История о Димах на машинах
Поддержать

История о Димах на машинах

Работа над этим материалом началась с переписки.  Ведь его героями должны были стать два глухонемых молодых человека. Я общалась с ними через WhatsApp, а найти контакты и договориться об интервью помог таксопарк «ТиФа», в котором ребята работают водителями. Мне казалось, что тема грустная, и, признаюсь честно, готовилась увидеть при личной встрече тому подтверждение. Сказались типичные стереотипы нашего общества. Но на свидание приехали два крепких спортивных парня, два Димы, уверенные и раскованные. Дмитрий Дудко и Дмитрий Колосов. На классных белых автомобилях.

 

 

Оказалось, что ребята дружат с детства. Двадцатидевятилетний Дмитрий Дудко старше Димы Колосова на десять лет, так что тот ему как старший брат.

К месту нашей встречи Димы подъехали на машинах с жёлтыми инвалидными значками. На вопрос о том, часто ли они нарушают правила дорожного движения, отвечают, отрицательно мотая головами. Говорят, что с парковкой проблем не возникает.

Машины у обоих в собственности, куплены в кредит в июле и ноябре 2017 года. Платят за кредит по 177 тысяч тенге в месяц. Это большая сумма, но с ежемесячного заработка примерно столько же остается на жизнь.

Друзья вместе снимают квартиру.  Дмитрий-младший – студент, учится в Алматинском государственном политехническом колледже. Дмитрий-старший женат, его жена Оксана, она тоже глухонемая. Поженились супруги в прошлом году, Оксана домохозяйка. 

 

 

Родились и выросли ребята в Петропавловске. «Мои родители не слышат: мама – Ирина Колосова, папа – Виталий Колосов», – рассказывает Дима.

Его старший друг продолжает: «Да, мы с рождения глухонемые. Моя мать погибла, а где отец я не знаю».

У Димы Дудко есть отец в Омске, но они не общаются с 2010 года. Дима Колосов поддерживает связь с родными на Севере Казахстана.

Дмитрий Дудко уехал из Петропавловска 6 лет назад, а Дмитрий Колосов уже четыре месяца, как переехал жить и работать в Алматы. О возможности найти стабильную работу в такси им рассказали друзья, поэтому ребята сразу решили зарабатывать извозом. Всего в их дружной компании десять глухонемых и слабослышащих водителей, но не все ребята готовы общаться с журналистами. 

 

 

– До этого я работал с сервисом Uber, потом увидел через интернет Яндекс.Такси, пришел устраиваться в таксопарк-партнёр и вот, поступил, с радостью работаю. Написал другу, рассказал, что можно найти здесь честную работу с гибким графиком, он приехал и в августе тоже начал работать. До этого он постоянно нигде не работал ещё. Я и Дима учились водить в автошколе в Петропавловске. Я очень люблю машины, обожаю ездить за рулём – это мое хобби (Дима Дудко ставит эмодзи красной машинки в чате). Никаких жалоб и отказов не получаем, клиенты нас воспринимают, как таксистов.

 

 

 

Зарабатывают друзья в месяц около 300 тысяч тенге, но работают практически без выходных. Встают в 6 утра. Машины купили белые, чтобы обслуживать свадьбы. Готовы быть личными водителями, но принимать заказы из онлайн-сервиса такси нравится больше, наверное, потому что ребята любят новые технологии и могут планировать свое свободное время.

Ребята ведут здоровый образ жизни, регулярно занимаются фитнесом. На встрече Дудко закурил. Спросила у Колосова, курит ли он – Дима замотал головой и в сторону старшего Димы покрутил пальцем у виска, мол, не думает о своем здоровье (смеются). В салоне машины Дима Дудко показал жестами, что не курит никогда, ну и в целом, это баловство. 

 

 

 

 

Ребята делятся планами – хотят накопить на квартиру. Раньше оба работали водителями в эконом-классе, а сейчас в «Комфорте» и хотят перейти только на «Бизнес», но в этом тарифе заказов не так много, а им хотелось бы также много, как обычных заказов. На своих новых машинах по-прежнему берут заказы из тарифа «Эконом», чем удивляют своих пассажиров. 

Говорят, что с клиентами работать несложно, даже наоборот – те, узнав об особенности водителя, начинают интересоваться, пытаются задавать вопросы. 

 

 

В свободное время ребята, помимо тренажерного зала и игры в пинг-понг, общаются в кафе с друзьями. Как раз во время интервью позвонил друг – они оживлённо общаются жестами, посредством видеозвонка. Кстати, все парни улыбчивые и симпатичные. 

 

 

 

Дима Колосов любит путешествовать в страны, в которых еще никогда не бывал. «Где красивое место… Я люблю что-то пробовать интересное. Просто не люблю дома валяться», – рассказывает водитель.

Я очень хочу, чтобы их желания исполнились. Они этого достойны.

Вениамин Алаев, председатель Комиссии по правам людей с ограниченными возможностями им. Кайрата Иманалиева считает, что «вопрос трудоустройства инвалидов в Казахстане стоит достаточно остро, не все люди с ограниченными возможностями вообще имеют возможность работать».

 

 

Он объяснил, что существует категория лиц с инвалидностью, которая, к сожалению, не может работать – нетрудоспособные, а те, кто желает работать, имеют большие трудности в том, чтобы найти хорошо оплачиваемую постоянную работу.

«На это есть свои причины, — говорит Алаев, — Первая причина – это отсутствие у людей с инвалидностью необходимого образования. Вторая причина – это опасения и риски непосредственно работодателей, которые готовы, с одной стороны, принять людей с ограниченными возможностями в штат, а с другой, не знают, чем им помочь, на какую позицию, или профессию и т.д. их принимать.

Многим людям не нравится, или страшно, что их повезет глухой водитель, это происходит потому, что, когда человек впервые видит инвалида, он еще не знает, как к нему подступиться, а ведь если бы мы видели таких людей в процессе учебы в садиках и школах, общество бы привыкало и уже воспринимало их нормально, не смотрело на таких людей, как на особенных»

По словам Вениамина Алаева,  работа в онлайн сервисах такси для глухих и слабослышащих — это один из вариантов постоянного заработка, причем, насколько я понимаю, это работа, на которой можно самому регулировать свою занятость и работать по необходимости, т.е., когда у тебя есть на это время.

«Внося без колебаний вклад в трудоустройство лиц с инвалидностью, бизнес проявляет свою социальную ответственность и добрую волю в поддержку Конвенции о правах людей с ограниченными возможностями в аспекте трудоустройства и свободного выбора профессии, — говорит он, — Между тем, в Казахстане есть программы по трудоустройству лиц с инвалидностью, в частности, в Алматы успешно работает Центр занятости, где безработные горожане, в том числе, с инвалидностью, регистрируются и могут пройти обучение и трудоустроиться на предлагаемые им участки работы».

Алаев считает, что современные технологии идут навстречу людям с ограниченными возможностями, по крайней мере,  «потому что пример глухих и слабослышащих таксистов говорит о том, что люди пользуются приложениями и могут эффективно коммуницировать, как со своим работодателем-таксопарком, так и с пассажиром, которого они везут».  В преддверии Международного дня инвалидов 3 декабря – это хороший сигнал и возможность для всех людей с инвалидностью смелее пробивать себе дорогу к трудоустройству. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.