Про «чурок и косоглазых» или как изжить провинциальные комплексы перед бывшей метрополией
Поддержать

Про «чурок и косоглазых» или как изжить провинциальные комплексы перед бывшей метрополией

Недавно весь Казнет бурлил по поводу очередного, как показалось некоторым «шовинистического» выпада в отношении азиатов на российском телевидении.

В эфире Первого канала был показан сериал, где периодически выходцев из ЦА называют чурками, а в новостном сюжете, предваряющем достаточно низкого уровня многосерийный художественный фильм оскорбительное с точки зрения ряда казахстанцев слово прозвучало в рамках информационной программы канала. Разразились стандартные споры о том, доколе можно терпеть подобные «националистические высказывания» на федеральных российских телеканалах, представители более радикального лагеря предложили вообще отключить все российские каналы из-за демонстрации неугодного сериала. Правда, мало кто, видимо, дошел до самой сути, то есть до хотя бы шапочного ознакомления с данным сериалом. Так как если бы дошел, то понял, что в конечном итоге он скорее наоборот выполнен в советском стиле – мир, дружба народов, жвачка и в конечном итоге пропагандирует незамысловатую истину – что все люди братья, а вчерашний «чурка» может превратиться в уважаемого человека.

Нам все еще важно, что о нас главным образом скажут именно в России, и так ревностно реагируем на любую глупость, которая может там прозвучать

Вообще обижаться на любую глупость становится в последнее время таким национальным видом спорта, то какая-то третьесортная российская певица сообщит, что ей «плевать на Казахстан» и это становится трагедией общенационального масштаба. То весьма сомнительным способом, ставший олимпийским чемпионом охранник Путина с ограниченными умственными способностями что-то брякнет про «казахскую нацию» и это также вызывает бурю эмоций. Иногда доходит до абсурдного, когда в художественном замысле того же Дмитрия Быкова с его «узкоглазыми» многие узрели страшное преступление и добились его отказа от приезда в Казахстан. За всеми этими случаями помимо праведного гнева стоят и серьезные, отчасти провинциальные комплексы перед бывшей метрополией. Нам все еще важно, что о нас главным образом скажут именно в России, и так ревностно реагируем на любую глупость, которая может там прозвучать. Причем такая реакция характерна не только для рядовых обывателей, но и для чиновников, которые принимают особую стать перед любым важным российским гостем. Однако спустя четверть века, видимо, пришло время изживать в себе эти комплексы и главным образом начать различать «художественный прием», а в культуре границы шире, чем в политике или общественной жизни и реальное оскорбление национальных чувств.

К тому же, к примеру, в творчестве многих русских классиков проскальзывали крепкие выражения о самом русском народе, у Абая можно встретить весьма жесткие высказывания о казахах. В этом смысле нам всем, вероятно, необходимо учиться находить ту грань между оскорблением народа или народов и литературным или кинематографическим приемом, необходимым для большей выразительности повествования? Например, в американских фильмах часто звучит слово нигер, но со временем оно перестало вызывать такую острую реакцию даже среди чернокожих. С другой стороны, мы видим как в эфире российских телеканалов достаточно много сериалов и фильмов, различных программ, где высмеиваются азиаты. Но можно ли это воспринимать как проявление  национализма, ведь и сами жители стран ЦА смотрят эти программы и смеются над образами в них.

Вместе с тем глупо отрицать, что в России растет бытовой национализм по отношению к выходцам из бывших советских республик, особенно к жителям ЦА. Уже практически ставшими традиционными так называемыми «русскими маршами» никого не удивишь. Еще в 2014 году мне посчастливилось взять интервью у известного российского режиссера Павла Бардина, чей антифашистский фильм «Салам, Москва!» недавно показал как раз Первый канал. В нем Бардин с горечью говорил о росте национализма в российском обществе. Вот, что он в частности тогда сказал:

«Вижу, как побеждает национализм. Военный, звериный, хищнический: свой ­– хороший, а чужой, не такой – враг. Своему – помочь, чужого – ограбить, унизить, поработить. В теории есть другой национализм – культурный, создающий возможности для развития общества, распространения языка. Встречал подобных националистов как исключение из правил. Понял одно, что гораздо чаще настоящий уникальный национальный продукт создают космополиты, а националисты оказываются политиканами, жадными до денег и крови».

Таким образом, у этой проблемы действительно два измерения – реальное, когда людей убивают и унижают из-за их происхождения, ставят между ними и самими россиянами разделительную черту по принципу «свой-чужой».  И – виртуальное, когда любая глупость, произнесенная в эфире страдающего в последние годы в принципе отсутствием качества российского телевидения массово муссируется в обществе без должного анализа и глубины. Мы решили дать слово экспертам, что они думают по этому поводу?

Айгуль Омарова, политолог:

В Кремле, видимо, не понимают, что такой уклон на российском телевидении, в печатных СМИ и в кино порождает ответную реакцию

Думаю, такая болезненная реакция есть своего рода провинциализм, проявление комплексов самих людей из Центральной Азии. На деле же в этом сериале данное определение используется, как кинематографический, художественный прием, для того, чтобы показать, как меняется мировоззрение рядовых москвичей по отношению к гастарбайтерам. Вначале презрительное «чурки» сменяется на снисходительное «чурки же», а потом идет уже обращение по именам, различение приезжих, так что воспринимать это слово, как унижающее, как мне кажется, не стоит. К тому же не секрет, что бытовой национализм имеет место и в наших странах, и у нас звучат не самые лестные эпитеты для людей другой национальности. Другой вопрос, что нельзя переходить грань, и злоупотребление использования образа азиатов в негативном свете недопустимо, ибо тут уже может иметь место и оскорбление. В то же время незачем зацикливаться на этом. Поскольку на российском телевидении, к сожалению, много программ, где высмеиваются все подряд: от таджиков до американцев. Практически на всех каналах сегодня полощут украинцев, поэтому говорить, что есть уклон только в сторону азиатов будет неправильно. Увы, в Кремле, видимо, не понимают, что такой уклон на российском телевидении, в печатных СМИ и в кино порождает ответную реакцию и потому все больше отторжения вызывает у всего постсоветского пространства. Кстати, именно таким отношением во многом объясняется нынешнее противостояние Украины и России, поскольку поколению, выросшему при независимости, претит, когда их называют хохлами, сидящими на шее матушки России. На мой взгляд, все относительно. Акцентировать внимание на этом не нужно, лучше научиться противостоять теми же приемами кино, телевидения.

Султанбек Султангалиев, политолог:

В армии было все: дедовщина, вымогательство, побои, но национализм жестко преследовался самими старослужащими

Считаю, что нам необходимо не опускаться до уровня низкопробного искусства, в котором оскорбления на национальной почве считаются, чуть ли не шедевром. Вспомните, например, «Брат» и «Брат 2», по моему мнению, являвшиеся черносотенными фильмами на потребу публике. То что их приняли на «ура» в России тоже можно считать яркой иллюстрацией и к политике властей и к общественным настроениям, что не может не вызывать напряжения в сопредельных с Российской Федерацией странах. Лично я, соприкоснулся с проблемой «чурок» и «мамбетов» в начальной школе города Уральска, когда пришлось несколько раз «набить морду» национально озабоченным одношкольникам. Факт то, что данное отношение к казахам закладывалось изначально в семейном воспитании в отдельных семьях. Но не во всех. Потому что в школе я дружил с представителями различных национальностей – русскими, украинцами, евреями, немцами, татарами – и все было прекрасно. То есть данное явление зависит от внутренней культуры людей, а не от национальности. В армии, где я служил, было все: дедовщина, вымогательство, побои, но национализм жестко преследовался самими старослужащими.

Считаю, что современные позывы в киноискусстве, якобы направленные на натурализм, на самом деле способствуют разжиганию межнациональной вражды. Нельзя жить прошлым. Надо жить настоящим и будущим, в котором не должно быть места подобным проявлениям бытового национализма. Следует понимать пропагандистскую направленность любого кинофильма. И это в первую очередь относится к разноликой творческой интеллигенции. Наше казахстанское информационное пространство заполнено российскими низкопробными фильмами, которые выполнены на потребу массовому российскому зрителю, не отличающемуся высокой политической и этической культурой. Понятно, что это сделано в угоду рынка, но при переносе на казахстанскую почву это вызывает закономерный рост русофобии. Мы не «джамшуды и ровшаны» и никогда ими не будем. Никогда нельзя задевать национальную гордость людей, с которыми вы хотите наладить партнерские отношения. Да и вообще национальная и религиозная темы – это предмет, к которому необходимо относиться крайне осторожно.

Казбек Бейсебаев, экс-дипломат:     

Пренебрежительное отношение одних наций к другим – явление не новое. Так было и, к сожалению, так будет. Было время, когда французы по-всякому обзывали англичан, а те, в свою очередь, французов. Сейчас в толерантной Европе в отношении друг друга такого не допускают, но это не значит, что вопрос исчез. Касательно того, что в российских сериалах звучат оскорбления в адрес представителей Центральной Азии, то здесь ответ один – не смотрите российское телевидение.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.