В Казахстане полтора миллиона ЛГБТ
Поддержать

В Казахстане полтора миллиона ЛГБТ

А в целом, каждый пятый так или иначе вовлечен в проблемы сексуальных меньшинств. Еxclusive.kz связался с участником «Марша равенства» в Праге Амиром Шайкежановым, в котором он представлял Казахстан. Он рассказал нам о том, что общего между правами чернокожих, женщин и сексуальных меньшинств, а также о том, почему даже если чиновник гомосексуал, он не будет поддерживать ЛГБТ сообщества.

 

 

«Марш равенства» проходит на протяжении уже шести лет. В нем принимают участие десятки тысяч гомосексуалов, лесбиянок и трансгендеров, а также их союзников. Это серия мероприятий, которая заканчивается большим шествием, посвященным ЛГБТ тематике. В этом году впервые в нем принял участие активист из Казахстана.

Судя по некоторым исследованиям, в мире порядка 10-15% представителей ЛГБТ-сообщества. По Казахстану таких исследований не проводилось, но, судя по косвенным данным, у нас эта статистика также применима. Плюс минимум каждый пятый казахстанец так или иначе вовлечен в проблемы ЛГБТ-сообщества, будучи другом или членом семьи ЛГБТ граждан, даже если он этого не осознаёт. Таким образом, надо отдавать себе отчет в том, что речь идет о 2,5-3 миллионах наших соотечественников.

— Амир,  означает ли Ваше участие в «Марше равенства» то, что наши представители ЛГБТ-сообщества становятся частью мирового сообщества?  

— Думаю, да, можно сказать и так. Все чаще Казахстан фигурирует как участник тех или иных инициатив, а наш флаг не раз поднимался на маршах равенства по всему миру. Однако, пока все организационные вопросы решаются преимущественно силами активистов и союзников, без участия государства.

Во время подготовки к маршу в Праге мне очень помогла наша бывшая соотечественница Джамиля Стехликова. Сегодня она  член Комитета по сексуальным меньшинствам Государственного правительственного совета Чехии, а до этого какое-то время возглавляла министерство по делам человека и меньшинств. Своим участием я хотел привлечь дополнительное внимание к этой чрезвычайно чувствительной теме, которая касается миллионов казахстанцев, а также является вопросом, который должен быть приоритетом государства согласно Конституции. Первая статья главного закона страны четкое это определяет:  «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.»

Кроме того есть и статья 14, которая гласит, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации»

 

 

— Есть ли какая-то юридически оформленная организация, которая системно занимается правами ЛГБТ в Казахстане? Обсуждается ли это на каких-то официальных площадках?

— Да, есть ряд инициативных групп и некоторые из них уже существуют уже десятки лет, но пока многие из них юридически не зарегистрированы. Это то, чего мы хотели бы добиться и над чем сейчас активно работаем.  Статус юридического лица позволит нам решить как организационные, так и финансовые проблемы. Например, недавно один из интернет порталов для ЛГБТ направил запрос в генпрокуратуру о нарушении прав по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, но так и не получил  ответа. Юридический статус обязал бы эти органы ответить в срок, указанный законом. Кстати, это тоже один из примеров дискриминации. А во-вторых, для получения финансовой поддержки, в том числе взносов и грантов, для многих организаций важно взаимодействовать с юридическим лицом. Да и самому ЛГБТ-сообществу наличие зарегистрированных юридических лиц позволит более четко сформулировать свои ценности, а также понять, к кому обращаться с теми или иными вопросами.

— Если исходить из статистики, то во власти должны быть ваши сторонники, включая представителей альтернативной сексуальной ориентации. Вы ощущаете хотя бы косвенную поддержку от официальных лиц?

— Понимаете, в любом обществе есть социальные фобии и фобии направенные внутрь самого человека или сообщества. Мизогиния – дискриминативное отношение к женщинам – встречается на уровне социума, при этом есть и внутренняя мизогиния, когда женщины сами себя чувствует по положению ниже мужчин в виду стандартов нынешнего патриархального общества.  То же самое можно сказать и про ЛГБТ-сообщество. Есть социальная гомофобия, есть гомофобия внутренняя. Достаточно почитать комментарии о представителях ЛГБТ-сообщества в социальных сетях и вы поймете, что такое социальная гомофобия – агрессия в адрес людей с гомосексуальной ориентацией.  Это приводит к внутреннему давлению, когда  геи, лесбиянки и трансгендеры не в состоянии принять себя, не то что отстаивать свои права. В таких случаях человек начинает активно бороться со своей идентичностью, но, поскольку внутри себя ничего поменять не может, он вынужден бороться с проявлениями такой природы в других. Тут и мысли нет о том, чтобы солидаризироваться. И в случае с теми же представителями власти на данный момент конечно же  представителей ЛГБТ можно найти на всех уровнях управления, если задаться такой целью. Другое дело, что в  виду временной непопулярности равноправия в обществе, отсутствия механизмов защиты от дискриминации или насилия, наличия внутренней гомофобии сами представители власти не будут союзниками в ближайшее время. Более того, именно они могут быть самыми ярыми оппонентами в желании откреститься от всего того, что может их хоть как-то связывать с ЛГБТ. Но я очень надеюсь, что по мере того, как люди в принципе будут узнавать больше о природе сексуальности в целом, и  общественный контекст будет меняться. И мы сможем найти союзников не только во власти, даже если они не являются представителями ЛГБТ, а просто сторонниками либеральных ценностей.

Ведь еще только несколько десятков лет назад защита прав чернокожих или женщин воспринимались как дикость. Сейчас это является основой роста для многих социумов и экономик.

 

 

— Есть очень популярная теория о том, что именно латентные гомосексуалы могут быть самыми непримиримыми гомофобами. Насколько это верно?

В свое время были обнародованы итоги одного скандального исследования, когда к половым органам мужчин присоединяли датчики и показывали разные виды порно. И именно среди радикальных гомофобов было много тех, кто  реагировал наиболее остро на гомосексуальну. эротику. Дело здесь не только во внутренней гомофобии, а в механизме принятия  себя.  Как я уже говорил, человек под давлением социальных установок начинается бороться с собой, но, поскольку это чрезвычайно сложно, он проецирует эту ненависть наружу. Это понятный механизм. И здесь единственная условие – это помочь себя принять себя, для этого можно обратиться к психологам или просто почитать научно-популярную лиетратуру на тему сексуальности человека.

Но у гомофобии есть и другой фактор, возможно, более острый в наших реалиях – снисходительное отношение к ЛГБТ и снисходительное отношение к женщинам – это проблемы, которые практически идут рука об руку. Ввиду патриархальности общества гомофобия проявляется как некий социальный проездной для участия в повестке дня и это считается чем-то положительным.  Такая агрессия в адрес  любых маргинализированных групп, в том числе ЛГБТ кроется гораздо глубже. Ее корни в общей неудовлетворенности,  в социальной, экономической и даже политической неустроенности людей.  А поскольку люди не могут объяснить истинную причину дискомфорта или не способны найти решения для них, то они отводят душу на тех, кто защищен еще меньше, чем они сами. Я считаю,  что это компенсаторный механизм, когда люди пытаются самоутвердиться перенося свои проблемы на  социально неокрепшие группы.

 

 

— Но разве на западе быть геем и лесбиянкой не становится модным?

— Мы находимся в той части света, где запад принято демонизировать и в первую очередь благодаря российскому информационному пространству. Однако, это результат современной холодной войны идеологий.

Мне кажется, что на самом деле ситуация во многом схожа с борьбой чернокожих людей и феминисток за свои права.  Проблема борьбы с дискриминацией в том, что, когда некая социальная группа долго является подавляемой, когда у этой групы появляются механизмы компенсации своей дискриминации, многие воспринимают такие новшества как угрозу своему привычному положению дел.    Тем не менее, на самом деле таким образом привилегии отдельных групп просто нивелировались и блага стали более общедоступными, такой баланс важен для всего общества.

Опять же, не стоит идеализировать и западный мир. Постоянные нападения и бытовая дискриминация по признаку сексуальной ориентации встречается и на 3ападе.  Тот же Закон об однополых браках был принят в США только недавно, и вдруг, президент Трамп предлагает исключить служение трансгендеров в армии. Это постоянная борьба и она никогда не кончится. Поэтому нельзя сказать, что  модно быть дискриминируемой частью общества – ценой этому может быть ваше здоровье или экономическое благосостояние.

— Ну а какие есть социальные опасности гомофобии? 

Гомофобия – это ведь проблема, которая касается не только ЛГБТ сообщество. Посудите сами, у каждого человека есть 3-5 близких друзей, порядка 10-15 хороших знакомых, хотя бы 2 члена семьи. Унижение, угнетение людей по принципу их сексуальной ориентации приведет к тому, что весь его круг общения напрямую или косвенно окажется вовлеченным в эти проблемы эмоционально, а возможно, и физически.

Cогласно исследованиям, среди тайваньских гомосексуалов порядка 20% из них хоть раз в жизни пытались прибегнуть к самоубийствам. При том это данные в стране, в которой гомофобия ниже и есть законодательство, защищающее права ЛГБТ, в том числе и об однополых браках. В наших реалиях эта цифра может составлять от 30 000 человек, а мы и без того занимаем лидирующие положения по количеству самоубийств.

Кроме того, гомофобия не позволяет ЛГБТ профессионалам раскрыть себя полноценно, может препятствовать их найму, а также утечке мозгов виду миграции в поиске лучших условий социальной защиты.

Кроме того, ненависть не бывает узконаправленной и быстро меняет свой вектор при более подходящем объекте. Поэтому, если культивировать гомофобию как нечто привычное, этот росток пустит и другие ксенофобские корни – неприязнь по принципу этнического и географического происхождения, по культурным и религиозным признакам, отторжение любых маргинальных групп: инвалидов, потребителей наркотиков, работников секс-индустрии и других незащищенных слоев.

И это только наш индивидуальный выбор, в каком обществе мы хотим жить —  в сплоченном и принимающем или в отвергающем и агрессивном. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.