Устюртский дневник. День 4 (ВИДЕО)
Поддержать

Устюртский дневник. День 4 (ВИДЕО)

Невежество – это презрение к прошлому.

Теперь, когда прошел месяц после возвращения из нашего путешествия по Устюртскому плато, когда улеглась ностальгия по забытому чувству свободы, которое давал степной ветер, пришло время заново ответить на те вопросы, которые нашептывал ветер за стенами палатки.

Во-первых, Маргулан Сейсембаев, скорее всего, сам об этом не подозревая, поставил интересный социальный эксперимент. Более пары сотен человек оказались объединены одной целью – постичь знаменитую магию Устюрта в условиях, максимально приближенных к полевым. Подчиняясь законам совместного пребывания, мы оказались в ситуации взаимной зависимости. Мы не ограничены пространством, но ограничены в своих решениях, подчинены общим правилам и, в отличие от городских условий, практически лишены шанса остаться наедине с собой.  При этом,  каждый из нас амбициозен, самодостаточен, со своим устоявшимся набором ценностей и представлений.

Говорят, что четвертый день для больших групп людей самый критичный. Щенячий восторг от взаимного узнавания проходит, симпатии уступают место настороженности, а порой и враждебности, складываются какие-то альянсы и группировки. Мы пережили этот этап достаточно просто. Даже если он и был, мы постарались его просто не заметить. Слишком сложная работа происходила в душах каждого из нас. Пожалуй, лучше всех об этом написал немногословный и очень скромный Максут Жумаев, человек, который покорил все самые трудноступные вершины мира: «Могу с уверенностью сказать, разделил свою жизнь до и жизнь после экспедиции. Вроде бы посетил почти все континенты, побывал во многих странах, увидел народы и культуры. Но, как бы высоко среди горных вершин не парил степной беркут, он всегда возвращается в родное гнездо. И сейчас во мне ментально открылась истина, это связь с родной землей, её реликтами и сакральными тайнами.»

День начался с посещения просто фантастического места «Тузбайыр». Даже состарившись здесь невозможно постичь тот замысел, который заложила в это место природа. В таких местах не только убеждаешься в существовании Творца, но и в том, что на бедном человеческом языке называется гением. А еще это место, где ты слышишь внутри себя божественную мелодию. Не сразу… Надо проникнуть к своему подсознанию сквозь завалы пережитых страстей, разочарований и амбиций, но в награду очень тихо, почти неслышно, но неистово вдруг зазвучит мелодия твоей души, которую каждый из нас носит в себе, но забыл, раздавленный тяготами человеческой цивилизации.

А на следующий день случилось еще одно долгожданное свидание. Есть имена, которые необъяснимо врезаются в память, и имя Бекет-ата одно из них. И еще одно слово волновало меня с детства – суфии.  Что-то в нем зашифровано такое, что я храню в тайниках своей генетической памяти. Первым знаком судьбы была таинственным образом попавшая к нам книга Николая Бердяева «Суфийские ордена в исламе». Потом мелькали имена Блавацкой, Рериха, Гумилева, Медоева. Как все малопросвещенные люди, я только интуитивно понимала, что это звенья одной цепи. И мое путешествие в Мангыстау – в их череде. Я не знаю, насколько раскрыта тайна, а главное – причина распространения суфизма из Туркестана от Ходжа Ахметов Ясауи до мечети Бекет-ата. Между этими духовными центрами не менее 2000 километров. Что связывало юг и запад?

Почему именно здесь столько захоронений и мечетей святых – последователей идей Ходжи Ахмета, живших в средние века? Это Шакпак-ата, Шопан-ата, Есен-ата, Караман-ата, Кошкар-ата, Султан-эпе, Темир-баба, Бекет-ата, Сейд-ишан и другие?

А ведь истинная роль Ходжа Ахмет Яссауи в сохранении тюркского языка, как языка государственности и языка целого учения. Подобно Кириллу и Мефодию, он нашел способ «перевести» ислам на язык кочевников.   Именно на основе суфизма была создано мировоззрение, объединившее культуру многих народов.  «Не обидь ближнего» – один из основных постулатов суфизма, которым испокон веков руководствовались святые – последователи философии Яссауи. При этом, нельзя отождествлять эту философию с религией, ограничивающей человеческие возможности и потенциал. Суфизм Яссауи помог сохранить духовное и языковое единство народов Азии.

Споры о суфизме не утихают по сей день. Проще всего сказать, что суфии — это своеобразные исламские монахи. Появление суфизма было связано с реакцией ревностных поборников чистоты ислама на его извращение халифами и их приближенными. Сам Мухаммед к аскетизму и монашеству не призывал, но относился с уважением к аскетам. Вначале суфии вызывали настороженное к себе отношение и даже преследование властей, однако с течением времени к суфиям привыкли. B X-XI вв. суфизм приобретает характер мощного народного и интеллектуально-культурного движения. Суфизм был вызван к жизни конкретными обстоятельствами развития мусульманского общества, однако у его истоков наряду с догмами Корана стояли и другие учения: тенгрианство, буддизм, христианский аскетизм.

Поэтому суфизм называют «чистой сущностью всех религий» и полагают, что суфизм существовал всегда, лишь его внешний облик менялся в соответствии с той или иной культурно-исторической средой. Отсюда и корень «суфи» —  «чистый». Ритуалам и установленным формам богопочитания суфии противопоставляют этическое благочестие, путь самопознания и причащения к гармонии вселенной. Это очень лаконично выражает один из хадисов Сунны, гласящий: «Кто познáет себя — тот познáет Бога». Во многих религиях эта конечная цель является высшим состоянием сознания.  

При этом, суфийские шейхи вполне себе спокойно часто заняты самой обычной мирской деятельностью. Они могут быть торговцами, композиторами и фермерами. То есть отшельничество не является ключевым условием пути к Богу.

Более того, именно активная жизнь, по их мнению, предоставляет огромные возможности для совершенствования. Если рассматривать каждую жизненную ситуацию как учебную, то можно общаться и даже жить бок о бок с самыми «страшными» и развращёнными людьми, подвергаться самым грубым влияниям — и не страдать от этого, а, напротив, поддерживать постоянную жизнерадостность и безмятежность, совершенствуясь через эти, предложенные Богом социальные контакты.

 

Фото: azh.kz

И еще. Здесь меняется восприятие времени. Связь с предками обостряется. Почти физиологическое ощущение сжатие времени и расширения пространства. И твердая уверенность, что вернулся в те места, где уже побывал.

Смотрите прошлые выпуски:

Устюртский дневник. День 1 (видео)
Устюртский дневник. День 2 (видео)
Устюртский дневник. День 3 (видео)




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.