Пеший ход по старой новой улице Панфилова
Поддержать

Пеший ход по старой новой улице Панфилова

Последняя «Открытая редакция» журнала Exclusive.kz прошла на свежем воздухе в самом сердце Алматы, который власти города активно перестраивают. Тур получился массовым, от этого несколько сумбурным, но зато очень живым во многом благодаря тому, что в нем участвовали представители акимата и непосредственные авторы реконструкции.

 

 

Для тех, кто не смог увидеть это общественно значимое событие в прямом эфире, Exclusive.kz предлагает сокращенный текстовый вариант прогулки. Здесь представлены наиболее интересные моменты и диалоги участников пешего марша по Панфилова.   

Эксклюзивный экспромт

 

 

– Честно говоря, мы не ожидали, что идея провести «Открытую планерку» в виде пресс-тура получит такую поддержку. Пришло порядка сорока журналистов, блогеров. Вопросов очень много и нужно отдать должное пресс-секретарю акима Алматы Тимуру Базарбаеву. Здесь же управление архитектуры города и основной подрядчик по реконструкции и благоустройству. Сегодня они звезды информационного пространства, потому что, как выяснилось, вопросов к ним все еще очень много. Начиная от стоимости реконструкции пешеходных зон, и, заканчивая тем, как будет отремонтирована ливневая система Алматы. 

Позолоченный квадрат Алматы

 

 

– Я не специалист (по градостроительству) и не беру на себя всю ответственность, но, что касается исторического центра Алматы, то в этом году мы реконструировали улицу Панфилова. Как вы знаете, она была забита автотранспортом, но в то же время не несла автомагистральную нагрузку. По концепции Яна Гейла нами было принято решение организовать все условия для пешеходов. Мы все говорим, что это «золотой квадрат» города, но он уже давно не золотой, вся инфраструктура устарела. Мы признаем, что в последние годы акимат уделял основное внимание присоединенным территориям города. Это Наурызбайский и Алатауский район, в котором мы проводили Универсиаду. В Наурызбайском построен целый административный центр. То есть мы подводим инфраструктуру этих территорий к общегородским. Но вместе с тем мы не забываем, что у Алматы есть исторический центр.  

Насчет потраченных денег мы цифру озвучим позже. По сути, здесь получилась променадная зона. Ни в одном городе мира нет такого, чтобы на фоне театра (ГАТОБ) были видны горы. Это наша эксклюзивность. Мы сделали так, чтобы даже с улицы Гоголя был виден ГАТОБ. В целом, еще идет наладка. Мы не говорим сегодня о том, что до конца уже сделали Панфилова и Жибек Жолы. Сейчас закончились основные строительно-монтажные работы. Мы еще докрутим, довертим, доделаем. Где-то еще неровная брусчатка, поэтому после высадки деревьев, мы здесь будем все укатывать, бетонировать, делать. Компания-подрядчик, которая делает реконструкцию дает два года гарантии качества. Я думаю, этого срока достаточно. В любом случае, мы будем следить.  

Мы говорим – Панфилова, представляем – Rambles?

 

 

– Как архитектор я много путешествую. Если проводить аналогии, ближе всего, наверное, по духу здесь подходит бульвар Rambles, который в Барселоне. Он тоже окружен старинными зданиями, примерно такой же продолжительности. В этом плане Панфилова – потрясающая улица. Она интересна и удобна не только для гостей, она хороша в плане инфраструктуры. Здесь из девяти станций метро две выходят прямо на Панфилова. Причем в самом начале улицы и в самом ее конце. Можно приехать, прогуляться по пешеходной зоне и уехать. Я уверен, что бизнес, который расположен здесь на первых этажах, будет развиваться. В этом плане тоже есть все возможности у рестораторов.

Мы оставили внутриквартальный проезд, но постарались сделать его максимально похожим на пешеходный. Этот проезд необходим. Здесь живут горожане, здесь есть бизнес, необходимо обеспечить те же пожарные проезды, для скорой медицинской помощи. Поэтому мы оставили узкий односторонний, внутриквартальный проезд с небольшими возможностями парковки.

Чем обусловлен выбор именно гранитной брусчатки? Это наиболее прочный природный материал. Впервые в Казахстане применена брусчатка. Не плитка, как привыкли, а именно восьмисантиметровая гранитная брусчатка. Так выкладывались гранитные мостовые, когда хотели сделать это на века. Причем, подчеркиваю, что это все незаконченный вид. Что касается деревьев, то они выбираются из питомников. Здесь тоже работает определенный архитектурный замысел. К примеру, от начала и до улицы Богенбая у нас вперемешку будут липы и красные клены, то есть можно будет назначать встречи «я на кленовой аллее». Одна из интересных ландшафтных задумок – здесь будет аллея из декоративных яблонь. Мы хотим, чтобы стало доброй традицией, когда весной алматинцы приходят на Панфилова посмотреть на цветение яблонь.

Еще одна «зеленая» ремарка

 

 

– Акимат помнит, что Алматы – город зелени. Мы планируем на этом участке – от ГАТОБа и до Арбата – посадить порядка двух тысяч деревьев. Это клен, липа, рябина и другие. Но важно, чтобы деревья прижились. Для этого мы высадим их в октябре и это будут не саженцы, а взрослые деревья. Для них уже подготовлены поребрики. По сути, открыв пешеходную улицу Панфилова, мы уже создали условия для тех кафе, которые здесь есть, но мы будем и дальше создавать условия, ставить киоски, цветочные магазины. 

Почему Ян Гейл и Роман Шнайдерман?

 

 

– Рекомендации Яна Гейла – это общие принципы проектирования общественного пространства. Это очень хорошая исследовательская работа. Когда вы занимаетесь проектированием общественного пространства, то последствия (хорошие они или не очень) вы видите только через несколько лет. Так вот Ян Гейл – просто один из первых. Ему дали возможность в нескольких городах реализовать свои идеи и исследования на практике. Через годы это принесло свои плоды. Только после этого в начале века его стали приглашать в другие страны, потому что его теории и опыт подтвердились.

Я представляю собой коллектив, в котором работает более ста человек. Над этим (реконструкцией центра Алматы) трудилась огромная команда людей. Это группы специалистов своего дела. Это транспортники, потому что есть вопросы организации движения, это вопросы дендрологии, это ботаники, ирригационщики, конструкторы, и те, кто занят освещением улиц. По поводу каких-то подозрений (в протекции) и обвинений, оставим в стороне чьи-то комплексы и несбывшиеся мечты. Был открытый конкурс! В Казахстане действует открытая электронная система конкурсов…   

Назло стихийному потопу

 

 

– Вопрос по ливневкам. По Гоголя мы сделали автоматический полив. Мы все лето здесь ежедневно вытаскивали арычные системы, трубы были абсолютно забиты. Эту проблему мы понимаем, она застарелая. В прошлом году акимат провел инвентаризацию арыков – это свыше тысячи километров. Половина их них в неудовлетворительном состоянии. В этом году районными акиматами были разработаны ПСД (проектно-сметная документация) на реконструкцию свыше 400 километров системы. Со следующего года начнем работу. В этом году реконструировали порядка ста километров. За два-три года, думаю, мы этот вопрос закроем.  

Разговор с пресс-секретарем о фатальных недочетах

– Замена ежегодная бордюров – это такой национальный бизнес?

– Бордюрами я не занимаюсь.

– Но вы, наверное, в курсе, что много нареканий? Вечные гранитные бордюры меняются на песочные, которые уже при разгрузке разбиваются…

– Я знаю, что где-то делается рихтовка бордюров, где-то меняют песочные на гранитные, но, если где-то вы видите, что происходит обратный процесс, то отмечайте, присылайте замечания, будем работать над этим.

– Я живу в центре и тут не то что бордюры, здесь ежегодно меняют урны, скамейки остановки! Это такая трата денег! Ведь то, что можно было бы хорошо отремонтировать просто меняют на новое. Вредительство какое-то!

– По остановкам могу ответить, что даже если они меняются, то в соответствии с единым архитектурным стилем. Мы же не можем тут поставить новый фонарь, а рядом оставить старый. На том же Арбате мы разобрали плитку и поставили ее в зоопарке. Убираем заборы или что-то еще, мы их отправляем в другие районы, где они нужны. Точно так же с остановками. Недочеты всегда будут, в любой работе! Мы не говорим, что мы – суперпрофессионалы! В любой войне всегда есть жертвы. Мы демонтировали порядка 80 километров заборов, большая часть из них принадлежит собственникам. Мы их им и отдали! А коммунальные ограждения на балансе ГКП «Алматы тазалык». Дальше будем рассматривать их судьбу. На переплавку они не пойдут.  

 

Диалог с запозданием

 

 

– Впервые власти, возможно, в самом начале неуклюже, может быть, реактивно нежели проактивно, но начали реагировать, рассказывать о реконструкции, отвечать на замечания и комментарии горожан. Так или иначе, но этот диалог начался. Это огромный шаг в направлении сближения между жителями города и его администрацией. Мне очень жаль, что изначально не было проактивной кампании, как это обычно происходит (в демократических странах). Допустим, я часто бываю в Канаде и года два-три назад в Торонто делали набережную, там за год появились огромные плакаты, пояснения, что и как будет. Люди смотрели на это, видели и у них формировалось положительное ощущение, что скоро будет что-то новое и классное. Здесь мы начали этот диалог с запозданием.       




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.