Айтыс как ответ реп-батлу
Поддержать

Айтыс как ответ реп-батлу

Казахский айтыс – культурный феномен, который мог бы стать одной из визитных карточек страны.

 

 

Неожиданно на казалось было абсолютно стерильном постсоветском культурном ландшафте появилось новое для нас явление Versus Battle, которое показало, что жизнь в этом организме пока еще теплится. Интерес к батлу  Oxxxymiron VS Слава КПСС  оказался настолько заметным, что доселе известные лишь малой публике сочинители панчей получили эфиры и упоминания на центральных российских каналах. Произошел такой прорыв блокады официоза, который, видимо, осточертел уже всем.

Батлы реперов показали, насколько приглаженная официальная культура не попадает в нерв общества и контекст сегодняшнего дня

Батлы реперов показали, насколько приглаженная официальная культура не попадает в нерв общества и контекст сегодняшнего дня. Десятки миллионов просмотров на Youtube несмотря на все блокировки – это такая маленькая победа альтернативного взгляда на жизнь. Вообще традиция реп-баттлов далеко не нова, даже в России они проводятся уже с 2013 года, в Америке это явление имеет приличную историю и масштабы. Парадокс в том, что в США Versus остается только в пределах собственной комюнити и не выходит за ее пределы. Такой же успех в России, скорее всего, связан с литературоцентричностью всего постсоветского пространства. Ведь когда-то все мы вместе взятые как бы были самой читающей нацией. По сути истоки реп-баттлов необходимо искать еще в античной культуре поэтических поединков. В российской литературной традиции это явление также глубоко пустило свои корни.

 

 

Можно вспомнить хотя бы Царскосельский лицей и Пушкина и его друзей, которые устраивали такие словесные дуэли. В 20 веке эту традицию уже продолжали Есенин и Маяковский, а знаменитые литературные чтения, устраиваемые в Политехническом музеи шестидесятниками, такими как Евтушенко, Вознесенский, Ахмадуллина стали частью советского культурного кода. Сейчас интерес к новым словесным дуэлям объясняется достаточно просто – формализованная пресная культура с парой тройкой банальных рифм и мелодий стала настолько вульгарной и не цепляющей, что люди потянулись к чему-то живому, там, где есть реальная мысль, и главное нет цензуры. Многие упрекают реперов в том, что в баттлах запредельный уровень мата. Возможно, но матерная традиция в литературе ведь также не нова. Барков и Лука Мудищев были в числе тех, кто в свое время задавал определенный тон в литературе, можно вспомнить нецензурные стишки и самого Александра Сергеевича.   

Казахский айтыс – культурный феномен, который мог бы стать одной из визитных карточек страны

 

 

В Казахстане традиция проговаривания актуальных проблем в поэтической форме имеет давнюю традицию. Казахский айтыс – культурный феномен, который мог бы стать одной из визитных карточек страны. Парадокс лишь в том, что на родине айтыса, где форма мгновенной словесной импровизации имеет глубокие исторические корни, мы не наблюдаем такого явления как реп-баттлы, в эту культуру почти не приходит молодежь. Хотя сказать, что в стране нет талантов нельзя.

Тот же популярнейший сегодня в России Скриптонит, в реальности Адиль Жалелов — это казахский подарок русской культуре

Тот же популярнейший сегодня в России Скриптонит, в реальности Адиль Жалелов — это казахский подарок русской культуре. И таких ребят немало. Так, например, в интервью Юрию Дудю Иван Дорн рассказывая о том, как когда он поехал в Америку снимать свой новый клип, он прихватил парня казаха, который талантлив и творит новое в культуре. Знаем ли мы этого парня в Казахстане? Нет, не знаем, как в свое время не знали Димаша, пока он не засветился в Китае. Живая альтернативная культура не выходит в Казахстане за пределы маленькой группы людей не потому что нет запроса, а потому что слишком много ограничений.

Живая альтернативная культура не выходит в Казахстане за пределы маленькой группы людей не потому что нет запроса, а потому что слишком много ограничений

Так уж получилось, что даже в КВН-овских шутках сегодня могут узреть крамолу, поэтому лучше шутить о том, что ужен давно никому не смешно, считают опрошенные Exclusive.kz эксперты. Предлагаем их мнение по этому поводу

     

 

Есть у наших идеологов универсальное опасение «как бы чего ни вышло». Оно касается не только выступлений официальных критиков власти, но и таких безобидных, на первый взгляд, сфер, как культура и творчество, фольклор и формы его проявления, различные развлекательные конкурсы. Дело доходит до комизма: бывает, что в юмористических жанрах ухитряются восхвалить власть (что само по себе комично!). Эзопов же язык у нас тоже опасен для авторов: сразу же можно нарваться на опалу со стороны бдительных чиновников от госидеологии! Молодежь же всегда была неформальна, ее поведенческие мотивы и линии не вписываются в рамки официоза, в том числе чиновничьей интерпретации современных форм творчества. И посему лежит огромная бездна между реальными культурными запросами молодых казахстанцев, которые давно уже живут в социальных сетях и нашими чиновниками, ответственными за культурное просвещение юношей и девушек! Так же у нас не приветствуются новые, живые, захватывающие формы дискуссий и обсуждения актуальных проблем жизни общества. Но, несмотря на  все идеологические преграды, свободное слово, свежее дыхание незашоренной творческой активности молодежи пробивается в различные сети:  Facebook, Instagram, WhatsApp. Например, отдельные отрывки из айтысов, где акыны выступают на острые темы (которые не показывают по гостелеканалам), набирают тысячи и тысячи подписчиков. Есть также творческая самодеятельность в сети. Существуют видео и аудио материалы со стихами, песнями и видеосопровождением на востребованные молодежью темы. Многих из них пока сложно назвать качественными и профессиональными творениями, но они живо откликаются на злободневные темы, и молодежь с удовольствием слушает их и лайкает!

 

 

Система государственного управления и ее дух вынуждает общество и культуру  мимикрировать в сторону лицемерия, официоза и самообмана. К чести государственной власти следует сказать, что на политическом Олимпе есть понимание  проблемы, и идея модернизации общественного сознания является продуктом осмысления текущего положения. Однако модернизацию необходимо начинать именно с чиновничьей касты. В то же время мы видим, что наряду с официозными мероприятиями идет попытка ужесточения регулирования деятельности СМИ, что изначально ставит крест на любой идее модернизации. Впрочем, я отвлекся, хотя и обоснованно, потому что общественная жизнь немыслима без взаимодействия с политической системой. Авторитарная власть не приемлет в культуре ничего, что выходит за пределы раз и навсегда (как кому-то кажется) установленных канонов. Тот же разговорный жанр, поэтическая и музыкальная сферы во многом зависят от финансирования, которое практически целиком в руках исполнительной власти и общеизвестно, что тот, кто платит, тот  и заказывает музыку. Нашей культуре нужны меценаты и они потенциально есть, но просто бояться любых осложнений, которые в обязательном порядке  отрицательно скажутся и на коммерческой деятельности. Надо иметь смелость признать, что казахстанская культура находится в стадии стагнации и самоисчерпания. Выход из данной ситуации есть только один — полная демократизация общественно-политической жизни. В противном случае вся культурная жизнь сведется к песням и пляскам Ассамблеи народа Казахстана.

Асан Кайгиев, независимый политолог:

Есть несколько причин, почему в Казахстане нет «молодежных айтысов». Во-первых, у нас маленький рынок и малое количество людей. Причем рынок у нас четко разделен на две части языковому признаку. Причем русскоязычная молодежь в плане батл-культуры живет в русскоязычном информационном пространстве. Для русскоязычной молодежи рэп-батл в России гораздо интересней, чем такое же событие в Казахстане. Причем, если казахстанский музыкант или рэппер подает большие перспективы, ему выгоднее и по деньгам, и в плане продвижения ехать в Москву. В Казахстане творчеством можно только депрессию заработать. Казахскоязычная молодежь находится лишь в начале пути. Напомню, для того, чтобы рэп-батлы стали достоянием массовой культуры, рэп-комьюнити прошло 25-летний путь из подполья на широкие экраны. В Казахстане может и есть зачатки таких сообществ, но шагать вперед еще нужно много лет. Вторая причина – это отсутствие традиции сильной конкуренции. У нас конкуренция воспринимается не как благо, а как угроза. И если в Российской блогосфере мы видим постоянные конфликты между блогерами и молодежными лидерами, то у нас, как выразился один из московских блогеров «милые зайки», которые не любят конфликтовать и конкурировать. А без этого не будет никакого хорошего «айтыса». В-третьих, поэзия и творчество — это атрибуты развитого общества, где доминируют постматериальные ценности (При доминировании постматериальных ценностей у людей в плане мотивации доминирует творческая самореализация). Почти все поэты, музыканты, ученые, актеры – это люди, в основном с доминирующими постматериальными ценностями, но когда в обществе доминирует более базовые материальные ценности, то и количество «ненормальных» творческих людей очень мало. А если таких людей мало, то и конкуренция очень мала. В-четвертых, цензура и самоцензура. У нас опасно для жизни критиковать. Конечно же, как говорили римляне «орел не ловит мух», но если мухи вырастают в творческом плане до размера птиц, то продолжение такой риторики добром для человека не кончится.

 

 

 

К сожалению, за годы независимости произошла девальвация понятий, в том числе и культурных. Незнание своих корней, истории собственного народа приводит к тому, что молодежь перенимает все западное, считая это единственно правильным. Увы, на местах и само министерство культуры мало внимания уделяют развитию традиционно казахских культурных кодов, в том числе и айтысов. Многие из числа современной молодежи и понятия не имеют, что когда-то у казахов существовал обычай устраивать состязания между аулами. Айтыскеры ездили из аула в аул и через песни передавали информацию, высмеивали недостатки, рассказывали о достойных людях. Большей частью айтыскерами были мужчины, но можно вспомнить и знаменитый поединок Биржана и Сары. Нельзя, конечно, сказать, что ничего не делалось в возрождении айтыса. К слову, несколько лет назад айтысы возродил Амангельды Ермегияев — горячий патриот всего казахского и родом из мест, где айтысы были традиционной формой передачи культуры. Ведь айтысы это и поэзия, и музыка, и исполнительское мастерство. Но с течением времени об айтысе забыли, словно и не было у казахов такого певческого состязания. В определенной степени это происходит из-за того, что есть цензура, о которой стараются не говорить, но она существует. Айтыс же чаще всего не просто состязание, а критика того, что видит айтыскер в жизни. Не случайно одного из самых известных айтыскеров Рената Заитова не выпускают на телевидение, потому что человек указывает на недочеты в нашей жизни.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.