Димаш: как быть не вляпанным в политику? Как уцелеть в нашей стране? (видео)
Поддержать

Димаш: как быть не вляпанным в политику? Как уцелеть в нашей стране? (видео)

Юный Димаш Кудайбергенов стал глотком свежего воздуха в среде однообразных будней казахстанской действительности. Талантливый, в меру скромный и пока не искушенный в мире больших денег и соблазнов он кажется таким далеким от тех образцов, которые нам каждый день являет местное телевидение и прочие каналы информации.

Его популярность уже пытаются монетизировать политтехнологи и еще вчера высокомерно смотревшая на него «культурная» богема. В силу своей неопытности и юношеской наивности, которая подкреплена таким же максимализмом, он плохо понимает, в какие дебри вступает. Конечно, сейчас его популярность различные политические силы, пытающиеся хоть как-то встроиться в общечеловеческий и народный контекст, попытаются использовать по максиму. Но трагедия заключается в том, что они как были слишком далеки от народа, таковыми и останутся, а юное дарование могут увести в совсем не нужное и далекое от творчества направление.

Пример Димаша показывает, что в стране острый дефицит на яркие лица, на кумиров и главное на тех, кем можно гордиться и кого знает не только твой сосед по лестничной клетке, но и весь мир.

Но этот, как сейчас модно говорить, кейс содержит в себе очень много самых разных пластов. То, что поднаторевшие в политтехнологиях партийные бонзы пытаются так сказать «примазаться» к успеху молодого артиста далеко не самый главный из них. Куда важнее, что пример Димаша показывает, что в стране острый дефицит на яркие лица, на кумиров и главное на тех, кем можно гордиться и кого знает не только твой сосед по лестничной клетке, но и весь мир. После фильма «Борат», когда были уязвлены коллективные чувства казахстанцев, все пытались показать – нет, мы не такие, это кино не про нас. Но, с другой стороны в глубине души многие испытывали чувство гордости – пусть даже так, но о нас, о нашем существовании узнал весь мир.

Чтобы в стране был серьезный технологический и культурный прорыв ей нужны люди еще более высокого калибра, те, кого принято называть совестью нации и ее солью.

В действительности, гораздо большая проблема и для национального самосознания местами более важная, чем цены на нефть – это то, что стране почти не на кого ориентироваться. За 25 лет самостийного развития, как бы там ни было, но страна изменилась и преобразилась. Но, несмотря на это, за эти четверть века так и не появились люди, которые бы могли не только развлекать публику своим голосом или выступать на мировых спортивных аренах, но и стать властителями умов, стать моральными авторитетами, заявить о Казахстане как о великой интеллектуальной и научной державе. Так и не появились свои Хокинги, Доккинсы, Полы Кругманы, Львы Ландау, Маркесы и Звягинцевы. Но при этом мы все хотим не местечкового, а мирового признания. Именно поэтому такое явление как Димаш, которого заметила сама Лара Фабиан, представляется уже великим прорывом.

Для того, чтобы такая элита появилась, нужна максимально свободная среда, а главное, чтобы такие люди ценились и были востребованы.

Но стране, чтобы в ней формировались новые смыслы, был серьезный технологический и культурный прорыв нужны люди еще более высокого калибра, те, кого принято называть совестью нации и ее солью. Вопрос появления новой интеллектуальной элиты – не праздный, это вопрос выживания нации, если хотите достижения всех тех широко объявленных целей по вхождению в тридцатку развитых стран мира. Очевидно, что для того, чтобы такая элита появилась, нужна максимально свободная среда, а главное, чтобы такие люди ценились и были востребованы. Всеобщая попсовизация нашей жизни только на первый взгляд безобидна. Да, люди отвлекаются хоть немного от насущных проблем, но вместе с этой повсеместной праздностью мы теряем и нечто куда более важное – шанс взрастить уверенное в себе, свободное от идеологических предрассудков и генетического страха поколение креативных творцов, ученых, писателей, которые могут повести нацию и страну вперед.

Мы спросили у казахстанских экспертов, что они думают по этому поводу:

Султанбек Султангалиев, политолог:

Творческие, талантливые люди в силу специфики своего психологического уклада и мировоззрения не могут найти себя в авторитарных системах, если эта система лишает их своего покровительства или же не обеспечивает такого.

Кумиры — люди, представляющие собой некий положительный образец для подражания, особенно для подрастающего поколения — необходимый продукт любой государственной системы воспитания. Но само качественное содержание подобных звезд-идолов зависит уже от общественного спроса, определяемого общим культурно-интеллектуальным уровнем развития населения. И то, что в казахстанском обществе востребованы в качестве кумиров спортсмены, умеющие бить оппонентов на ринге и поднимать тяжести на помосте, а так же сладкоголосые звезды шоу-бизнеса, а не писатели, поэты или ученые всего лишь характеризует сам уровень развития нашего социума. В тоже время отсутствие или прозябание в неизвестности представителей новой интеллектуальной элиты тоже нельзя сбрасывать со счетов. Творческие, талантливые люди в силу специфики своего психологического уклада и мировоззрения не могут найти себя в авторитарных системах, если эта система лишает их своего покровительства или же не обеспечивает такого. Именно отсутствие внимания со стороны государства, отсутствие поддержки со стороны потенциальных меценатов приводит к тому, что таланты казахстанцев раскрываются преимущественно за рубежом. Тот же Димаш Кудайбергенов стал звездой страны и международным любимцем, благодаря заграничному конкурсу, а не отечественному и полноценное раскрытие всех граней его таланта будет обеспечено заграницей, а не в нашей стране. Такова существующая специфика. Что касается якобы политической карьеры Димаша под сенью славного «Нур Отана», о которой расшумелись социальные сети, то это просто невозможно. Привлечение в политическую партию звезд шоу-бизнеса и спорта и их последующее включение в партийные списки кандидатов — это уже давняя практика партии «Нур Отан». Но вот выходящие за рамки приличия личностные нападки на казахстанского певца в Фейсбуке вызывают как минимум недоумение. Во-первых, недопустимо критиковать человека за его политические взгляды, если, разумеется, он не приверженец нацистской идеологии или идей религиозного экстремизма. Во-вторых, собственно личных взглядов Димаша на общественно-политические процессы в нашей стране никто и не знает, и возможно их вообще нет, что характерно для многих творческих людей, а вступление в партию власти — это просто соблюдение навязанного формального ритуала. В-третьих, прежде чем критиковать человека за какой-либо поступок необходимо, прежде всего, попытаться поставить себя на его место и честно ответить самому себе: «А чтобы сделал ты?»

Амиржан Косанов, политик:

За один той «звезды попсы» зарабатывают в разы больше, чем молодой ученый за весь месяц!

У этой проблемы много аспектов, в том числе и имиджевых. Кто у нас с утра до ночи «зажигает» на телеэкране, кого видят юные зрители? Попса – властитель умов и сердец молодежи. И, естественно, юные казахстанцы, хотели бы быть похожими на них, поэтому создают соответствующий культ. А настоящих ученых, их примера жизни и преданности науке в СМИ не видно. Есть также и материальная сторона вопроса: за один той «звезды попсы» зарабатывают в разы больше, чем молодой ученый за весь месяц! Какой еще стимул нужен молодежи, чтобы боготворить попсу и не идти в ученые?! Интеллект ныне не в цене, оттуда и такие перекосы в оценке личностей.

Экс-дипломат Казбек Бейсебаев:

Причины того, почему наши люди покидают страну и за рубежом становятся известными, как это ни парадоксально, лежат в конкуренции. У нас конкуренции нет, потому что в успехе главную роль играют наши отечественные факторы, например, такие как как связи, наличие агашек в верхах и деньги. Поэтому талантам трудно пробиться. Даже, теперь уже известного Димаша, до его триумфа в Китае у нас не признавали. За границей еще труднее пробиться, там этих наших факторов нет, но там реальная и очень сильная конкуренция. Получается, что за границей к казахстанским талантам относятся объективно и больше шансов чего-то достичь.

Айгуль Омарова, политолог

Вступление Димаша Кудайбергенова в «Нур Отан» – это его выбор. Другое дело, что музыканту, певцу незачем вступать в ту или иную политическую партию, ибо очевидно, что политика не их стезя. Понятно, зачем провластной партии нужен Димаш – важно использовать его популярность у населения. Другое дело, что, несмотря на уникальность голоса, Димаш, как талант, далеко не единичное явление в Казахстане. Талантливых людей у нас много, но далеко не всегда их замечают и отдают должное. Вот и получается, что та интеллектуальная элита, которая была в стране до распада Советского Союза задвинута. А на смену ей не пришли новые интеллектуалы. В определенной степени это объясняется тем, что эпоха потребления диктовала и диктует иные идеалы. За этой пеной, как правило, незамеченными оставались робкие попытки писателей, ученых заявить о том, что необходимо больше внимания уделять духовному началу, культуре. Вот и получается, что Димаш Кудайбергенов становится звездой, кумиром тысяч людей. А между тем, обладая редчайшим голосом, он поет те же попсовые песни. В то же время за бортом остается победительница телевизионного конкурса «Большая опера» Салтанат Ахметова – солистка театра «Астана опера». В этом вина и журналистов. Мы мало говорим и показываем тех людей, которые достойно представляют Казахстан за рубежом. Мало кто из казахстанцев знает имена Медета Чотабаева, Сундета Байгожина, Талгата Мусабаева, Сары Ищановой, Джамили Баспаковой, а эти исполнители могут составить гордость любого театра оперы. Та же ситуация с балетом. У нас немало артистов, ставших лауреатами самых престижных международных конкурсов. А кто о них рассказывает? Зовет вступить в партию «Нур Отан»?

У нас немало артистов, ставших лауреатами самых престижных международных конкурсов. А кто о них рассказывает? В этом вина и журналистов.

Инженерами человеческих душ принято когда-то было называть писателей. Среди казахских зиялы қауым немало писателей. Но, увы, не все они могут быть отнесены к интеллектуальной элите, называться интеллигентами. Когда-то один великий француз сказал, когда его спросили, почему он вмешивается в это дело, что он это делает по велению первого встречного. А первый встречный – это совесть. Наличие этой совести и определяет, наверное, интеллектуала. Увы, судя по всему, у нас с этим плохо. Но я не могу принять и ту точку зрения, что известными становятся лишь те, кто покинул Казахстан. В ответ на такое утверждение у меня сразу появляется вопрос: а вы можете с ходу назвать таких людей? Как правило, все, кто сегодня известнее вне пределов страны, все же первую популярность получили дома. Но их так никто не раскручивал, как Димаша, никто усиленно не пропагандировал – вот в чем дело. Интеллектуальная элита, победители Каннского фестиваля, появятся тогда, когда будет создана почва. Сегодня, когда люди заняты выживанием в большинстве своем, а часть тех, кто набил карманы, озабочена тем, как удержать завоеванные позиции, такой почвы нет. И все же то, как люди откликнулись на явление Димаша, заставляет думать о том, что общество потихоньку меняется. И нужны не кумиры, а лидеры, кто может оказать влияние на духовное начало.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.