В прокуратуре исторические перемены
Поддержать

В прокуратуре исторические перемены

На вопросы exclusive.kz  отвечает начальник Управления Генеральной прокуратуры Мурат Кожамкулов.

 

 

Мурат Толегенович, с чем это связана возросшая активность в работе прокуратуры?

Я рад, что деятельность прокуроров для Вас стала более заметной. Прежде всего, это связано с теми внутренними изменениями и трансформацией органов прокуратуры, которые инициировал Генпрокурор. Под руководством Жакипа Асанова прокуратура получила новый виток своего развития. Произошли и происходят серьезные преобразования в нашей системе. Есть  определенные достижения, о которых можно и нужно говорить и которыми по праву можно гордиться. Я один из тех, кто ощутил и принял все эти позитивные изменения и наряду с другими подключился к реализации ряда новых инициатив. Этот период для прокуратуры, я бы назвал историческим.

Есть хорошее выражение: «Нет ничего более бесполезного, чем эффективно делать то, что вообще можно не делать». В первую очередь мы избавилась от всего лишнего, что мешало долгие годы сосредоточиться на самом важном —  на интересах людей. До сих пор вся наша работа в основном сводилась к многочисленным отчетам и показателям. Надо признать, никакой пользы от этого никому не было. По поручению Генпрокурора пересмотрели все подходы в работе. Перед нами была поставлена четкая задача: посмотреть на все процессы глазами населения, то есть тех людей, которые непосредственно сталкиваются с деятельностью прокуроров и в целом правоохранительной системы. И это дало свои результаты. Долгие годы все думали над тем, как повысить доверие граждан, но при этом, не знали, что для этого конкретно делать.

Оказалось, что нужно было не только «тушить пожары», заниматься текучкой, срочными делами, но в первую очередь решать системные проблемы

Тут нам помогли инструменты проектного менеджмента. Это когда определенная команда сотрудников ставит перед собой ясную цель и планомерно работает над её достижением, учитывая все ресурсы и время. Нам важно, чтобы граждане непосредственно почувствовали результаты. Только тогда можно считать, что проект завершен.

К нам пришло понимание, что нельзя стоять выше или напротив людей. Нужно быть рядом, непосредственно  осознавать себя частью общества, чтобы по — настоящему изнутри понять проблему и увидеть решение. Только так мы смогли устранить создаваемую видимость в работе, и задумались о её продуктивности.    

Вопрос: Но наверняка такое понимание пришло не сразу. Как Вам это удалось?  

—  Вы правы, этот процесс не одного дня. Необходимо было поменять мышление прокуроров. Специально для этого по инициативе Генпрокурора запущена программа перемен. Заработал совет реформаторов, послы перемен, миссия которых доводить все новшества до регионов. Регулярно проводятся тренинги по развитию личности, проектному управлению, лидерству. Не случайно же сказано: «настоящие затраты не там, где обучают персонал, а там где его не обучают». Да и в целом стали больше читать книги, развиваться, одним словом меняться к лучшему. Ведь по одному только неграмотному ответу можно судить об уровне подготовки наших сотрудников.    

Изменяется культура общения и между собой. Есть у нас внутренний портал «Ойлан тап», где каждый может поделиться своим опытом, выразить свое мнение по тому или иному вопросу. Теперь не тратим много времени на различные совещания, а больше проводим мозговые штурмы. Учимся убеждать, спокойнее относиться к критике, стараемся обсуждать проблемы на равных, невзирая на чины и строгие законы субординации. Узнали для себя, что такое обратная связь, тайм менеджмент, уже более разумно распределяем свое время. Кстати, есть на этом портале раздел: «было – стало». И знаете, отрадно видеть, что этот раздел активно живет, развивается и самое главное записи в нем постоянно увеличиваются. Это говорит, что мы не стоим на месте.         

— И какие же проекты прокуроров на сегодня почувствовали казахстанцы?

Если бы вы обратились ко мне не за интервью, а пришли бы подать заявление, либо проконсультироваться, то наверняка бы это почувствовали.

Не нужно искать уже среди прокуроров своих знакомых или родственников, чтобы с вами хорошо обошлись или приняли обращение

Летом этого года в здании генпрокуратуры впервые открыт Центр правоохранительных услуг (ЦПУ). Он призван улучшить ситуацию по приему граждан, оперативно снимать вопросы людей. Для этого сняли почти все ограничения по пропускному режиму, на который люди обычно тратили время больше, чем на саму встречу. Улучшили сервис, создали комфортные условия, но и этого было бы мало. Провели конкурс и отобрали 5 прокуроров – наиболее опытных специалистов своего дела.  Из своих кабинетов перевели их в офис ЦПУ. Именно они на месте разрешают все вопросы, оказывают правовую помощь, принимают обращения, консультируют, разъясняют те или иные нормы законов. Только за 3 месяца его работы принято  более 1800 граждан. Это примерно в пять раз больше чем до открытия ЦПУ. Реальную правовую помощь получили 1082 человека. Имеется также кабинет пробации, работает психолог, медиатор. Адвокатами оказана бесплатная помощь 275 гражданам. Такие же центры открываются и в регионах. На самом деле, как правильно было замечено моими коллегами, имея такое большое здание, мы не находили места для приема граждан. Естественно, в регионах без понимания и поддержки со стороны местных исполнительных органов реализация этого проекта была бы крайне затруднительной.     

Буквально на днях, в г. Алматы, при активной поддержке акимата города открыт аналогичный центр с прозрачными стенами, замечательно вписанный в архитектурный стиль южной столицы

При этом, как заметил Генпрокурор, нам  важна не столько красивая внешняя оболочка, а достойное внутреннее содержание, которое будут повседневно обеспечивать прокуроры.                      

Прежде всего, мы уяснили для себя, что другой результат, который от нас ждут, требует другого подхода.       Я бы назвал этот период историческим. Судите сами:  впервые за 22 года изменена статья 83 в Конституции РК. Принят новый закон «О прокуратуре», которым четко определены пределы и формы высшего надзора. Кстати, проект закона мы обсуждали всеми  сотрудниками и учитывали мнение каждого прокурора. В октябре 2017 года указом Главы государства утверждено положение о Генеральной прокуратуре, в котором впервые отражена наша миссия и аккумулированы основные функции прокуратуры. Что это дало? Появилась четкая зона нашей ответственности. Теперь прокурор не может проверять, кого захочет и сколько захочет.

За год в прокуратуру поступало порядка 300 тыс. обращений

С одной стороны, это говорит о доверии к нашему органу, но с другой, граждане перестали замечать другие контролирующее органы, которых в стране несколько десятков. Сказать, что все они полностью самоустранились, мы тоже не можем. Кого хотим, того проверяем. Если не хотим – перекладываем на других. А это почва и для коррупции. То есть там, где были любые нарушения законности, прокурорам не запрещалось туда идти. Создавалась иллюзия, что один госорган может и должен решать все вопросы без исключения, обязан объять необъятное. По сути, прокуратура подменяла иные государственные органы. Не раз приводились примеры, что ради показателей отдельные прокуроры шли в школу, проверяли журналы, мерили температуру. Теперь этого нет, все строго регламентировано. Появились конкретные основания для назначения проверок. Если это бизнес, то проверка только в исключительных случаях – по поручению Президента, или Генпрокурора. Это позволит исключить неправомерные проверки субъектов предпринимательства. При этом, все проверки обязательно регистрируются.

Появилась новая форма надзора – анализ состояния законности. Он заключается в том, что на основании правовой статистики, интеграции информационных систем, прокурор не выходя из кабинета может видеть всю ситуацию и реагировать на нее

В госорганах проверки проводятся только тогда, когда уже контролирующие органы сами не способны должным образом отреагировать, либо наблюдается конфликт интересов или  явный криминал. В части защиты общественных интересов (бывший общий надзор) на прокуроров могут рассчитывать лица, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут сами защитить свои права. Это инвалиды 1-й и 2 группы, дети – сироты, не дееспособные граждане и др. Вмешательство прокуроров потребуется и там, где это необходимо для предотвращения необратимых последствий для государства и общества, а также имеются нарушения прав очень большого, т.е. неопределенного круга лиц. При этом координирующая роль за прокуратурой сохранилась. Такая практика имеется в передовых развитых странах.            

—  На что больше всего сегодня жалуются граждане?

Это глобальный вопрос. Из тех обращений, которые поступают прокуратуру, определены самые чувствительные для населения проблемы. Обращения  — это те же индикаторы.

Больше всего права людей серьезно ущемляются в уголовном процессе.  Это именно та сфера, где включается вся мощь аппарата государственного принуждения

Все знают, что человека могут задержать, допросить, провести обыск, вмешаться в личную жизнь, лишить бизнеса и т.д. Вот тут как раз органы прокуратуры сфокусировали на сегодня свои усилия. Именно здесь требуется повышенное внимание за соблюдением законности со стороны  новых фигур в уголовном процессе — процессуального  прокурора и следственного судьи. А ведь раньше только 11 процентов из общего числа прокуроров были задействованы в этом. И правильно замечают мои коллеги, занимаясь безграничным общим надзором: у нас не оставалось ни сил, ни времени на это важное направление. Отсюда и многочисленные факты нарушений, недозволенных методов следствия, фальсификаций и т.д. Сегодня в органах прокуратуры реализуется ряд важных проектов для улучшения ситуации в уголовном процессе и повышения защищенности людей. Назову два основных: первый, «оптимизация уголовного процесса в интересах граждан» и  второй: «Е — уголовное дело». Я работал следователем и знаю примерно, что говорят люди, когда их приглашают в качестве понятых или свидетелей. Они не хотят идти только по одной причине, потому что уверены, что их затаскают. По три — четыре допроса, потом вызов с суд, длительные ожидания в коридорах, грубое отношение и т.д. Все это вызывает обоснованные раздражения граждан. Еще Ницше говорил: «верное средство рассердить или озлобить человека – это заставить его долго ждать». Все начинают понимать, что время это самый не восполняемый ресурс и дорожат им. Поэтому упрощение устаревших процедур стало необходимым веянием времени. Когда вы делаете ремонт или переезжаете в новый дом, что вы в начале делаете? Избавляетесь от ненужного барахла. Так и здесь, внедряя новые механизмы, упрощая их, мы избавляемся от множества устаревших бюрократических процессов.

В рамках первого проекта проведена огромная работа.

Если раньше на несложные и очевидные дела уходило от 1 до 2 месяцев, то теперь до 3-10 суток 

За счет чего это произошло? Устранены излишние этапы согласования различных начальников. Только в прокуратуре сократили их с 6 до 1. Одним из новшеств, стало и то, что теперь прокуроры дежурят непосредственно в отделах полиции. В целях экономии времени они изучают на месте уголовные дела, принимают граждан, поверяют законность регистрации заявлений, задержания граждан и самостоятельно принимают решения. Кроме того, благодаря интеграции информационных систем прокуратуры и минздрава  следователи стали получать справки из нарко и психодиспансеров за 2-3 минуты, а раньше, на это уходило до 2-3 дней. Побороть недозволенные методы работы помогут также и вновь созданные прозрачные кабинеты допросов нового формата, оснащенные видеокамерами. Сейчас по республике их более 400. Согласитесь, никто не будет на вас давить, злоупотреблять, зная, что за тобой наблюдают. Главное, не иметь здесь мертвых (не просматриваемых) зон, устранить лазейки и снизить все риски до минимума. Хотя работа и пилотный проект в самом разгаре, но жалобы от граждан уже существенно стали снижаться. 

Повысить прозрачность процесса, поможет и 2-й проект «Е — уголовное дело».  Какие здесь преимущества? Назову три основных. Во – первых, автоматизируется весь процесс от регистрации уголовного правонарушения до исполнения наказания. Все становится как на ладони, прозрачно, быстро, удобно и экономично. Во — вторых, благодаря внедрению электронного дела повышается качество работы процессуального прокурора. Он может в режиме онлайн отслеживать всю работу следователя и своевременно реагировать на все нарушения. Не нужно возить дело через сотни километров, тратить время, ресурсы на то, чтобы прокурор его изучил. Дистанционно, даже находясь в генпрокуратуре, в режиме реального времени, можно просмотреть какие действия выполняет, или не выполняет следователь в самом отдаленном уголке страны. Для него это отличная мотивация не пострадать. В — третьих, если раньше, при желании, кто-то мог сфальсифицировать, подправить, или вообще убрать из бумажного дела не понравившийся документ, то теперь про такое можно забыть. Все действия следователя будут логироваться в информационной системе. Что – то удалить, поменять, уже не получится.

—  Неужели перевод на электронный формат решит все проблемы?   

Конечно, рассчитывать на то, что все проблемы решаться, тем более сразу, не приходится. Это большая, комплексная и поэтапная работа. Но, нет сомнений, что уголовный процесс станет более удобным, быстрым и главное прозрачным.  Намного меньше станет присутствие человеческого фактора, а значит и вседозволенности нерадивых сотрудников. Мы же стремимся к безопасному  обществу. А в тех странах с высоким индексом обеспечения уголовного правосудия, куда мы хотим попасть, успешно внедрены и работают такие механизмы.

Пилотные проекты в отдельных регионах  у нас показали, что среди следственных работников нередко встречается элементарная безграмотность владения компьютерной техникой

Специалисты из  профильного комитета по правовой статистики проводят сегодня их обучение. Есть трудности и в оснащении необходимой техникой в органах МВД. Здесь помогает программа «Цифровой Казахстан», объявленная Главой государства в  рамках 3-й модернизации. Все это займет определенное время. Поэтому, на данном этапе, наряду с электронным,  допускается ведение и бумажного дела.

Также совершенствуются и законодательные механизмы. В рамках модернизации уголовного процесса, по поручению Президента РК, была создана рабочая группа. По результатам её работы Глава государства недавно внес на рассмотрение в парламент законопроект. Какие у него новеллы? Во – первых, расширяются полномочия адвокатов при осуществлении ими защиты потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Это позволит значительно повысить состязательность в уголовном процессе. Во – вторых, вводится приказное производство по уголовным  проступкам. Это когда дело рассматривается предельно в короткие сроки по упрощенным правилам. Ожидается, что максимальный срок прохождения дел в таком режиме, от начала до рассмотрения судом не превысит 8 суток — 5 на  досудебной стадии и до 3-х суток в суде. В – третьих, сокращается срок задержания подозреваемых лиц с 72 часов до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних — до 24, за исключением отдельной категории дел. Эти и другие меры, безусловно, повысят защищенность граждан в уголовном процессе. При этом скажу, что сроки эти не пересматривались с 1959 года.

Тем не менее, основной упор  в работе делается на человеческом капитале, главном ресурсе любой организации. Реализуется отдельный проект: «в прокуратуру лучшие кадры». Очень много внедряются новых механизмов при отборе и продвижении по службе, которые шире раскрывают способности кандидатов и действующих прокуроров. Среди них написание ЭССЕ, решение ситуационных задач, тесты на законодательство и др.  Цель – сформировать костяк тех прокуроров, которые будут создавать прокуратуру нового формата – более профессиональную, справедливую и прозрачную. Генеральный Прокурор всегда говорит нам, что мы не делаем ничего выдающегося, а только то, что надо. Если не сделаем мы, то придут другие и сделают это за нас».  Наверное, мы просто идем в ногу со временем, а это уже немало в наше время.   

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.