайней нищеты – скотоводство сократилось до минимума. Указ русского царя от 25 июня 1916 года о «реквизиции» казахов на тыловую повинность был последней каплей терпения казахов для стихийного восстания. «Ни одинъ казахъ не можетъ быть безъ земли и покоса. Земля принадлежитъ всемъ казахамъ», — заявил комиссар Алихан Букейхан в одном из своих предписаний в бытность комиссаром области и членом чрезвычайного Туркестанского комитета, не уставая при этом призывать казахское население вверенного ему области «къ миру и благоразумію». Но его не устраивал тот факт, что административный центр области оставался в Оренбурге, находящегося в 20 верстах от границы Тургайской области, где одновременно располагалась администрация и резиденция губернатора Оренбургской области. В Оренбурге и одноименной области, которая в официальных документах фигурировала уже как губерния, больше половины населения составляли казаки, переселенцы, башкиры и татары, не говоря о нахождении Оренбургского казачьего войска. «Такое положеніе вещей, несмотря на то, что Ташкентская железная дорога года 4 тому назадъ прорезала значительную часть области, и что города Актюбинскъ и Кустанай (свыше 20 тысячъ жителей. — Прим. автора.) выросли, сохранилось и до сихъ поръ: областное правленіе продолжаетъ благополучно пребывать въ Оренбурге. Въ интересахъ ли это населенія?» — задавался вопросом Старый степняк (он же Алихан Букейхан. С.А.) ещё в 1908 году. Из этих строк следует ещё один вывод: получив назначение в избранную область, Алихан планировал перенести администрацию Тургайской области из Оренбурга в Кустанай или Актюбинск. Он предвидел, что в недалеком будущем за Тургайскую область, особенно за её Кустанайский и Тургайский уезды придётся серьёзно побороться. И, как обычно, политическое чутье не обмануло его. Буквально два года спустя, при первых же шагах Советской власти в пределы казахского края, точнее сказать вторичной колонизации казахов уже большевиками, 27 августа 1919 года положением «О Сибирском революционном комитете» Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета учредил Челябинское районное управление на правах губернского органа, а в начале сентября того же года включил Кустанайский уезд в состав новообразованной Челябинской губернии, продолжив по сути колониально-захватническую политику царского самодержавия.


Карта Казахстана 1920-1929 гг.

Предвосхищая события отмечу, что Кустанайский уезд удалось вернуть. Уезд, ныне являющийся самой крупной хлебоносной областью Независимого Казахстана, был возвращен под юрисдикцию Казахской АССР декретом от 26 августа 1920 года, причем именно благодаря усилиям Ахмета Байтурсынулы, за которым маячила фигура Алихана Букейхана. Заслуга лидера Алаш заключалась ещё и в том, что за какие-то неполных 9 месяцев правления Тургайской областью – с конца марта до середины декабря 1917 года – он успел наделить достаточными земельными участками тысячи казахских семей, коренных жителей, чтобы они не откочевали от своих исконных и родовых земель.

Султан Хан Аккулы
Краткий тезис из ІІ тома книги
«Алихан Букейхан. Собиратель казахских земель».


Читайте также:

100 лет назад у казахов был шанс восстановить свою государственность

Республика Алаш: 100 лет спустя

Алаш Республикасы: 100 жылдан кейін




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.