О бедном чиновнике замолвите слово… (видео)
Поддержать

О бедном чиновнике замолвите слово… (видео)

В Алматы состоялась пресс-конференция представителей совета по этике и общественной приемной департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы. Портал «Exclusive.kz», осуществивший он-лайн трансляцию этого мероприятия в сети интернет, предлагает читателем его текстовую версию.

 

 

Байханова Айгуль Бейбитбаевна, председатель совета по этике департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы

— Уважаемые участники конференции, глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев на 16 съезде партии Нур Отан объявил стратегический курс нашей страны: 5 институциональных реформ. Первая реформа направлена на кардинальное повышение профессионализма и эффективности работы государственных служащих. Эта задача ставится с момента обретения независимости государства, поскольку качество госаппарата является решающим в развитии любой страны, и обеспечивает реализацию стратегических приоритетов.

С принятием в начале 2016 года нового закона о госслужбе стартовал новый этап развития казахстанской государственной службы. Новая карьерная модель открыла реальные возможности планировать карьеру на госслужбе. Основными принципами являются меритократия, и поступательное продвижение по карьерной лестнице на основе компетентностного подхода. С целью реализации данных принципов введен ряд инструментов.

Теперь кандидаты для поступления на госслужбу помимо тестирования на знание законодательства, также проходят оценку личностных компетенций. Она направлена на выявление характеристик личности, которые важны для эффективной работы на соответствующей должности. За 10 месяцев текущего года оценку личностных качеств прошли 664 кандидата.

За прошедший период 2107 года по результатам внутренних конкурсов 205 госслужащих города Алматы по принципу меритократии были назначены на вышестоящие должности. Это более 47%  от количества объявленных вакансий. По сравнению с прошлым годом рост данного показателя составил 20%. Из объявленных конкурсов на замещение 153 руководящих должностей, в 83% случаев предпочтение отдано действующим госслужащим.

Сейчас поступить на госслужбу стало просто. Надо пройти тест на знание законодательства. Если кандидат не сможет набрать проходной балл, то уже через месяц он сможет пересдать этот экзамен. Результаты тестирования публикуются на сайте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Количество конкурсантов на одно место составляет более двух человек. Количество прошедших тестирование за 10 месяцев текущего года составило 6065 человек, что по сравнению с прошлым годом больше на 20%. Значительно сократились предпосылки для командных перемещений. Это доказывает снижение такого показателя, как чистая сменяемость. Если данный показатель в 2015 году составлял 18%, а в 2016 году — 12%, то в течении 10 месяцев текущего года — лишь 5,8%. Также снижается чистая сменяемость среди руководящего состава. В прошлом году в местных исполнительных органах она составила 15%, в этом году всего 3%. Среди территориальных подразделений чистая сменяемость составляет 6,7%.

В целях предупреждения гонений госслужащих на постоянной основе проводятся выходные интервью уволившихся. Основными причинами увольнений является низкая зарплата и высокая загруженность. Если в прошлом году эти причины составляли 60%, то в этом — уже 90%. Оклад главного специалиста со стажем 5-7 лет составляет 90 тыс.тг. Это в два раза ниже средней зарплаты по городу Алматы.

Вместе с тем в городе Алматы высокий спрос на трудовые ресурсы. Крупные и средние предприятия города предлагают около 5,5 тыс. вакансий. За 5 месяцев ими было принято на работу 80 тыс. граждан. Это пятая часть от общереспубликанского показателя.

Необходимо отметить, что в Алматы один из самых маленьких лимитов штатной численности госслужащих — 1491 единиц. Тем самым наш анализ подтверждает несоответствие уровня зарплаты, ответственности и нагрузке госслужащих, что влияет на текучесть кадров в системе госслужбы.

Для впервые поступивших на госслужбу  введен испытательный срок 3+3. За последний период испытательный срок успешно прошли 234 служащих. В целях лучшей адаптации новым госслужащим выделяются наставники. В Алматы это 58 наиболее опытных госслужащих.

В целях повышении профессионализма госслужащих, обязательны обучение и стажировка. Так любой госслужащий не реже, чем один раз в три года должен пройти квалификацию. За 10 месяцев текущего года обучение прошли 866 госслужащих, до конца года планируются еще 138. Стажировку в этом году уже прошли 461 госслужащий, до конца года планируются еще 77.

Изменения произошли и в формировании управленческого корпуса. В этом году перечень должностей корпуса был сокращен почти в два раза. В октябре прошел отбор на должности председателя комитета и акима района. Всего в конкурсе приняло участие 619 кандидатов, из них в финальный отбор прошли шестеро. Одним из завершающих инструментов является аттестация административных служащих корпуса Б. По городу Алматы аттестацию прошли 3340 служащих. Освобождены от должностей были 1573 человека.

В: — Сегодня чиновник в стране чуть ли не самый бесправный человек. Давайте его пожалеем. И перерабатывает он, и мало платят им и везде задействован. Что Вы скажете по этому поводу?

—  На сегодня зарплата рядового госслужащего действительно не соответствует нагрузке. Сейчас проводится работа по разработке новой системы оплаты труда госслужащих.

В: — В стране много разных этических кодексов, но при этом кажется, что самой этики все меньше, особенно в верхах. Разве эти понятия не универсальны? И зачем создавать всем этические кодексы? Что представляет собой этика госслужащих? Наказываются ли го служащие за несоблюдение этики, и куда обращаться гражданам по этому поводу?

— Этические нормы базируются на нормах поведения. В каждом обществе они имеют свои особенности. Поэтому разработан свой этический кодекс. Исполнение госслужбы есть доверие со стороны государства. Поведение госслужащего должно соответствовать госэтике, как на работе, так и в быту. Все это контролируется. Любой гражданин может пожаловаться в наш департамент, либо в агентство. Если факты неэтичного поведения служащего подтверждаются, это рассматривается на дисциплинарном комитете.

Усинина Карлыгаш Рахимжановна, член общественной приемной «Гражданский контроль» Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы

— Основной нашей целью, в первую очередь, является организация и проведение мероприятий в противодействие коррупции, а также формирование антикоррупционной правовой культуры личности. Основными задачами на сегодняшний день являются: проведение антикоррупционного мониторинга, сбор и анализ, а также обработка и оценка информации, которая касается эффективности антикоррупционной политики. Также нами подготавливаются рекомендации для госорганов по итогам антикоррупционного мониторинга.

«Гражданский контроль» на постоянной основе проводит научно-практические мероприятия с участием представителей госорганов, на которых рассматриваются актуальные вопросы по профилактике коррупции. Также мы ведем разъяснительную работу по законодательной базе и, конечно же, это разъяснения антикоррупционного законодательства.  

За период работы общественной приемной «Гражданский контроль» к нам поступило 100 обращений граждан. Было рассмотрено 71 обращение. 15 обращений были переданы нами в департамент агентства по делам общественной службы и противодействия коррупции по городу Алматы. По анализу гендерного аспекта выявлено, что 89% жалоб поступают от женщин.

Наша приемная проводит ежедневный прием граждан в университете имени Аль-Фараби Керемет, мы ждем вас.

Байханова Айгуль Бейбитбаевна, председатель совета по этике департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы.

— Нашим департаментом нацбюро в городе Алматы за последний год было выявлено 79 фактов коррупционных нарушений в правоохранительных органах, 5 — в департаменте юстиции, 4 — в акиматах, 2 — в департаменте госимущества и приватизации, и по одному в департаменте внутреннего госаудита и  в департаменте метрологии технического регулирования. По коррупционным правонарушениям сумма ущерба составила более 683 млн тенге, из них 79% возмещено. За коррупционные правонарушения к уголовной ответственности привлекаются не только госслужащие, но и все должностные лица, которые определены в законе о противодействии коррупции.

В: — Хотелось бы узнать результаты анкетирования загруженности госслужащх, и какие меры принимаются по ее снижению?

— Этому причина большая нагрузка, то есть в городе Алматы очень много поручений из центральных госорганов, кроме того — Алматы  мегаполис, где много проводится имиджевых мероприятий. Чтобы искоренить проблему, функционал каждой госдолжности должен быть оценен. Сколько человек физически может сделать работы, и на этой основе разработать нормативы.

В: — Почему Вы сами выбрали карьеру госслужбы? Чем госслужба лучше бизнеса?

— Бизнес не лучше госслужбы.  Я закончила вуз в то время, когда для тех, кто учился за государственный счет, было обязательное распределение. Меня направили на госслужбу, которая стала моим призванием.

В: — Надо ли считать этическим нарушением, когда высокопоставленные лица обещают, что девальвации не будет, а на следующий день тенге валится?

— Деньги — это товар, который покупается и продается на валютном рынке. Цена на валюту, как и на другие товары, формируется за счет спроса и предложения. На спрос и предложение влияет много факторов. В том числе, и внешние, поэтому говорить, что обещали, но не сделали – не корректно.

В: — Что такое коррупционный риск?

— Коррупционный риск — это риски в деятельности не только госоргана, но и публичных организаций, которые могут привести к совершению коррупционного правонарушения.

В: — Если, для предотвращения вредных последствий, лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, то они подлежат возврату?

— Если человек, которого вынуждают, обратился в органы, — то, что он передал в виде взятки, возмещается.

В: — Как вы оцениваете распространенность коррупции в Казахстане? Назовите наиболее коррупциогенные казахстанские ведомства.

-У нас на данный момент ведется широкомасштабная работа по профилактике коррупции. Проведенные исследования свидетельствуют, что бытовая коррупция снижена на 2/3. Причиной этому служит автоматизация госуслуг.

В: — Каков уровень ответственности лица, сообщившего о коррупции, если этот факт не был доказан? В каких случаях взяткодатель может быть освобожден от уголовной ответственности?

— Наше действующее законодательство защищает людей, которые сообщают о факте коррупции. Если информация была заведомо ложная, то ответственность имеется.

В: — Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?

— Общественная приемная два раза в неделю принимает граждан, плюс еженедельные выезды в центры. И с 9-12  ежедневно мы принимаем жалобы граждан в университете.

В: — Чаще всего бытовая коррупция процветает в школах, медучреждениях и т.д. Допустим, мою маму положили в больницу и мне говорят, что мне надо доплатить. Я не пойду к вам, потому что это касается моих родных. Люди не жалуются не потому, что не знают, а потому, что боятся.

—  Если так посмотреть, то чиновник не виноват в том, что берет взятки. Виноваты те, кто дает взятки. Если все перестанут давать взятки, то чиновники перестанут их брать. Ни одно государство без поддержки общества не смогло победить коррупцию.

В: — Как вы думаете, сколько госслужащий должен получать, чтобы не воровать?

— Госслужащий должен получать то минимальное вознаграждение, которое сможет закрыть его нужды. У госслужащего должно быть призвание, потому что без призвания его не сможет удержать никакой доход. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.