Горе от ума. Часть I: Кем я стану, когда вырасту?
Поддержать

Горе от ума. Часть I: Кем я стану, когда вырасту?

Несмотря на поэтичный заголовок статьи, тема ее скорее трагикомична – ситуация в нашей системе образования.

Как сейчас помню….буквально недавно (лет эдак 5-6 назад) готовились мы к ЕНТ. Причем готовились не как к выпускному экзамену, а словно к Апокалипсису по календарю Майя, но в отличие от него «энтэшный» конец света можно было как-то пережить при наличии огромных усилий, причем не умственно-интеллектуальных, а именно психологических.

Очень много сказано о самом ЕНТ, и еще будет. Однако сегодня мне хотелось бы остановиться подробно не на самом тесте, а на той самой, казалось бы, важнейшей части образовательной системы, которая вдруг испарилась так, что будто её и не было. Название ей – профориентация.

История такова: с детства Ваш покорный слуга был очень склонен к гуманитарным наукам: в 3 года бегло читал, в 5 лет знал наизусть стихи Абая, а в школе еще до начала изучения истории еще более рьяно им увлекся. И, естественно, с годами, я все больше осознавал свое отторжение точных наук, все больше уходя в ту самую гуманитарную степь. И вот наступает 10-11 класс: все уроки отменяются на целый год (по секрету всему свету), и начинается повальная подготовка к ЕНТ.

Тест, как мы все знаем, состоит из 5 предметов, одним из которых была та самая нелюбимая мною «алгебра», но я осознавал, что у меня просто нет выбора. В то же время, я так и не понял, зачем человеку, который планирует идти в политологию или журналистику, в обязательном порядке сдавать этот предмет. В итоге все мои мрачные предчувствия оправдались: получив по всем остальным предметам твердую «пятерку», эта самая алгебра подводит меня так, что я потерял грант на поступление по специальности политология, и был вынужден учиться на платной основе.

Кто виноват? Конечно, моя беспечность, однако ощущение чудовищной несправедливости не покидало меня еще долго. Это одна из сторона неэффективной системы образования, из-за которой сотни детей лишаются возможности реализовать себя. Но есть и другая, которая называется недостаточная осведомленность о будущей специальности.

Почему у нас так много юристов, экономистов и международников? Ответ прост. Вузы перестали заниматься профориентацией, ограничиваясь «показушными» днями открытых дверей, где любой гость, а тем более школьник просто не в состоянии объективно оценить возможности университета. В итоге, в отчаянии молодежь выбирает «юрфак» с очень простой мотивацией «по крайней мере не пропаду».

Однако, есть еще одна причина под названием «поступил только из-за гранта». Действительно, как в наше и без того сложное в экономическом плане время можно отказаться от бесплатного обучения в престижном вузе? Это огромный плюс и для родителей, и для него самого в виде ежемесячной стипендии (хоть и крошечной, но всё же) не так ли? Оказывается, нет. Я сам убедился в этом, увидев десятки примеров, когда выпускник школы, поступивший в тот или иной вуз по одной из вышеперечисленных причин, мучился 4 года в университете, ибо ему учеба была совсем не интересна, и он понимал, что сделал в свое время неправильный выбор. Почему? Да потому что, он пожертвовал любимым кредо ради гранта либо престижности специальности.

В итоге, мы получаем студента, кое-как отучившегося на условного экономиста, с единственной мечтой: как можно быстрее «свалить» из вуза с дипломом в руках и начать все заново там, где ему нравится. А это значит пойти на второе высшее, или попросить агашку устроить например, в акимат или прокуратуру, или менеджером по непонятным вопросам, а в лучшем случае заняться чем-то творческим и креативным (редкий случай). А получится ли у него эта перезагрузка – вопрос отдельный.

Продолжение следует…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.