«Алматы – это еще не вся страна». Почему сложнее всего вести бизнес в Астане
Поддержать

«Алматы – это еще не вся страна». Почему сложнее всего вести бизнес в Астане

Всемирный банк представил первый в истории Казахстана субнациональный обзор «Ведение бизнеса в Казахстане», который проливает свет на сложности ведения бизнеса в регионах республике.

Масштабное исследование на более 100 страниц охватывает самые актуальные проблемы экономики Казахстана. Exclusive.kz изучил наиболее важные выводы, к которым пришли эксперты ВБ.

Сложная международная обстановка привела к общему экономическому замедлению. Рост ВВП Казахстана снизился с 4,1% в 2014 году до 1,2% в 2015 году и 0,9% в 2016 году. Кроме того, Казахстан остается открытым для внешних потрясений ввиду своей высокой зависимости от природных ресурсов (на долю добывающих отраслей приходится 16% ВВП).

В ответ на эти вызовы госорганы уже в которых раз планируют ускорить реализацию структурных реформ, направленных диверсификацию экономического развития, повышение производительности и эффективности работы госаппарата.

Эксперты ВБ пришли к не менее оригинальному выводу – необходимости повышения роли частного сектора за счет прозрачного и предсказуемого делового и инвестиционного климата.

Надо сказать, что правительство Казахстана уже давно работает над этой задачей и даже установило планку в виде доли МСП в ВВП на уровне 50%. Надо сказать, есть к чему стремиться —

в 2016 году на долю этих предприятий приходилось всего 25,6% ВВП и 28% общего количества созданных рабочих мест, тогда как средний общемировой показатель составляет 63%. Кроме того, местные малые и средние предприятия растут более медленными темпами, чем аналогичные предприятия в сопоставимых странах, а также более крупные фирмы в Казахстане. Сохраняются барьеры для их создания и роста, такие как ограниченная конкуренция, недостаточный доступ к финансированию,

Если предприниматели будут тратить меньше времени на преодоление регулятивных барьеров, у них останется больше времени на производственную деятельность.

В отчете «Doing Business» прозвучал еще один фундаментальный вывод — хорошие правила и институты оказывают благоприятное воздействие на экономическую деятельность. Идея проста: если предприниматели будут тратить меньше времени на преодоление регулятивных барьеров, у них останется больше времени на производственную деятельность. Если законы и нормативно-правовые акты являются ясными, эффективными и простыми для исполнения и, в то же время, можно добиться их выполнения в судебном порядке, то предприниматели будут чувствовать себя более спокойно при ведении бизнеса с людьми, которых они не знают, при расширении своих сетей клиентов и поставщиков. В ежегодном отчете «Doing Business», в котором сравниваются 190 экономик всего мира, Казахстан представлен Алматы, своим самым крупным деловым центром, в котором проживает 9% населения страны.

Однако Алматы — это еще не вся страна. Предприниматели, действующие в других регионах, сталкиваются с другой местной регулятивной практикой. Таким образом, в дополнение к Алматы в отчете «Doing Business» 2017 года в Казахстане рассматриваются шесть областей—Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Южно-Казахстанская, каждая из которых представлена своим самым крупным деловым центром (Актобе, Оскемен, Караганды, Костанай, Павлодар и Шымкент) — а также, столица Астана

С 2006 года Казахстан четыре раза был признан одним из 10 лучших реформаторов, что является уникальным достижением.

Согласно отчету «Doing Business», государственные органы Казахстана предприняли важные шаги для упрощения ведения бизнеса — с 2006 года реализовано 36 реформ. Действительно, за этот период Казахстан четыре раза был признан в ежегодном отчете «Doing Business» одним из 10 лучших реформаторов, что является уникальным достижением. Только за период с июня 2015 года по июнь 2016 года в Казахстане были проведены улучшения в 8 из 11 рассматриваемых сфер регулирования. Никакая другая страна, рассматриваемая в отчете «Doing Business», не проводила реформы в большем количестве сфер в течение этого периода.

В центре внимания находилась регистрация предприятий. В этой сфере было проведено шесть реформ, которые были отмечены в отчете «Doing Business». В результате, стало намного проще открывать предприятия с 2003 года, когда процесс был настолько сложен, что 80% заявок отклонялись из-за ошибок в представленных документах.

За прошедшие годы Казахстан упростил пакет документов, представляемых для регистрации, и отменил требование об отдельной регистрации предприятий в местных налоговых органах. Также местные малые и средние предприятия были освобождены от уплаты регистрационных сборов, отменено требование закона в отношении печати компании и сокращено время, необходимое для электронной регистрации на веб-портале электронного правительства (egov) с одного дня до одного часа.

В Казахстане также отменены требования в отношении нотариального заверения учредительного договора, устава компании и подписей учредителей.

Однако новое исследования расширило индикаторы исследования: открытие предприятия, получение разрешения на строительство, подключение к электрическим сетям и регистрация собственности.

Регулирование в Алматы является наиболее благоприятным для бизнеса, а в Астане наименее благоприятным.

Оказалось, что регулирование в Алматы является наиболее благоприятным для бизнеса, а в Астане наименее благоприятным. Во-первых, ни одна из областей не имеет одинаково высоких показателей во всех четырех сферах. Все области вошли в число трех наиболее успешных областей, по крайней мере, по одному набору индикаторов, при этом они также вошли в число четырех наименее успешных областей, по крайней мере, по одному другому показателю. Во-вторых, эффективность местного регулирования обеспечивает более высокий совокупный рейтинг. Три города с наиболее высокими показателями — Алматы, Актобе и Костанай. Актобе, который входит в число четырех городов с наиболее низкими показателями по трем наборам индикаторов, занимает общее второе место из-за относительной простоты подключения склада к электрическим сетям на своей территории по сравнению с другими городами.

С другой стороны, Астана, которая лидирует в сфере открытия предприятий, отстает по совокупному рейтингу главным образом из-за сложности подключения к электрическим сетям и более низкой надежности энергоснабжения. Южно-Казахстанская область входит в число лидеров по регистрации собственности и занимает второе место по открытию предприятий, но отстает по совокупному рейтингу и по получению разрешений на строительство в основном из-за отсутствия координации между коммунальными предприятиями и муниципалитетом при получении технических условий, архитектурно-планировочного задания и утверждении планов подключения к инженерным сетям. Эти результаты показывают, что местные органы, ориентированные на реформы, имеют полную свободу действий и могут учиться друг у друга.

Реформы на уровне регионов не только повысят рейтинг одного региона относительно другого региона в Казахстане, но также могут иметь существенное значение для показателей при проведении глобальных сравнений.

В-третьих, реформы на уровне регионов не только повысят рейтинг одного региона относительно другого региона в Казахстане, но также могут иметь существенное значение для показателей при проведении глобальных сравнений.

Чтобы сократить разрыв с Алматой, Астана также должна будет оптимизировать процесс подключения склада к электрическим сетям, снизив как сложность процедуры, так и сократив необходимое время.

Балл удаленности от уровня лучшей практики по получению разрешений на строительство указывает на наличие значительного разрыва между регионами с лучшими и худшими показателями в Казахстане. С баллом, равным 73,61, Алматы приближается к 30% лучших экономик мира. Этот показатель примерно равен показателю Канады (которая имеет балл, равный 73,66, и занимает 57-е место). Восточно-Казахстанская и Южно-Казахстанская области занимают последние места с баллами, равными 68,54 и 67,03, поскольку эти два региона являются единственными в стране, где для получения разрешений на строительство требуется больше времени, чем в среднем в странах Европы и Центральной Азии. Если бы они внедрили лучшую практику, которая применяется в других регионах Казахстана для сокращения задержек, то они повысили бы свой рейтинг не только относительно других регионов, но также и в глобальном масштабе. Ситуация с баллом удаленности от уровня лучшей практики по подключению к электрическим сетям такая же. С баллом, равным 73,64, Алматы мог бы войти в 40% лучших экономик мира. Этот показатель примерно равен показателю Испании (которая имеет балл, равный 72,99, и занимает 78-е место). При этом Астана с баллом, равным 41,44, оказалась бы в числе 15% стран с наихудшими показателями. В 2016 году в Астане начал использоваться централизованный и автоматизированный подход к мониторингу отключений. Это повысит ее балл по индексу надежности энергоснабжения и прозрачности тарифов и, в свою очередь, сократит ее удаленность от уровня лучшей практики по подключению к электрическим сетям. Но даже если бы Астана приблизилась по этому индексу к Алматы (с 7-ю пунктами из 8 возможных), она все еще отставала бы от Алматы на 10 процентных пунктов по удаленности от уровня лучшей практики. Чтобы сократить разрыв с Алматой, Астана также должна будет оптимизировать процесс подключения склада к электрическим сетям, снизив как сложность процедуры, так и сократив необходимое время.

В некоторых сферах между лучшими и худшими показателями имеется лишь незначительный разрыв. Одной из таких сфер является открытие предприятия.

В-четвертых, в некоторых сферах между лучшими и худшими показателями имеется лишь незначительный разрыв. Одной из таких сфер является открытие предприятия. Ее узкие места проявляются во всех регионах. Необходимое время различается всего на 1,5 дня между Астаной, где процесс является самым быстрым (8,5 дня), и Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Костанайской областями, где процесс занимает больше всего времени (10 дней). Однако общее необходимое время является относительно большим по сравнению с мировой практикой. Среди 190 стран, которые оцениваются в отчете «Doing Business», Астана заняла бы только 60-е место по времени, необходимому для открытия предприятия. Хотя столица опережает Российскую Федерацию (9,8 дня), она отстает от Афганистана (7 дней). Некоторые этапы являются особенно продолжительными: только одна регистрация в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (НДС) занимает 7 календарных дней. Этот этап зависит от Комитета государственных доходов, который соблюдает сроки, установленные законом для рассмотрения заявок. Эффективность также мало различается в сфере регистрации собственности, но здесь все регионы вошли бы в число 20 лучших экономик мира.

Открытие предприятия, получение разрешений на строительство и подключение к электрическим сетям включают больше процедур в Казахстане, чем в среднем в странах ОЭСР с высокими доходами или в странах Европы и Центральной Азии.

Заметные разрывы между регионами Казахстана по получению разрешений на строительство и подключению к электрическим сетям. Имеются резервы для усиления воздействия недавних регулятивных реформ путем акцентирования усилий на реализации по всей стране. И, наконец, по мировым меркам ведение бизнеса остается процедурно сложным в Казахстане. Открытие предприятия, получение разрешений на строительство и подключение к электрическим сетям включают больше процедур в Казахстане, чем в среднем в странах ОЭСР с высокими доходами или в странах Европы и Центральной Азии.

При этом ведение бизнеса в Казахстане также остается относительно недорогим. Затраты на регистрацию собственности составляют всего 0,1% стоимости объекта недвижимости, что ставит страну на 6-е место в глобальном рейтинге по этому индикатору затрат. И все восемь казахстанских регионов вошли бы в 20% лучших экономик мира по затратам на открытие предприятия благодаря минимальным регистрационным сборам для малого и среднего бизнеса. Южно-Казахстанская область, где к регистрации предприятий не привлекаются частные третьи стороны, а печать компании можно получить быстро и недорого.

В Алматы, который исторически является главным деловым центром Казахстана, регулятивные реформы были проведены быстрее, чем в других регионах. Например, в сфере подключения к электрическим сетям Алматы является единственным городом, в котором заявку на получение разрешения на выполнения земляных работ можно подать онлайн. В бывшей столице также довольно давно был начат мониторинг отключений электричества и использование автоматизированных инструментов для восстановления электроснабжения. В Астане также часто проводятся пилотные реформы. Например, в сфере получения разрешений на строительство Астана является единственным городом, кроме Алматы, где полностью реализована система «одного окна», объединяющая выдачу технических условий и архитектурно-планировочного задания в один этап.

Выполнение регулятивных требований к предпринимательской деятельности в Казахстане является относительно сложным, но облегчает бизнес наличие единой национальной нормативно-правовой базы. Небольшие административные усовершенствования, для проведения которых не требуются значительные регулятивные изменения, могут оказать большое воздействие на жизнь малого и среднего бизнеса.

В Казахстане встречаются хорошие примеры и городам есть чему поучиться друг у друга. В Астане большинство новых предприятий регистрируется посредством портала электронного правительства (egov), нежели путем посещения ЦОНа или привлечения помощи третьего лица (юриста). Благодаря этому, в Астане требуется пройти меньше процедур для открытия предприятия, чем в других регионах. Кроме того, все 8 регионов Казахстана вошли бы в 20% лучших экономик мира по затратам на открытие предприятия, благодаря минимальным регистрационным сборам для малого и среднего бизнеса.

Недавние реформы должны еще принести свои плоды, в частности, те, которые касаются использования веб-портала электронного правительства (egov) для открытия предприятий или подключения к электрическим сетям. Многие предприниматели попросту пока не знают о такой опции. И даже в тех случаях, когда заявки на новые подключения к электрическим сетям могут быть поданы онлайн или по электронной почте, пользователи обычно подают свои заявки лично в офисе коммунального предприятия. Для правительства, вводящего новые онлайн-сервисы, главными проблемами являются плохое понимание гражданами сути услуг, отсутствие чувства сопричастности у тех, кого затрагивают изменения, общая инерция (или отсутствие поддержки) и слабые каналы передачи.

В Казахстане для подключения к электрическим сетям требуется получить одобрение многочисленных органов схемы трассы подключения, проектной документации и получить разрешение на ведение земляных работ, что налагает дополнительное бремя на предпринимателя. Для повышения эффективности можно было бы использовать примеры лучшей практики со всего мира. Например, в Швеции, Швейцарии, Китае и на Тайване предприниматель должен подавать заявку на подключение только в коммунальное предприятие, которое отвечает за подготовку проекта подключения, получение всех необходимых разрешений и проведение работ по подключению. Казахстан мог бы упростить процесс, обязав одно учреждение или распределительную энергокомпанию проводить координацию получения одобрений.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.