Что и почему скрывает правительство?
Поддержать

Что и почему скрывает правительство?

Недропользователи  выбивают себе налоговые льготы, не стесняясь публичной критики.  

Меньше полугода осталось до того момента,  как страна начнет жить по обновленному Налоговому кодексу – одному из основных документов, по которому работает любое государство. Но, если тщательно «пропылесосить» содержимое Казнета, то можно убедиться, что казахстанские массмедиа не особо жалуют эту тему.


Между тем, если кто-то еще помнит, то самом начале 2017 года на расширенном заседании правительства политический лидер Казахстана достаточно ёмко охарактеризовал этот экономический документ.

«Посмотрите Налоговый кодекс, кто-то создал его с вражеской целью для нас всех», – эмоционально говорил тогда Нурсултан Назарбаев, добавив, что «налоговое законодательство должно быть простым и понятным, а общая налоговая нагрузка при этом не должна увеличиваться».

Еще одна цитата президента звучит так: «Надо провести ревизию, отменить все налоговые льготы и преференции». Кажется, всё предельно ясно, не вырвано из контекста и не подлежит ревизии.

Сегодня над поручениями главы государства в Астане трудится рабочая группа из числа представителей госорганов, НПП «Атамекен», ассоциации налогоплательщиков и ряда других. Полгода в этой рабочей группе состоит экономист Мухтар Тайжан, который на днях опубликовал в Facebook пост, посвященный щепетильным моментам работы над документом.    

«Сегодня первый раз за полгода мне сказали не приходить. Почему? Дело в том, что сегодня в 17.30 министры национальной экономики Timur Suleimenov финансов @Бахыт Султанов и инвестиций и развития Жеңіс Қасымбек вместе с другими членами рабочей группы, будут рассматривать вопросы горно-металлургического комплекса. Глава их Ассоциации, господин Радостовец давно просит дать им различные льготы, а частности, для месторождения олова. Я лично на заседаниях всегда выступал против. «Вес» запрашиваемой льготы — 40 млрд тг, или 121 млн долл. Это больше, чем собирает налогов вся с/х отрасль. Так лучше может с/х освободить от налогов, где живет половина страны?)»

«К тому, что я изложил в публикации на Facebook можно добавить еще несколько важных моментов, на которые казахстанцы должны обратить внимание. В налоговом кодексе должно быть минимальное количество льгот. А с моей точки зрения, желательно, чтобы льгот не было вообще. Но их все равно набирается достаточно много. Например,  казахстанским виноделам собираются предоставить такую возможность как минимальная цена на продукцию, ссылаясь на аналогичную норму  у российских производителей. По-моему, это ничто иное, как грубое, неоправданное вмешательство государства в рыночное ценообразование», – прокомментировал отдельные рабочие моменты Тайжан для exclusive.kz.

Не секрет, что крупный бизнес, а это весь цвет казахстанских сырьевиков, исторически пользуется особым расположением со стороны государства в лице групп политического влияния. Как только наступают «экономически непростые времена», это всегда очень заметно. Вопрос ли девальвации национальной валюты или поправки в профильные законодательства, налогообложение – все обычно работает так, чтобы недропользователи не чувствовали на себе общий дискомфорт. Публичный инструментарий мягкого давления гигантов добывающей индустрии лаконичен и прост, но очень действенен.

Как правило, это неудовлетворительная конъюнктура на мировые цены, падающий спрос на продукцию, перманентная необходимость модернизации производства, возможное вынужденное сокращение рабочих мест, как следствие  – безработица, рост социальной напряженности и недовольство политикой правительства.     

По словам Мухтара Тайжана, сегодня недропользователи просят льготы на налогообложение дивидендов, если какая-то часть добываемого сырья перерабатывается в Казахстане. «Вообще очень много споров насчет того, какую часть они должны перерабатывать здесь, чтобы им были предоставлены такие налоговые послабления. Игроки рынка просили 30 процентов, члены рабочей группы считают, что эта доля должна составлять 70 процентов. Остановились на таком компромиссном варианте, что сначала будут перерабатывать половину, а с 2022 года доля эта вырастет до 70-ти процентов, – рассказал нашему изданию Мухтар Тайжан. – Есть ли тут лобби? Конечно, чувствуется политическое лобби. Поэтому меня и не пустили на последнее заседание рабочей группы, куда я аккуратно ходил последние полгода. Поэтому мне позвонили и сказали, чтобы я не приходил. Что это, как не лоббирование? Это лоббирование. Но надо, в первую очередь помнить и понимать, что это не их семейный бюджет, это не их персональные месторождения, это не они закачивают природные ресурсы в наши недра». 

Сегодня, при общем дефиците внимания журналистов и, соответственно, общественности, важно, чтобы основной налоговый документ Казахстана обсуждался открыто, считает член рабочей группы.


Лоббирование интересов определенных групп – это, конечно, замечательно. Это старинный элемент реальной политики. Но не стоит забывать о том, что, решая краткосрочные задачи, проводя консервативный курс, правительство параллельно любит усиленно размышлять об устойчивом развитии и трансформации казахстанской экономики в целом. Для того, чтобы поговорить об этом в Казахстан то и дело едут видные представители мирового бизнеса и Нобелевские лауреаты.

Так вот буквально недавно, один из них – Рае Квон Чунг – по итогам встречи с президентом Казахстана сказал, что «переход к низкоуглеродной экономике  сам по себе невозможен и для этого нужны четкое видение и политическая воля».  По словам лауреата Нобелевской премии, «если у вас есть налоговые послабления для нефтегазовых компаний и прочих, то очень сложно развивать низкоуглеродную экономику». При этом корейский гуру убежден, что двигатель устойчивого развития в наших специфических условиях – не сам рынок, а государство, то есть правительство.

Фото: из открытых источников.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.