среда, 23 октября 2019
,
USD/KZT: 383.34 EUR/KZT: 431.45 RUR/KZT: 5.89
Снимут ли ограничения с Ахметова? В Алматы презентовали Манифест Озоновая дыра уменьшилась У Елбасы новое звание RSF требует освободить журналиста Амангельды Батырбекова В Казахстане построят 16 аэродромов Китайским товарам – зеленый свет Трудная победа В Японии прошла церемония, которой 200 лет Абдижамилу Нурпеисову – 95! Почему глава МИД нарушил протокол? Дочь посла Ирана в России: самоубийство или сердечный приступ? Цены на нефть снижаются Казахстанцы скупают евро Токаеву доверяют почти 75% Казахи, просившие убежище, оказались в СИЗО. 600 миллиардов тенге мимо кассы Умеет ли министр образования считать? Талгат Ермегияев: свобода близко? Чили: демонстранты добились своей цели В Шахтинске восстановят пустующие многоэтажки Митинг в Баку Айсултана Назарбаева в Лондоне приговорили к 18 месяцам и штрафу Казахстанцы, в основном, положительно относятся к Золотой Орде. Назарбаев: надо консолидировать общество и элиту вокруг Токаева

Птицы перелетные

Пока в Министерстве образования и науки, срочно отозвавшем  свой  законопроект о молодежной политике  из Парламента, усиленно его дорабатывают, с учетом  новых инициатив Президента, в молодежной среде подспудно зреют неожиданные и даже пугающие тенденции. Внезапно выяснилось, что, по оценкам социологов,  около 60 процентов молодых людей, перебирающихся  из сел и аулов в города, больше всего в своей жизни  доверяют…  религиозным организациям! К таким неоднозначным  выводам пришли участники недавнего исследования, проведенного Центром анализа общественных проблем и Фонда Сорос – Казахстан на тему "Внутренняя миграция молодежи в Казахстане: на примере Алматы".  Также очень мало  молодые доверяют профсоюзам (10,8%), политическим партиям (19%), полиции (20,7%). Лишь треть респондентов доверяет правительству и лишь четверть - парламенту, местным органам власти, судам. Кроме того, лишь 21,6% респондентов считают, что другим людям можно доверять.   Как пояснила корреспонденту Exclusiv.kz директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова, это опасная тенденция: столь низкий уровень  межличностного доверия среди молодежи провоцирует отчужденность, ведет к формированию замкнутых субкультурных образований и  является фактором, ограничивающим дальнейшее развитие страны. Это  может потенциально провоцировать социальную напряженность в обществе. В  ходе  исследования в течение 2012 года было опрошена тысяча молодых людей, недавно приехавших  в Алматы. Анкетирование по особой методике позволило составить  обобщенный портрет молодого внутреннего мигранта. Оказалось, что тысячи молодых казахстанцев остаются не охваченными государственной молодежной политикой. Государственные молодежные программы для них остаются недоступны. Это прежде всего  те юноши и девушки, которые перебираются из сельской местности в города, в поисках работы и лучшей жизни. Почему  сельская молодежь  стремится в город? Потому что не видит перспектив в своем родном селе и ауле.  Там время как будто замерло. На селе нет хорошей, интересной работы, не создана современная инфраструктура, молодые люди ограничены в возможностях получения образования, повышения своего профессионального и культурного уровня.  Там  царит бедность и скука. Город, с его сияющими огнями, университетами, супермаркетами, кинотеатрами и ночными клубами и прочими заманчивыми вещами, неудержимо влечет к себе молодежь. Нельзя сказать, что государство не замечало этой проблемы. Еще в 2007 году была принята Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2007-2015 годы, согласно которой решение вопросов внутренней миграции населения будет осуществляться «с учетом реализации  Стратегии территориального развития РК до 2015 года  и Государственной программы развития сельских территорий РК.»  Но большая часть этих планов таки и остались на бумаге. Согласно заключению Счетного комитета по контролю за исполнением  сельского бюджета: «Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы реализована с низкой эффективностью». Из шести основных задач Госпрограммы не выполнены были три.  Минсельхоз, который  мониторил выполнение этой программы, оправдывался тем,  что за годы так и не была выработана четкая концепция развития сельских территорий. И действительно - даже  сама разработка  модели оптимального сельского расселения откладывалась несколько раз, начиная еще с 2005 года. И сегодня  распоряжением Премьер-министра РК  срок ее разработки перенесен на середину 2013 года. В Казахстане активно проводится и государственная молодежная политика.С первых дней обретения страной независимости поддержка молодежи была в центре внимания политики Президента и правительства. Для системной работы с молодежью создан Комитет по делам молодежи в Министерстве образования и науки, а во всех областях – управления по делам молодежи. Н.Назарбаев  дал указание, чтобы в каждом регионе советы по делам молодежи возглавили лично акимы областей. На базе Евразийского национального университета создан научно-исследовательский центр «Молодежь».  Президент поручил в рамках программы «Доступное жилье-2020» ежегодно выделять молодым семьям 3 тысячи квартир. Только в 2012  году государство оказало содействие в трудоустройстве 95 тысячам молодых казахстанцев. Общая сумма, направленная государством  на реализацию  тоько одной общенациональной инициативы «Ауыл жастары» на 2009-2011 годы,  составила более 10 млрд. тенге. Она была призвана решать основные проблемы , такие как  мониторинг и анализ проблем сельской молодежи; обеспечение социальных прав и гарантий сельской молодежи, в том числе меры по обеспечению доступности образования, здравоохранения, трудоустройства, поддержке молодых семей; снижение информационного неравенства на селе (государственный информационный заказ в СМИ); поддержка молодых специалистов, прибывающих на село (подъемные, предоставление жилья, льготных кредитов) и многие другие. Сотни миллионов тенге ежегодно тратились на реализацию программ «С дипломом – в село», «Молодежная практика», «Жасыл ел».  И такая финансовая помощь государства молодежи продолжается. Совокупный объем финансирования этих общенациональных проектов на 2012 - 2014 годы составляет 37,7 млрд. тенге. Несмотря на затраченные огромные усилия и средства бюджета,  все-таки достичь намеченных целей не удалось. Оказалось, что в обществе, в молодежной среде  продолжает существовать  большая, многотысячная  категория молодых людей, до которых государственные инициативы не доходят и которые выпадают из нормальной социальной жизни, формируясь в ущербную и ограниченную в возможностях социальную страту. И это, прежде всего, молодые мигранты из села в город. Ровесники казахстанской независимости, сельские дети стали юношами и девушками и перед ними в полный рост стала проблема выбора: оставаться в селе, которое никак не может выбраться из стагнации, или уезжать в города, где есть шанс  выучиться, найти хорошую работу и устроить свою жизнь на современный лад. Тысячи молодых людей снялись с места. Чужой среди своих Город встречает молодых бывших сельчан  неласково. Можно даже сказать больше: тысячи молодых людей попросту выпадают из социальной структуры общества, испытывают огромные трудности при адаптации к жизни в городе. Анкетирование по особой методике позволило составить  обобщенный портрет молодого внутреннего мигранта. Это молодые люди, в возрасте от 14 до 29 лет, количество юношей и девушек примерно одинаково. Три четверти респондентов приехали  в город из сел и городов с населением менее 100 тысяч человек. Подавляющая часть приехавших в Алматы молодых мигрантов – казахской национальности (почти 85 процентов), большинство (73,1 процента) не состоит в браке. Причины переезда неодинаковы для юношей и девушек. Для первых важнее экономические причины, такие как недостаточный доход и недовольство уровнем жизни. Для девушек важнее социальные, такие как получение образования, недостаточность медицинского обслуживания, семейные причины, наличие родственников и друзей. Исследование однозначно показало, что молодые люди, переезжая в Алматы, сталкиваются с проблемами получения жилья, работы и доступа к образованию. Лишь 12,5% респондентов прописаны в Алматы по месту проживания, при этом отсутствие прописки приводит к тому, что молодые мигранты не могут зарегистрироваться как безработные.  При этом только 30,8% работающих респондентов (это 20,3% от всей выборки) оформлены на работе официально, и для них работодатели осуществляют ежемесячные обязательные отчисления в пенсионный фонд. У остальных  нет надежд на будущую пенсию. Значительная часть их  трудится на тяжелой, непрестижной и малооплачиваемой работе. Согласно результатам опроса, более половины респондентов получают ежемесячные доходы до 55 тыс. тенге. Это приводит к тому, что более половины опрошенных молодых мигрантов проживают в арендованных квартирах или домах по 4-5 человек, или по нескольку семей. Менее 10 процентов респондентов проживают с родителями  или родственниками в своем доме или квартире. 48,5 процента респондентов имеют регистрацию в Алматы и лишь 12,5 процента проживают по месту своей регистрации. 15 процентов опрошенных признались, что купили прописку для трудоустройства, получения пособия на детей или устройства ребенка в детский садик. Несмотря на высокую стоимость жизни в Алматы и скромный уровень доходов, более трети респондентов отправляют деньги родственникам, так как их заработок является порой единственным источником дохода дляих близких. Отсутствие регистрации по месту жительства создает для молодых мигрантов серьезные неудобства. 83,5 процента отмечают недоступность для них детских садиков, а почти 17 процентов признались, что были вынуждены пойти на незаконные меры, давая взятки заведующими детскими учреждениями и при покупки прописки. Больше половины признались, что им доступны только платные медицинские услуги. Две трети опрошенных ответили, что из-за бедности и низких доходов им недоступно образование. Службы занятости и кадровые агентства также не работают с такой категорией  населения. Отвечая на вопрос о том, как они нашли работу, лишь 3 из 640 работающих респондентов назвали кадровое агентство и лишь 1 – службу занятости. Большинство ищут работу самостоятельно или через родственников и знакомых. Исследователи честно признают, что точное количество проживающих в Алматы молодых людей подсчитать невозможно, потому что только малая их часть имеет регистрацию. Так что анкетирование только помогло выявить референтную группу, создать обобщенный социологический «портрет»  молодого мигранта. Однако точно сказать, каковы масштабы этого явления, сегодня не может никто. Так что «портрет» этот ученые получили на фоне густого информационного «тумана», который царит в статистике учета перемещающихся по стране граждан. Но что делать, если ее практически нет? Правда, кое-какие выводы все-же можно сделать. Даже по косвенным данным, основанным на талонах статистического учета, заполняемых при прописке и выписке граждан, внутренняя миграция в города растет. В Алматы, например, она увеличилась с 8,8 тысячи человек в 2010 году до 22,5 тысячи человек в 2011. И это, как уже говорилось, только малая часть. Совершенно очевидно, что счет мигрантов идет на десятки тысяч, а в масштабах страны - на сотни тысяч человек. И этой категории людей нужно активно помогать. На государство надейся, а сам… Государственная молодежная политика, которая сегодня направлена на социальную поддержку и стимулирование работников социальной сферы на селе, по мнению социологов – неэффективна. -  Большинство государственных программ создаются и реализуются без учета реальных тенденций и процессов, происходящих в молодежной среде и, шире – вообще в социально-экономической сфере. Очевидно, что процесс миграции молодежи в города будет продолжаться. И похожая картина наблюдается во всех крупных городах страны. Мне кажется, перед принятием таких программ надо всегда проводить широкие социологические исследования, действительно знать, что хочет молодежь и к чему она стремится. Очень многие респонденты объясняли, что в сельской местности нет минимальных удобств и условий для цивилизованной жизни и  они не хотят там оставаться. У них практически нет никаких стимулов, - говорит директор Центра анализа общественных проблем МеруертМахмутова. - Даже если такая инфраструктура в селах будет создана за счет бюджетных средств, ее нужно постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Пока же этого не происходит, и  молодые люди всеми силами стремится закрепиться  в городе. Но и в городе они не получают поддержки, государственная помощь до нее практически не доходит, молодежные программы – недоступны. Прежде всего, нужно упростить и облегчить для них регистрацию, нужно извлечь эту часть молодежи из «тени», в которой она оказалась. И решать эту проблему  нужно как на уровне местных исполнительных органов, так и правительства. Такая мера даст внутренним мигрантам  возможность пользоваться всеми благами городской инфраструктуры и социальными программами. Молодые люди смогут лечиться в государственных поликлиниках, легально работать, иметь пенсионные счета, устроить своих детей в детские сады, словом – вольются в общество равноправными членами. Регистрация поможет получить реальную статистику по безработице среди молодежи, принимать адекватные меры государственного реагирования на  растущие социальные проблемы в молодежной среде, а не закрывать на них глаза.
Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33