Медицина в РК на 90% остается государственной
Поддержать

Медицина в РК на 90% остается государственной

Но инвестиции в нее нерентабельны

К такому выводу на I Казахстанском Форуме частных медицинских компаний пришли делегаты из десяти областей Казахстана, Астаны и Алматы.

Государство сегодня по-прежнему остается главным источником финансирования казахстанского здравоохранения. Как удалось узнать Exclusive.kz, на частную медицину приходится не более 6-7 процентов этого рынка.

Сегодня государство готово потратить огромные деньги на модернизацию медицины и обновление основных фондов лечебных учреждений. Однако, при сохранении действующих сегодня принципов организации здравоохранения, деньги тратятся неэффективно, а порою банально разворовываются.

В одном из выступлений приводились выводы недавнего исследования Агентства по Исследованию рентабельности инвестиций «Современное состояние и перспективы развития здравоохранения в РК». Они неутешительны: « Эффективность вложенных инвестиций в государственный сектор здравоохранения остается крайне низкой».

В этом же исследовании отмечалось, что, несмотря на двукратное увеличение бюджета здравоохранения за последние четыре года, так не решены ряд острейших проблем. Растет дефицит кадров, дорогое инновационное оборудование простаивает либо не используется в полной мере, качество медицинского обслуживания остается низким. Жалобы населения на работу врачей и клиник растут, как снежный ком.

Вот данные, которые говорят сами за себя: только в 2012 году и только в общественный Фонд защиты прав пациентов «Амансаулык» по городу Алматы с жалобами на плохое медицинское обслуживания обратились 2358 человек. Основные жалобы: требования врачами денег за бесплатные медицинские услуги, некачественная медицинская помощь, невозможность попасть к узкому специалисту.

Принятая не так давно программа реформирования здравоохранения «Саламатты Казакстан» 2011-2015 гг. признает, вроде бы, важную роль и место частной медицины и даже предусматривает стимулирование развития частного сектора в здравоохранении. Согласно ей предусматривается планомерное совершенствование нормативной базы для развития частного сектора в здравоохранении; устранение излишних административных барьеров; разработка и внедрение механизмов поддержки и развития частных медицинских сетей; поэтапная реализация программ государственно-частного партнерства в здравоохранении. О важности создания условий для роста частной медицины говорилось в Послании Президента «Стратегия 2050».

Пока, судя по выступлениям участников Форума, все эти положения остаются для них благими пожеланиями, недостижимой «синей птицей». Административные барьеры для частной медицины по-прежнему высоки, многочисленные проверяющие, огромная бюрократическая отчетность серьезно им мешают и сегодня.

Что касается государственно — частного партнерства, то, по мнению многих выступавших, разработанные механизмы его чрезвычайно громоздки, непрозрачны и оставляют массу вопросов относительно судьбы частных инвестиций, возмещения расходов частника со стороны государства, условий концессий и кредитов и многие другие.

« Нам предлагают непонятные, «тяжелые» схемы взаимодействия частных клиник с государством – говорит руководитель медицинской компании «Сункар» Куаныш Керимкулов. — Документы эти разрабатываются без нашего участия, без учета реальных потребностей рынка медицинских услуг. Нас, членов Ассоциации, не включают в группы по их разработке. Несмотря на все правильные слова, частные медицинские компании остаются «за бортом» государственного внимания и вне бюджетных денежных потоков».

Именно отсутствие реального, а не декларативного равноправия государственных и частных компаний на рынке привело к тому, что частный сектор сегодня угнетен и растет медленно, несмотря на возросшие запросы населения. Так считает президент Казахстанской Ассоциации медицинских компаний Лейла Даирбаева. Она привела данные экспертов, анализировавших ситуацию на этом сегменте рыка в 2009 – 2011 годах: из всех частных медицинских учреждений, работающих на рынке РК, многопрофильные клиники составили всего 5 процентов. Остальные – специализированные клиники, амбулатории и частные кабинеты. По — сути – мелкий бизнес, что, конечно, тоже хорошо, но для комплексного, глубокого и инновационного и, что всего важней – массового оздоровления населения такие мелкие компании не годятся. Но как им укрупнятся, расти, если их практически игнорирует государство при размещении госзаказа, если частники поставлены в гораздо более трудные условия работы, чем государственные клиники? Все эти факторы сильно сдерживают развитие частного сектора казахстанской медицины.

Собравшиеся на Форуме разработали свои предложения по реформированию и развитию системы здравоохранения. Прежде всего, государство должно обеспечить реальный выбор казахстанским гражданам. Для пациентов не должно существовать никаких ограничений по выбору медицинского учреждения любой формы собственности и в любом уголке страны.

Важнейший вопрос: государственный заказ на медицинское обслуживание населения должен распределяться между всеми участниками системы здравоохранения.

Абсурдна сегодняшняя ситуация, когда государственный заказ распределяется только в государственные клиник, и там же планируется внедрение механизма сооплаты за выполненные медицинские услуги!

Госзаказ также должен заключаться на длительный срок, чтобы медицинское учреждение могло планировать свою деятельность в условиях рыночной конкуренции и полностью отвечать за качество оказываемых населению медицинских услуг. Государство должно также обеспечить доступность последипломного обучения врачей, проведения мастер-классов и все вопросы повышения квалификации, в том числе и за рубежом, для врачей медицинских учреждений всех форм собственности, а не только из государственных клиник.

Минздрав и его региональные управления на местах должны реально и равнозначно поддерживать государственный и частный сектора медицины, распределять бюджетные средства туда, где лечат лучше, быстрее, качественнее и дешевле.

На Форуме также было предложено создать департаменты развития предпринимательства и конкуренции при всех региональных управлениях здравоохранения, с участием представителей Ассоциации медицинских компаний. Руководителя департамента должен выбираться представителями частного бизнеса. Государство и частная медицина должны стать равными партнерами в процессе реформирования здравоохранения и повышения качества медицинской помощи. В конечном итоге, от этого выиграет здоровье всех казахстанцев.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.