Бозумбаев выдал желаемое за действительное?
Поддержать

Бозумбаев выдал желаемое за действительное?

На днях международное энергетическое агентство сообщило о том, что Казахстан не выполнил данные им обязательства по сокращению добычи нефти Организацией стран — экспортеров нефти.

По данным МЭА, вместо снижения на 20 тыс. баррелей в сутки добыча в стране с октября 2016 года выросла почти на 80 тыс. баррелей. За январь-февраль Казахстан увеличил добычу нефти и конденсата на 40 тыс. — до 1,7 млн баррелей в сутки. Это обусловлено главным образом за счет Кашагана, который вышел на 170 тыс. баррелей в сутки через пять месяцев после запуска. Ожидается, что к середине года добыча на месторождении достигнет 180 тыс. баррелей, а затем увеличится до 360 тыс. баррелей в сутки в 2018 году. Растет добыча на месторождении Тенгиз. С учетом этих факторов общий объем добычи нефти в Казахстане в феврале достиг 1,8 млн баррелей в сутки, что на 78 тыс. баррелей превышает октябрьскую оценку. Казахстан пообещал сократить производство на 20 тыс. баррелей в сутки, но сказал, что Кашаган, Тенгиз и Карачаганак будут освобождены от ограничений производства, заметили эксперты МЭА.

Примечательно, что данные международных экспертов полностью опровергают слова министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, который в марте 2017 года сообщил, что Казахстан не просто выполнил обязательства перед ОПЕК, а перевыполнил их.

«Мы взяли обязательства перед ОПЕК и другими нефтедобывающими странами снизить от ноябрьского уровня добычи на 20 тыс. баррелей в сутки и фактически перевыполнили. Более чем на 30 тыс. снизили добычу в январе. По февралю мы надеемся, что выполнили тоже. Даже если чуть-чуть залезем, то наше январское перевыполнение это дело компенсирует. Благодаря тому, что 95% стран, входящих в ОПЕК, выполнили свои обязательства, стоимость сырья держится на уровне $56-$57 за баррель, а запасы начали снижаться», — объяснял тогда г-н Бозумбаев.

Но, данные международного энергетического агентства свидетельствуют об обратном. Министр отмечал, что снижение объемов нефтедобычи будет обеспечено за счет месторождений, расположенных в Актюбинской, Кзыл-Ординской и Мангистауской областях. 

«Казахстан поддерживает усилия стран, которые занимаются нефтедобычей, по ограничению и заморозке добычи на первые шесть месяцев. То, что страны ОПЕК приняли решение, в целом, около 3-4% ограничения добычи на первые полгода, это дало рост на 17% цены на нефть. Сейчас, если 10-го числа будет принято соответствующее решение странами, не входящими в ОПЕК, то мы прогнозируем, что произойдет дальнейший рост цены на нефть, что благоприятно скажется на доходах Казахстана как страны в целом, так и нефтедобывающих компаний. Ограничение добычи нефти не создаст проблем для Казахстана, потому что ограничение устанавливается от уровня одного из месяцев, в течение которого добыча была достаточно высокой. Для Казахстана это ноябрь — тогда был исторический максимум добычи», — отметил сразу после принятого в декабре 2016 года решения ОПЕК Канат Бозумбаев.

Казахстан пообещал сократить производство на 20 тыс. баррелей в сутки, но сказал, что Кашаган, Тенгиз и Карачаганак будут освобождены от ограничений производства.

В свою очередь Международное энергетическое агентство подчеркивает, что Казахстан пообещал сократить производство на 20 тыс. баррелей в сутки, но сказал, что Кашаган, Тенгиз и Карачаганак будут освобождены от ограничений производства. В агентстве подчеркивают, что вместо обещанного снижения на 20 тысяч баррелей Казахстан увеличил объем нефтедобычи на почти 80 тыс. баррелей с октября 2016 года. С начала же года нефтедобыча увеличилась на 40 тысяч баррелей. Таким образом, на сегодняшний день страна добывает ежедневно порядка 1,7 млн баррелей в сутки.

Пока же Канат Бозумбаев обещает, что Казахстан все-таки выполнит обязательства перед ОПЕК.

«Обязательства Казахстана взяты на полгода, они говорят о том, что мы должны сократить от 1,7 млн на 20 тыс баррелей в сутки — в целом по итогам шести месяцев. Методологии нет, сколько обязательно нужно в январе выдержать, или в феврале, или в марте — речь идет о том, что в среднем за 6 месяцев. Мы предполагаем, что мы его выдержим», — сказал он.

Вместе с тем, Казахстан далеко не единственная страна, которая, вероятно, не выполнила свои обязательства перед ОПЕК. Эти факторы ставят под сомнение возможность дальнейшего ценового восстановления на рынке.

Когда в декабре 2016 года принималось решение о сокращении добычи нефти страны, входящие в ОПЕК взяли на себя обязательства о сокращении ежедневного объема добычи нефти на 1,2 млн баррелей. 11 стран не входящих в ОПЕК в декабре 2016 года согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тыс. баррелей в сутки, основная доля пришлась на Россию — 300 тыс. баррелей.

Саудовская Аравия обязалась сократить добычу на 486 тыс. баррелей в день, Ирак — на 210 тыс., ОАЭ на 139 тыс., Кувейт — на 131 тыс., Венесуэла — на 95 тыс. баррелей. Примечательно, что Ливии и Нигерии было предоставлено освобождение от системы квот, а Ирану разрешено повысить добычу до 3,975 млн баррелей в день.

В феврале 2017 года картель сообщил, что соглашение о сокращении добычи выполняется лишь на 86%.

«Я не верю в долгосрочное влияние этой меры на цену на нефть. То есть это влияние, скорее всего, на ближайшие полтора-два года», — заметил тогда бывший министр финансов России Алексей Кудрин, и вероятно был прав. Договоренность о сокращении добычи, судя по данным МЭА, уже выполняется довольно условно, а летом должна быть достигнута договоренность о его пролонгации, что пока под большим вопросом.

Тем временем, цена на нефть на этой неделе начала падать и во многом это связано с информацией об уровне добычи в США.

Американский институт нефти сообщил, что запасы топлива в США сократились лишь на 840 тыс. баррелей при ожиданиях в 1,47 млн баррелей. Запасы бензина наоборот выросли на 1,4 млн баррелей. Таким образом, на рынке растут опасения, что Штаты не дадут странам ОПЕК сократить предложение на рынке.

Так, например, во вторник Brent в моменте уходила к 9-дневным минимумам в области $54,60 и после попыток возвращения в район $55, снова оказывался под давлением, завершив торги у нижней границы.

Региональный директор социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Павел Салас считает, что игрокам сырьевого сегмента неоткуда черпать оптимизм. Причем довольно странно высказался министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих, который предупредил, что еще слишком рано судить о продлении соглашения о сокращении добычи нефти, учитывая, что не все его выполнят, в частности, судя по данным МЭА и Казахстан. Такая риторика противоречит общей практике членов ОПЕК, которые, как правило, стараются поддержать цены оптимистичными вербальными интервенциями. И такой настрой столь крупного игрока заставляет задуматься над реальностью перспектив пролонгации сделки, считает эксперт.

«Пока большинство участников рынка все же надеются, что картель согласует сокращение добычи еще на полгода, дабы по максимуму нивелировать эффект от сланцевого бума в Штатах, который, судя по всему, не собирается сбавлять обороты. О чем сигнализирует и недавний прогноз Минэнерго, предполагающий дальнейшее увеличение объемов производства сланцевой нефти», — заметил он.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.