Посол по особым поручениям МИД РК Усен Сулеймен: «Для того, чтобы войти в число 30-ти самых развитых государств мира, необходима кардинальная ломка наших сегодняшних взглядов и подходов»
Поддержать

Посол по особым поручениям МИД РК Усен Сулеймен: «Для того, чтобы войти в число 30-ти самых развитых государств мира, необходима кардинальная ломка наших сегодняшних взглядов и подходов»

Для этого, по мнению г-на Сулеймена, необходимо принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения экономической целесообразности и долгосрочных интересов; определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер; создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства.

При этом, ключевым условием успеха новой экономической политики является совершенствование управленческого ресурса, а также внедрение современных инструментов менеджмента и принципов корпоративного управления в государственном секторе, включая привлечение внешнего кадрового ресурса через программы аутсорсинга.

Об этом дипломат заявил в своем выступлении на прошедшей накануне конференции «Реализация в Казахстане Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека: осуществление рамок ООН, касающихся «защиты, соблюдения и средств правовой защиты», организованной Региональным отделением УВКПЧ ООН, Посольством Великобритании в Астане и Центром исследования правовой политики.

По словам Сулеймена, указанные выше императивы четко отражены в инициированной Главой государства Стратегии «Казахстан – 2050», главной целью которой является к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. Львиная доля, поставленных в Стратегии задач, вполне корреспондируется с ООНовскими Руководящими принципами предпринимательской деятельности в аспекте прав человека.

Подспорьем в реализации основной цели Стратегии является, среди прочего, обеспечение дальнейшего развития и укрепления государственности; перехода на новые принципы экономической политики; всесторонней поддержки предпринимательства, являющейся ведущей силой национальной экономики; а также формирования новой социальной модели.

В основу экономической политики нового курса входит всеобъемлющий экономический прагматизм.

Еще одной важной задачей является создание внутри страны «инфраструктурных центров» для «охвата» удаленных регионов или регионов с недостаточной плотностью населения жизненно важными и экономически необходимыми объектами инфраструктуры, в связи с чем Правительству поручено разработать и принять в 2013 году государственную программу по развитию инфраструктуры.

В рамках реализации Стратегии, Глава государства также призвал покончить с практикой избирательной поддержки отдельных компаний или отраслей, и поддерживать только те отрасли, которые выполняют социально важные, стратегические функции и доказывают свою эффективность.

С учетом новых реалий, в том числе участия Казахстана в ЕЭП и предстоящего вступления в ВТО, необходимо усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов. Более того, задачей сегодняшнего дня является создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. К сожалению, в настоящее время существующие перекосы в системе налогообложения малого и среднего бизнеса препятствуют их развитию и росту. Поэтому Правительству поручено до конца 2013 года внести изменения в законодательство, направленные на четкое разграничение понятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса, а также отменить все разрешения и лицензии, которые напрямую не влияют на безопасность жизнедеятельности граждан Казахстана, и заменить их на уведомления. То есть, на законодательной основе необходимо создать условия, при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг, и выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них многоуровневую систему принятия судебных решений.

Кроме того, для построения надежного диалога на принципах государственно-частного партнерства необходимо продолжить консолидацию бизнеса. Анализ международного опыта показывает, что консолидация предпринимателей в палатах – один из важных факторов эффективности экономики. Правительством совместно с Национальной экономической палатой Казахстана «Союзом «Атамекен» проработана концептуальная модель обязательного членства в Национальной палате предпринимателей, которая обеспечит делегирование палате широких полномочий и функций государственных органов в сфере профессионально-технического образования, комплексной сервисной поддержки малого бизнеса, особенно в сельской местности и моногородах, внешнеэкономической деятельности. В данном случае, национальная палата предпринимателей могла бы стать надежным и компетентным партнером Правительства, в связи с чем Правительству поручено разработать соответствующий законопроект и внести его в Парламент в 2013 году.

Еще одной задачей Правительства, которая перекликается с соответствующим Руководящим принципом ООН, является вторая волна широкомасштабной приватизации, ведущей к перераспределению ответственности между государством и рынком. Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому государство намерено передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства. Первым шагом на этом пути стал успешный старт программы «Народное IPO».

Немаловажным для государства является необходимость модернизации политики обеспечения занятости и оплаты труда. В настоящее время разрабатывается Закон о профсоюзах и о регулировании трудовой деятельности в целях формирования принципиально новой модели трудовых отношений, сочетающей поддержку предпринимательства с учетом интересов работников. Помимо этого, Правительству поручено принять меры по выработке совершенно новых подходов в отношении оплаты труда и сокращению имеющихся здесь диспропорций.

Возвращаясь к Руководящим принципам, следует отметить, что позиции государств к их применению характеризуются самыми разными подходами. Некоторые из них заключаются в принятии национальных мер, имеющих экстерриториальные последствия. Примерами могут служить требования к «материнским» компаниям отчитываться о глобальной производственной деятельности всей компании; многосторонние документы рекомендательного характера, в частности Руководящие принципы для многонациональных предприятий, принятые Организацией экономического сотрудничества и развития; и нормы производственной эффективности, требуемые учреждениями, которые поддерживают зарубежные инвестиции.

К примеру, в Казахстане функционирует крупная известная нацкомпания «Самрук-Казына», важной задачей для которой на новом этапе является улучшение корпоративного управления и создание новой стратегии. Поэтому Правительству и Министерству экономики и бюджетного планирования поручено внедрить стандарты ОЭСР в кратчайшие сроки и непрерывно искать такие пути улучшения бизнес-климата, а также упростить процедуры регистрации изобретений и патентов и достичь уровня стран ОЭСР по этому показателю.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.