пятница, 29 мая 2020
,
USD/KZT: 412.55 EUR/KZT: 454.18 RUR/KZT: 5.81
Таиланд откроет международное авиасообщение 1 июля Поезда на Алаколь запустят в ближайшее время Дети до 14 лет будут летать бесплатно Несмотря на карантин Казахстан покинули свыше 7 тысяч человек В Казахстане блокпосты снимут 1 июня Импортеры и производители кабельной продукции обратились к президенту Токаеву Трамп подписал скандальный указ о соцсетях C 30 мая в Алматы откроются мечети и церкви Уровень газификации Казахстана равняется всего 51,47% Volkswagen станет акционером совместного производства JAC Motors в Костанае Только три банка из ТОП-10 показали прирост вкладов в апреле Сколько миллиардов вывели из Казахстана? Смерть Дулата Агадила в СИЗО: дело прекращено «за отсутствием события уголовного правонарушения» Активисты требуют отставки Берика Имашева Halyk Bank устанавливает лимиты на снятие денег для юрлиц В Японии разработали УФ светодиод, деактивирующий коронавирус на 99,9% Реакция Госцентра поддержки национального кинематографа на дело Гульнары Сарсеновой Российский академик заявил о негативных последствиях длительного ношения масок и перчаток Кинопродюсера Гульнару Сарсенову подозревают в получении взятки в особо крупном размере Миллиардеры за время пандемии стали еще богаче Halyk Bank решил не выплачивать дивиденды за 2019 год Богатые должны платить Старт космического корабля Crew Dragon перенесен на 30 мая из-за погодных условий За время карантина и ЧП Алматы потерял 100 миллиардов тенге Кому запрещено выезжать за пределы Казахстана?

Горе от ума. Часть I: Кем я стану, когда вырасту?

Несмотря на поэтичный заголовок статьи, тема ее скорее трагикомична – ситуация в нашей системе образования.

Как сейчас помню….буквально недавно (лет эдак 5-6 назад) готовились мы к ЕНТ. Причем готовились не как к выпускному экзамену, а словно к Апокалипсису по календарю Майя, но в отличие от него «энтэшный» конец света можно было как-то пережить при наличии огромных усилий, причем не умственно-интеллектуальных, а именно психологических.

Очень много сказано о самом ЕНТ, и еще будет. Однако сегодня мне хотелось бы остановиться подробно не на самом тесте, а на той самой, казалось бы, важнейшей части образовательной системы, которая вдруг испарилась так, что будто её и не было. Название ей – профориентация.

История такова: с детства Ваш покорный слуга был очень склонен к гуманитарным наукам: в 3 года бегло читал, в 5 лет знал наизусть стихи Абая, а в школе еще до начала изучения истории еще более рьяно им увлекся. И, естественно, с годами, я все больше осознавал свое отторжение точных наук, все больше уходя в ту самую гуманитарную степь. И вот наступает 10-11 класс: все уроки отменяются на целый год (по секрету всему свету), и начинается повальная подготовка к ЕНТ.

Тест, как мы все знаем, состоит из 5 предметов, одним из которых была та самая нелюбимая мною «алгебра», но я осознавал, что у меня просто нет выбора. В то же время, я так и не понял, зачем человеку, который планирует идти в политологию или журналистику, в обязательном порядке сдавать этот предмет. В итоге все мои мрачные предчувствия оправдались: получив по всем остальным предметам твердую «пятерку», эта самая алгебра подводит меня так, что я потерял грант на поступление по специальности политология, и был вынужден учиться на платной основе.

Кто виноват? Конечно, моя беспечность, однако ощущение чудовищной несправедливости не покидало меня еще долго. Это одна из сторона неэффективной системы образования, из-за которой сотни детей лишаются возможности реализовать себя. Но есть и другая, которая называется недостаточная осведомленность о будущей специальности.

Почему у нас так много юристов, экономистов и международников? Ответ прост. Вузы перестали заниматься профориентацией, ограничиваясь «показушными» днями открытых дверей, где любой гость, а тем более школьник просто не в состоянии объективно оценить возможности университета. В итоге, в отчаянии молодежь выбирает «юрфак» с очень простой мотивацией «по крайней мере не пропаду».

Однако, есть еще одна причина под названием «поступил только из-за гранта». Действительно, как в наше и без того сложное в экономическом плане время можно отказаться от бесплатного обучения в престижном вузе? Это огромный плюс и для родителей, и для него самого в виде ежемесячной стипендии (хоть и крошечной, но всё же) не так ли? Оказывается, нет. Я сам убедился в этом, увидев десятки примеров, когда выпускник школы, поступивший в тот или иной вуз по одной из вышеперечисленных причин, мучился 4 года в университете, ибо ему учеба была совсем не интересна, и он понимал, что сделал в свое время неправильный выбор. Почему? Да потому что, он пожертвовал любимым кредо ради гранта либо престижности специальности.

В итоге, мы получаем студента, кое-как отучившегося на условного экономиста, с единственной мечтой: как можно быстрее «свалить» из вуза с дипломом в руках и начать все заново там, где ему нравится. А это значит пойти на второе высшее, или попросить агашку устроить например, в акимат или прокуратуру, или менеджером по непонятным вопросам, а в лучшем случае заняться чем-то творческим и креативным (редкий случай). А получится ли у него эта перезагрузка – вопрос отдельный.

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33