Слабость казахов – в их излишнем либерализме (видео)
Поддержать

Слабость казахов – в их излишнем либерализме (видео)

Узбекский эксперт считает, что Казахстану нужно определиться: или быть либералами, или бороться с радикализмом и «хватит сопли размазывать». А ровно четыре года назад, в марте 2013 года, ДУМК выпустило фетву в защиту мусульманского платка и мусульман.

В среду, 19 апреля 2017 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с лидерами Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Президент предложил духовным лидерам законодательно проработать вопрос запрета на ношение коротких брюк и бороды у некоторых мусульман, а также напомнил об истории казахской культуры и традиционной одежде казахских женщин, подчеркнув отсутствие связи между черным одеянием и религией.

На самом деле, либерально настроенная часть нашего общества с большим недоверием относится к тому, что вместе с возрождением ислама в Казахстане, появилась и мода на выражение своей «праведности» через ношение бородок и коротких брюк мужчинами. Но особо яростно в нашем обществе уже не первый год две оппонирующие стороны обсуждают тему хиджаба. Одна сторона защищает ношение хиджабов, вторая же напоминает, что у нас есть своя красивая национальная одежда, которая подходит нам и логична в нашем климате, а черные хиджабы – это то, что характерно и правильно для пустынного климата Саудовской Аравии.

Эти споры, как известно, еще ни разу не приводили стороны к какому-то консенсусу. Благо, и с той, и с другой стороны, есть образованные люди, которые находят железобетонные аргументы в пользу своей позиции. При этом, очень редко кто-либо обращался к теме прав человека, свободы на вероисповедание. Дискуссия чаще всего носит некий местечковый характер, эдакий спор, который трогает только казахов. Всем остальным тема, казалось, была абсолютно безразлична.

Впрочем, на уровне обывательских разговоров в Казахстане часто обсуждают и тему коротких брюк и бородок. Для многих это фактор раздражающий, и раздражение со временем перешло в резкое неприятие, вызванное ассоциациями с радикальным исламом и терроризмом. Стереотип, что за всеми терактами стоят радикально настроенные мусульмане, создал и в нашей стране стойкую фобию в отношении людей с бородками и в коротких брюках.

И все же, к чему может привести предложение президента?


На видео со 2 минуты: «Длинные бороды у мужчин и черные одеяния у девушек не соответствуют нашим традициям»

На видео встречи Назарбаева с имами, видно, что они поддерживают президента. От одного из них даже прозвучала реплика о том, что такая одежда не упоминается в Шариате, и к нам эта традиция пришла от арабов.

Казахи черное носили только во время страшных трагедий, говорит Назарабаев, «нам нужно единство Казахстана, а не разделение страны внутри мусульманского сообщества», считает президент.

«Всем известно, что Казахстан обладает большой территорией, природными богатствами и ресурсами. Есть те, кто смотрит на все это с завистью. В-первую очередь, это те, кто желает нам зла и пытается вызвать разногласия в обществе. Одним из способов повлиять на нас извне является внедрение чуждых для нашего народа религиозных учений. В последнее время наблюдается такая тенденция. Мы должны бороться с проявлениями, представляющими опасность для нашей государственности. В этой связи, перед вами стоят большие задачи», — обратился к имамам президент Казахстана. И добавил, что имамы должны стать идеологами с навыками ораторского искусства и познаниями в человеческой психологии.

Истинный мусульманин не познается по одежде, его отличие заключается во внутренней вере. Если в сердце человека присутствует любовь, то значит, у него есть вера.

«Истинный мусульманин не познается по одежде, его отличие заключается во внутренней вере. Если в сердце человека присутствует любовь, то значит, у него есть вера», — считает Нурсултан Назарбаев. С этим согласились его собеседники – имамы. При этом президент напомнил, что «вплоть до XVIII-XIX веков мусульманский мир был лидером во всем мире. Он был источником науки, родиной философов, врачей и писателей. Сейчас мы утратили лидирующие позиции в этих вопросах».

Между тем, ровно четыре года назад, в марте 2013 года, ДУМК выпустило фетву в защиту мусульманского платка и мусульман. В частности, отдел Шариата и фетв Духовного управления мусульман Казахстана, разъяснил обязательность данного религиозного предписания для мусульман, выступил в защиту их прав на его соблюдение, и указал на его соответствие законам Республики Казахстан.

На сайте ДУМК говорится, что первая часть фетвы посвящена «религиозному обоснованию обязательности покрытия мусульманками всего тела, кроме лица и кистей рук перед посторонними мужчинами, что никогда не было чуждо казахским женщинам, вопреки всем попыткам вычеркнуть этот факт из истории казахского народа противниками хиджаба». «Казахские женщины традиционно носили платок или кимешек, и скромную закрытую одежду», — говорится в фетве.

Нет необходимости повторять арабские или пакистанские стили одежды. Главное, чтобы был покрыт аурат.

При этом в фетве говорилось, что для создания положительного образа ислама в Казахстане, будет правильным ношение соответствующей Шариату одежды без использования никаба, что нет необходимости повторять арабские или пакистанские стили одежды. Главное, чтобы был покрыт аурат.

Теперь же, когда президент предложил все закрепить законодательно, духовные лидеры ДУМК не пытались с ним спорить, или выражать хоть какое-то сомнение в его правоте.

Так что, скорее всего в Казахстане очень скоро появится закон, запрещающий ношение религиозной одежды не соответствующей традициям нашего народа. Ведь слово нашего президента – закон. Очевидно, появится и критика со стороны международных правозащитных организаций.

Что из этого выйдет, пока можно только гадать. Но уже есть опыт соседей. В Узбекистане давно существует подобный запрет, хотя ислам в Узбекистане имеет более глубокие корни.

Раз война идет — надо воевать. А не сопли размазывать. Бороды и штаны и хиджабы, их запрет- это должно быть частью большой и комплексной политики противодействия салафитам. 

Бахтиёр Эргашев, независимый эксперт из Ташкента прокомментировал для нашего портала ситуацию очень радикально:

«Я государственник. Я сторонник сильного и эффективного государства. Я не либерал. Это первое.

Второе — в исламском мире идет жесткая война между салафитами и ханафитами (нашим масхабом). А раз война идет — надо воевать. А не сопли размазывать. Салафитам нужна власть. А значит, их нужно бить. Бороды и штаны и хиджабы, их запрет- это должно быть частью большой и комплексной политики противодействия им. Начиная с ужесточения законодательства, идеологической борьбы, создания исламских высших учебных заведений и потом — запрет штанов и бород.

Здесь или-или. Или они нас победят или мы их победим. 

В Казахстане — и в этом слабость подхода казахских властей — хотят и либеральную систему и в то же время — бороться с салафитами. А так не бывает. Здесь или-или.

Или они нас победят или мы их победим. В Узбекистане это поняли еще в начале 1990-х гг., когда они создали «Товба», «Адолат» и требовали создания исламского государства.

В этой борьбе, чтобы победить, нужна целенаправленная политика. А не рассуждения о том, а как на это посмотрят на Западе, что скажут правозащитники.

В Киргизии на прошлой неделе было сообщение – они, наконец-то, поняли, что для борьбы с салафитскими проповедниками нужны подготовленные кадры. И решили создавать исламский университет, где будут учить основам ханафитсткого мазхаба. Наконец-то! Не прошло и 25 лет.

Идет жесткая борьба. И в этой борьбе, чтобы победить, нужна целенаправленная политика. А не рассуждения о том, а как на это посмотрят на Западе, что скажут правозащитники».


Инфографика газеты «Сарбаз» при Министерстве обороны РК 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.