Читающие будут управлять миром
Поддержать

Читающие будут управлять миром

«Открытая редакция» журнала Exclusive.kz в тесном кругу литераторов, блогеров, общественных деятелей и просто творческих натур обсудила Казахстан читающий. Утерян ли массовый интерес к литературе, кто и что сегодня читает в стране, а также как можно стимулировать избалованного информационными технологиями человека взяться за книги? Вашему вниманию наиболее интересные мысли участников обсуждения.

 

 

Пролог

 

 

Бекнур Кисиков, писатель, общественный деятель: В Казахстане нет литературной индустрии

– Четыре года назад я открыл книжный фестиваль KITAPFEST. За это время изучил казахстанскую литературу и могу сказать, что люди читают фрагментарно, клипово. Так, как будто это Facebook или другие соцсети. Вчера буквально наблюдал, как казахстанцы подходят к стеллажам с книгой Баян Максаткызы. Не знаю, возможно, это люди делают  подсознательно. И все же, по моим наблюдениям, процентов 30 покупают серьезную литературу. И нельзя сказать, что читательский вкус чрезвычайно деградировал. Читает в стране порядка нескольких миллионов граждан, но примерно 80% читают иностранную литературу. Я, например, видел томик Шиллера в руках 20-летней девушки. Могу сказать, что к своим сорока годам толком Шиллера я не читал. С другой стороны, и в советское время не было такого массового чтения. И тогда хорошую литературу читал определенный, небольшой процент людей.

Когда мы говорим «массовый советский читатель», то надо помнить, что в то время существовали вполне понятные ограничения и доступ к другим видам развлечения. Но в наше время возможностей читать куда больше – нет цензуры, есть электронные носители и тому подобное. Да, на полках преобладает очень легкая, попсовая литература, большое значение имеют маркетинг, упаковка, брендинг и так далее. В Москве я видел, как полки заставлены книгами Соловьева и прочих пропагандистов. Это ужасно, но люди покупают. Но воспитанный, хороший читатель все равно ищет хороших авторов. И тут я не так скептичен.

На мой взгляд, отечественным писателям не хватает уверенности и умения преподнести свой товар так, чтобы его купили. Другая сторона медали – в Казахстане нет ни самого цеха, ни самой индустрии литературной. Издательства ориентированы на госзаказы. Наверное, мы не должны кого-то ждать и сами создавать издательские дома для продвижения талантливых авторов. Что говорить про читателя, когда мы – пишущие – сами друг друга толком не знаем, потому что не читаем друг друга.

Казахстанцы – ведомые книголюбы

 

 

Ильмаз Нургалиев, писатель

– Я к писателям себя не отношу, потому что Писатель для меня – сакральное слово. Я, скорее, автор. Так вот, по моим авторским наблюдениям, наше общество зависимо от модели поведения. Что популярно за рубежом, то мы и подхватываем. Я не знаю – это диагноз или свойство менталитета, но это сразу видно. Мы ориентируемся на чужое мнение. Мы не создаем тренды, не хвалим по-хорошему друг друга. И это очень плохо. Вот моя книга очень популярна в России, а в Казахстане не очень. Вопрос в том, станем ли мы по-настоящему очень читающей нацией с хорошей привычкой постоянно читать?   

Рыночные литературные отношения

 

 

Мади Мамбетов, журналист

– Развитие жанров диктуется рынком. У нас есть попытки писать фэнтази, остросюжетную литературу, романы. Но, когда это делается для аудитории в пару сотен человек, которые твою книгу купят, а, в основном эту книгу просто дарят, то это не имеет никакого смысла. Лет семь назад мы написали книгу, которая и по сей день продается неплохо. Другое дело, что наш издатель был слишком оптимистичен и заказал солидный тираж. Мы даже возглавляли топ-продаж и было приятно видеть, что ты впереди и Олжаса Сулейменова, и Федора Михайловича Достоевского, и Джорджа Мартина. Но… это означало лишь то, что мы продаем в неделю порядка 100-150 экземпляров по Казахстану. Это тот рынок, где нет пространства для широкого маневра.

Та же Баян Максаткызы с ее миллионом подписчиков в Instagram знает, что даже если каждый сотый из подписчиков купит ее книгу, то она окупит литературное производство. И подобного успеха, возможно, никто кроме Баян не добьется. Но, например, 15 тысяч экземпляров для 18-милионной страны – это тоже не слишком хороший показатель. Кроме того, есть такой философский подход: «если не можешь не писать — пиши, если можешь не писать — не пиши». Если ты хочешь славы, то, пожалуйста, не пиши, потому что будешь долго гоняться за этой славой. А наши издательства заинтересованы только в том, чтобы печатать учебники.

Другой вариант – тебя «прет», ты пишешь шикарную рукопись, потом рассылаешь свою рукопись в российские издательские компании. Там очень большой рынок и он сегментированный. Если ты – молодой автор, который не может не писать, и которому авторитетные люди, редакторы говорят, что «ты хорошо пишешь», тогда путь в литературные конкурсы. Их немало. Есть куча международных конкурсов. Причем, они  принимают русскоязычную литературу, и там открываются шикарные перспективы выхода на англоязычный рынок. Авторам предлагается перевод и издательство книги где-нибудь в Великобритании или в США. А это другие royalty, другие продажи и другие объемы рынка. Вариантов немало. Но, если можешь не писать, то, пожалуйста, не делай этого. Графоманов и без того в этом мире хватает.

Чтение, как путь успеху?

Ольга Богачева, литератор

– Мне кажется, тема нашего обсуждения – как научить молодежь читать? Как оповестить общество, в каком возрасте читать и, что читать? Возможно, нужны какие-то справочники в интернете, путеводители по миру литературы, например, уже существующий аннотированный библиотечный список казахстанских авторов. У нас ведь в детстве не было ни ТВ, ни интернета и мы читали запоем. Соревновались, порой книгу давали на ночь, и мы читали с фонариком под одеялом. Чтение развивает и формирует человека гораздо лучше, чем даже кино.

 

 

Мади Мамбетов, журналист: Читающие будут управлять миром

–Читать как раньше не будут! Изменилась информация, ее подача, объемы информации изменились. Но есть другая хорошая вещь, на которую можно ловить детей. Миром будут управлять 20% тех, кто читает, а 80%, которые смотрят телевизор, будут управляемы. Вот это стимул – желание попасть в элитную группу «управляющих». Чтение – это навык. Навык технический. Чтобы читать, надо уметь сидеть на одном месте, собирать символы в слова, предложения, абзацы. Запоминать, анализировать, вызывать эмпатию. Это трудный процесс. Дети должны понимать одну простую вещь, если ты читаешь, то это дает тебе колоссальное преимущество в дальнейшей жизни. Другой мотивации я пока не вижу.  

Билбордами по массовому сознанию  

 

 

Ануар Нурпеисов, актер

– Литературы сегодня очень много, поэтому очень важны рекомендации. Ведь книга имеет свой определенный вход в тему. Если кино вы смотрите 15 минут, то вам достаточно этого, чтобы разобраться «ваше или не ваше». Книга же требует времени. Поэтому, разочаровавшись в чем-то один раз, любовь к чтению можно утратить. Для меня важно получать рекомендации успешных людей. Мы делали такой проект, где известные гости рекомендовали три книги. И, оказывается, потребность очень высокая. Люди начинают осознавать, что чтение – необходимость в этой жизни. Такая тенденция есть. Возможно, она низкая, так как сегодня преобладают гаджеты и социальные медиа. Но, если мы поднимаем эти темы сейчас, значит, пришло время. В воздухе это витает. Уже даже власть объявила курс на модернизацию сознания.

Другое дело, что надо выводить обсуждение на более масштабные площадки. На том же телевидении сегодня нет ни одной передачи про литературу! Есть такое правило – «ценности, которые исповедует элита, распространяются на все общество». Сегодняшние элитные «понты» мы берем и проецируем на себя. Если бы эти люди читали книги и продвигали! Когда вы видели список рекомендуемых книг какого-либо политика или члена правительства?

Представьте себе такую модель. Берем и меняем по всей стране билборды с лозунгами про EXPO, Казахстан-2050 и прочее. Посвящаем их лучшим цитатам великих людей о книгах. Так вот, представьте себе, что человек несколько раз в день видит эти визуальные призывы читать. А еще, допустим, ему дома будут напоминать по радио, по телевизору, смс будут приходить с рекомендацией прочесть что-то. Кажется, утопическая картина. Но вы получите совершенно неожиданный эффект. Читать станет привычкой, всеобщим трендом.       




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.