Мигранту в Казахстане не стоит учиться, а уж тем более болеть (видео)
Поддержать

Мигранту в Казахстане не стоит учиться, а уж тем более болеть (видео)

У миграции женское лицо. Именно женщины из числа трудящихся-мигрантов наиболее подвержены разным рискам, более мужчин трудящихся-мигрантов страдают от нарушения их прав, и прав, сопровождающих их детей. В этом убеждена независимый эксперт, кандидат экономических наук, а в прошлом координатор программ ООН Алия Ильясова.

 

 

Эксперт уверена, что для Казахстана важно соблюдение норм и стандартов в области предоставления социальных услуг не только в отношении граждан Казахстана. Важно также повышать уровень толерантности и терпимости в рамках миграционных процессов, включая и трудовую миграцию, ведь в Казахстан из стран Центральной Азии в последние двадцать лет в поисках работы приезжают трудящиеся-мигранты. Алия Ильясова считает, что необходимо расширение перечня инструментов социальной интеграции трудящихся-мигрантов, независимо от их статуса, в принимающее сообщество Казахстана. И начать этот процесс нужно с продвижения медицинских и образовательных услуг.

Социологические исследования последних лет по проблематике трудовой миграции, которые проводились различными международными организациями, показали, что потоки трудовой миграции на территории бывшего союза приобрели устойчивые географические очертания и временные рамки. Как известно, основной поток трудящихся-мигрантов выбирает в качестве страны для поиска работы в основном Россию, а в последние лет десять — и Казахстан.

 

 

Если учесть новые правила страхового медицинского обслуживания в Казахстане, введенные летом текущего 2017 года, то положение трудящихся-мигрантов становится еще более непростым

Большинство трудящихся-мигрантов решаются перевезти с собой в Казахстан всю семью, детей дошкольного и школьного возраста. Многие женщины трудящиеся-мигранты ждут ребенка уже в Казахстане. Вся эта ситуация влечет за собой проблемы доступа трудящихся-мигрантов к услугам медицины и образования. А если учесть новые правила страхового медицинского обслуживания в Казахстане, введенные летом текущего 2017 года, то положение трудящихся-мигрантов становится еще более непростым. К тому же, большая их часть не знает своих прав, а также казахстанских законов в области миграционных процессов.

По результатам исследования: «Совершенствование правового регулирования статуса сезонных трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве», проведенного Центром исследований «САНДЖ» еще в 2013 году, можно отметить, что по сути, ситуация кардинально не изменилась. Опрос показал, что 40 процентов трудящихся-мигрантов имеют детей школьного возраста, из этого числа 29 процентов детей не посещают школу.

Причинами непосещения школы являются:

— отсутствие ИИН у ребенка,

— отсутствие документов у родителей,

— отсутствие временной регистрации по месту жительства,

— родители сами не желают отдавать ребенка в школу,

— школа отказала в приеме ребенка без объяснения причин,

— ребенок не знает казахский, русский языки,

— в школе потребовали документы с прежнего места учебы.

В 2012 году, в рамках Региональной программы в области трудовой миграции в Центральной Азии и России, которая была реализована Международной организацией по миграции, Всемирным банком и ООН Женщины, при поддержке Департамента международного развития Правительства Великобритании с 2010 по 2013 годы, были разработаны Стратегии социальной интеграции трудящихся-мигрантов в принимающие сообщества г. Алматы и Южно-Казахстанской области.

Работа над Стратегиями показала, что в Казахстане сложилась устойчивая тенденция территориального распределения трудящихся-мигрантов. В городе Алматы в основном трудоустраивались жители Кыргызстана и Узбекистана, а в Южно-Казахстанской области миграционный пул был представлен в основном гражданами Узбекистана.

Что касается сфер занятости, то трудящиеся-мигранты из Кыргызстана предпочитают сферу торговли и услуг, также, как и мигранты из Таджикистана. Внутренние трудящиеся- мигранты предпочитают работать в сфере торговли и в услугах, чаще, в домашних.

Для граждан Таджикистана Казахстан, как правило, являлся страной транзита в их миграционной активности. Между тем, в самой Стратегии отмечено, что «в последние годы в связи с различными обстоятельствами, включая и рост ксенофобии, дискриминации в отношении мигрантов в России, трудящиеся-мигранты из Таджикистана все больше и больше отдают предпочтение Казахстану, как стране назначения своей трудовой миграции».

Исследования показали, что существуют различия в доступе мигрантов к медицинской помощи, связанные со спецификой занятости

Кроме того, исследования показали, что существуют различия в доступе мигрантов к медицинской помощи, связанные со спецификой занятости.

В своем «Обзоре по вопросам доступа трудящихся-мигрантов и членов их семей к медицинским и образовательным услугам в Казахстане» Алия Ильясова пишет, что в сфере торговли и услуг трудящийся-мигрант зависит, в первую очередь, от интересов хозяина, связанных с получением каждодневного дохода. В случае необходимости оказания медицинской помощи вопрос, по словам респондентов исследования, ставится остро – «если болеешь, освободи место другому», тем более, что замена найдется моментально. Исключение составляют экстренные случаи: роды, тяжелый травматизм и т.д.

Женщины, работающие по оказанию домашних услуг, как правило, проживают в семьях хозяев и поэтому их доступ к медицинским услугам полностью зависит от хозяев, которые, безусловно, заинтересованы в благополучной санитарно — эпидемиологической обстановке в их доме. Аналогичная ситуация и у женщин трудящихся—мигрантов, работающих в сельском хозяйстве: хозяин всецело зависит от полноценного труда нанятых им работников и от состояния их здоровья. В этой связи он старается разрешить вопросы с их доступом к медицинской помощи самостоятельно и безотлагательно.

Кроме того, в своей работе эксперт затронула тему санитарно эпидемиологических норм проживания трудящихся-мигрантов в обществе. В частности, по результатам исследований, трудящиеся-мигранты из стран Центральной Азии сталкиваются в Казахстане с проблемой недоверия к состоянию их здоровья со стороны местных жителей. То есть, присутствует элемент дискриминации трудящихся-мигрантов.

 

 

Эксперт предлагает меры по решению этой проблемы.

В частности, Алия Ильясова считает, что элементарная норма при приеме на работу — наличие снимка флюорографии — могла бы стать минимальным гарантом безопасности здоровью общества в целом.

В ходе проведения социологического исследования, проведенного в рамках проекта ООН Женщины, «Социально-экономический портрет трудовой миграции в Казахстане» (на примере г. Алматы и Южно-Казахстанской области), трудящиеся-мигранты указали на тот факт, что они имели доступ к бесплатным экстренным медицинским услугам, остальные виды медицинских услуг доступны были в рамках системы платного медицинского обслуживания или зависели от обеспечения ими работодателем. Относительно доступа к услугам образования, то обеспечение при необходимости доступа детей к образовательным учреждениям в стране назначения полностью осуществлялось трудящимися-мигрантами самостоятельно из собственного бюджета и базировалось на неформальных отношениях со специалистами системы образования страны назначения.

При этом, выяснилось, что очень небольшой процент мигрантов как-то пользуется услугами бесплатных поликлиник. Среди факторов, мешающим трудящимся-мигрантам пользоваться медицинскими услугами:

— незнание законов,

— отсутствие гражданства или вида на жительство (отсутствие постоянной регистрации),

— нелегальное положение трудящегося-мигранта,

— отсутствие нужных связей,

— плохое качество медицинского обслуживания и отдаленность работы трудящегося-мигранта от медучреждений.

Законодательством Казахстана предусмотрена возможность присвоения ИИН иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан

Между тем, известно, что законодательством Казахстана предусмотрена возможность присвоения ИИН иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан. Для этого иностранцу необходимо обратиться в налоговые органы по месту временного пребывания с заявлением. ИИН присваивается иностранцам, которые получают доходы из источников в Республике Казахстан, не подлежащие налогообложению у источника выплаты. В частности, под эту категорию подпадают и трудящиеся-мигранты, работающие по найму у физических лиц в качестве домашних работников.

Итак, трудящиеся-мигранты сталкиваются с целым комплексом проблем по доступу к медицинским и образовательным услугам в Казахстане. «И это не вновь сложившаяся ситуация, а ситуация, которая имеет очертания затянувшейся проблемы, решение которой может быть найдено в ходе поступательного продвижения стандартов оказания социальных услуг, соответствующих практике передовых стран и обязательств, которые Казахстан принял в рамках международных договоренностей», — пишет в своем Обзоре Алия Ильясова.

 

P.S.:

В завершение нашей беседы эксперт привела огромный ряд рекомендаций для решения проблемы социализации трудящихся-мигрантов в казахстанское общество, среди которых я выделила два, на мой взгляд, наиболее действенных предложения, реализация которых была бы полезна для всех сторон: и для трудящихся-мигрантов, и для работодателей:

— Информировать работников медицинских учреждений о действующем национальном миграционном законодательстве и о вносимых в него изменениях в контексте взаимосвязи прав трудящихся-мигрантов и членов их семей на предоставление медицинских услуг различного уровня в Казахстане (например, семинары в рамках повышения квалификации и т.п.)

— Продвигать в национальном законодательстве в сфере образования права детей из семей трудящихся-мигрантов на образование в Казахстане в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, устанавливающего обязанность государств-участников признать право каждого человека на образование. В комментарии о праве на образование указывается, что «принцип недискриминации распространяется на всех лиц школьного возраста, проживающих на территории государства, включая иностранных граждан и вне зависимости от их правового статуса».

«Данный материал стал возможным благодаря поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID). Международная организация по миграции (МОМ) несет ответственность за материал, который не обязательно отражает взгляды USAID или Правительства США.

Мнения, изложенные в представленном материале, принадлежат автору (-ам) и не обязательно отражают точку зрения МОМ или ее стран-участниц. Используемые обозначения и форма представления материала не являются выражением какого-либо мнения со стороны МОМ относительно правового статуса каких-либо стран, территорий, городов или районов, или их управляющих органов или относительно делимитации их границ.

В своей деятельности МОМ придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу мигрантам и обществу. Будучи межправительственной организацией, МОМ, совместно со своими партнерами по международному сообществу, осуществляет деятельность, направленную на решение оперативных задач в области миграции, содействие пониманию вопросов, связанных с миграцией; стимулирование социально-экономического развития через миграцию и защиту человеческого достоинства и благосостояния мигрантов».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.