XXI век: «ОккупайАбай»
Поддержать

XXI век: «ОккупайАбай»

Одной из самых удивительных новостей прошедшего месяца для казахстанцев стал новоявленный термин, созданный и активно используемый российскими оппозиционерами, так называемый «ОккупайАбай». Понятно, что если бы в Москве на Чистых прудах стоял памятник не великому казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, а, например, не менее великому, но немецкому Гете, или же английскому Шекспиру, то термин так или иначе родился бы, но с другим именем. Тем не менее отношение к данному явлению неоднозначно кого-то это сильно раздражает, как, например, родного внука Абая Кунанбаева, а кого-то, как, например, российских оппозиционеров действующей власти, вдохновляет чуть ли не на революцию. А пока уже создан одноименный сайт «ОккупайАбай», где постоянно обновляются новости об оппозиционном движении России, а также здесь можно найти и биографию, и творчество великого казахского поэта, а кто-то даже осмеливается писать стихотворения от его имени. Так или иначе, к отечественному поэту обратился взор не только россиян, но и всего человечества со слегка необычной для нас, земляков, точки, из того числа, конечно, кого волнуют новости России. Теперь стало даже модным изучать жизненные принципы Абая, использовать его биографию в качестве примера, цитировать, читать. Кубинский революционер Че Гевара просто курит в сторонке. Ну, в общем, к чему слова, давайте посмотрим, как это все обстоит по публикациям в СМИ. Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества. Лишь бездарный покоряется судьбе. Абай Кунанбаев (http://оккупайабай.рф/?page_id=40). Стихи великого казахского поэта и философа Абая Кунанбаева, неожиданно ставшего символом антипутинских протестов российской оппозиции, читают у его памятника на Чистопрудном бульваре в Москве, цитируют на форумах, передаются в «Твиттере». Теперь они звучат с экрана телевизоров в прайм-тайм (http://rus.azattyk.org/content/abai_ivan_urgant_show/24582132.html). «ОккупайАбай» — хештег в «Твиттере», использовавшийся в основном в период 8–16 мая 2012 года, после начала акций внесистемной политической оппозиции, отправной точкой которых стала инаугурация Президента Российской Федерации Владимира Путина, избранного на всероссийских выборах в марте 2012 года (http://www.wikireality.ru/wiki/ОккупайАбай). Название акции «ОккупайАбай» произошло от похожих протестов в США «Оккупируй Уолл-стрит» (Occupy Wall-Street) и памятника поэту Абаю Кунанбаеву, около которого на Чистых прудах собралась внесистемная оппозиция (http://www.wikireality.ru/wiki/ОккупайАбай). Все началось далекого 6 мая 2012 года, в день, когда президентом РФ был еще Дмитрий Медведев, в узких кругах известный как «жалкий». Это был погожий майский денек, один из тех, которые в это время часто бывают в Москве. Ничто не предвещало беды, если, конечно, не учитывать, что на следующий день Владимир Путин должен был самокороноваться. Мысль о том, что вакханалия ВВП продлится еще шесть лет, не давала ощущения спокойствия многим россиянам, но лишь один из них, Сергей Удальцов, заявил о марше, как бы это пафосно ни звучало, о Марше Миллионов. И этот мирный Марш Миллионов должен был состояться как раз 6 мая. Люди весело маршировали, и казалось, ничто не может ухудшить их настроения, но это была иллюзия. Полиция имела другие планы на этот счет и поэтому спровоцировала давку людей, в результате произошли столкновения людей с операми. ОМОН вел себя наиболее гуманно, поэтому вязал всех подряд, люди тоже проявили лояльность и закидывали ментов бутылками, асфальтом, был даже коктейль Молотова. В результате такой потехи пострадали как сотрудники «правоохранительных» органов, так и горожане (http://оккупайабай.рф/?page_id=40). Марш закончился, и люди пошли залечивать раны, но некоторые думали иначе и захотели не уйти, и не ушли. В общем, история там долгая, посидельщики перебегали с места на место, а Навальный периодически катался в государственном транспорте (автозаке) на халяву. Казалось бы, всё, но нет. В один прекрасный день участники «народных гуляний» нашли такое место, откуда их не выгоняли долго. К тому моменту Навальный был на свободе. Место дислокации — Чистые пруды (http://оккупайабай.рф/?page_id=40). Знаменитый российский блогер и оппозиционер назначил встречу своим сторонникам у памятника Абаю в Москве на Чистых прудах. При этом он назвал Абая «непонятным казахом», что, в свою очередь, вызвало волну негодования казахстанских пользователей «Твиттера». После многочисленных упреков казахстанских пользователей Алексей Навальный все-таки извинился и пообещал прочесть статью об Абае в Википедии. «Простите меня, казахи! Я обязуюсь прочитать про Абая Википедию и узнаю про него все», — пишет Алексей в своем микроблоге. «А теперь я абаевед! Могу поспорить, что знаю про Абая больше, чем 99,8% русских и 80% казахов», — написал Навальный после прочтения статьи в Википедии. Ирония ситуации в том, что благодаря этим записям в «Твиттере» об Абае за несколько часов узнали больше людей, чем во время Года Абая в России. Года, начавшегося с открытия памятника Назарбаевым и Путиным (http://baursak.info/?p=40858). Внук Абая Кунанбаева возмущен действиями российских оппозиционеров. Балташ Ерсалимов, который живет сейчас в Семее, считает поведение активистов движения «ОккупайАбай» издевательством над памятью казахского поэта. Он уверен, что политики использовали творчество Кунанбаева как ширму, а интерес к стихам просветителя называет ложным. Балташ Ерсалимов «Я думаю, они слова Абая знают или не знают? По-моему, не знают. Если бы они знали, то на такую гадость, низость не пошли бы. Ты почитай так, по-достойному, по-человечески, как грамотный, как воспитанный человек, а это, я скажу, почти хулиганство» (http://www.ktk.kz/ru/news/video/2012/05/17/17436/). Ассамблея — это главный орган, который принимал решения в движении «ОккупайАбай». Она собиралась каждый день вечером, где-то в районе 20:00–21:00 часов. Любой человек, который ассоциировал себя с этим движением, мог принять участие в ассамблее. Никаких мандатов, никаких членских билетов, ничего для этого не требовалось. Была группа по организации ассамблеи, в нее тоже мог записаться каждый. Все решения принимались в ходе голосования: все поднимали руки, и если большинство выступало за, то решение принималось, если кто-то был жестко против принятого решения, он мог заблокировать его, но тогда ему приходилось обосновать свою позицию (http://www.rabkor.ru/interview/13195.html). В лагере на Чистых прудах впервые я побывал только 14 мая — до этого меня просто не было в стране. И лагерь, надо сказать, мне очень понравился, он живой, интересный, веселый, безопасный. Там много разных людей. И я огорчился, узнав, что Басманный суд неизвестно с чего постановил его ликвидировать. Само по себе подобное правосудие было бы недурно ликвидировать, но не об этом речь. Как и стоило ожидать, власти заявили, что больше они такого лагеря не допустят, что понятно: испугались все, а органам мало того что досталось от начальства, так еще и заставило быть в полной боеготовности, что совсем не сочеталось с привычным их времяпрепровождением за обиранием оккупированных граждан. Но и не об этом речь тоже. Рискну навлечь на себя гнев особо радикальных оппозиционеров, но давайте подумаем: а зачем теперь нужен лагерь? Зачем ночевать в палатках? Какой в этом сакральный смысл? Думаю, все прекрасно понимают, что со временем любой стационарный лагерь начинает «закисать», а его участники — все больше напоминать бомжей и настраивать против себя мирное население близлежащих домов. Это простое следствие многочасового нахождения на одном месте с единственной целью — удержание территории. Но, на мой взгляд, нет никакого смысла удерживать единственный клочок, если это Наш Город. Можно гулять куда угодно, важно, чтобы вместе. Я восхищен смелостью, решительностью и терпеливостью тех, кто ночевал там все эти сутки, но, ей богу, дальше делать это совершенно бессмысленно (http://www.livejournal.com/search/?ie=utf-8&id=&q=%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%B9%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%B9&x=0&y=0). В «Твиттере» события освещались под хеш-тегом «чистыепруды», как вдруг кто-то (у меня есть подозрение, что это сотрудники Lenta.ru) к «чистыепруды» добавил «оккупайАбай». И это так всем понравилось, что через пару часов тег был третьим в мировом топе (http://оккупайабай.рф/?page_id=40). Писатель и интернет-персона Леонид Каганов написал вот такой стих об «ОккупайАбай»: «Ай, салам алейкум, дорогая, бригадир Басманного суда! Это пишет памятник Абая. Я живешь у Чистого пруда. У меня из бронза сделан китель. Из гранита тумбочка под зад. Я большой казахский просветитель был при жизни много лет назад. Рядом у меня журчит фонтана. Наверху совсем расцвел листва. Мало кто у нас из Казахстана получилось так осесть в Москва. Мой душа весь день поет, как лира. Только с голубь у меня вражда. Потому что голубь птица мира, ну а мир нагадить рад всегда. Но сейчас писать я не про это. В суд решил писать сегодня я! Сам я был всегда большой поэта, ну а папа был большой судья. С папой я и сам в суде когда-то поработал, понимаешь, да? Умный вещь скажу тебе, как брату, дорогой Басманная суда! Чистый пруд хороший тихий место, только скучный летом и зимой. Слушай, эта акция протеста — ты зачем их всех прогнал домой? Это был такой хороший люди! Столько было песен, шашлыка! А без них опять мне голубь будет регулярно капать на башка. Здесь варил казан большая каша! Чай зеленый люди пили здесь! Говорили здесь Гудков и Яшин, и Собчак ходил красивый весь! Я услышал столько Окуджава! Столько заводной девичий смех! Очень злой Россия стал держава: не дает гулять, гоняет всех. Ты же был такой большой страною! Космос-шмосмос и культур-мультур! Но опять увлекся паранойя! Но опять увлекся диктатур! Ты зачем людей хватаешь в плен-то, арестуешь чай и самовар? Что тебе какой-то белый лента — девушка надел гулять бульвар? Ты, Басманный суд, совсем сердитый. Ты зачем совсем сошел с ума? Посади какой-нибудь бандита, если у тебя пустой тюрьма! Почему твой уголовный розыск не искать себе нормальный дел? Вах, какой в стране большой угроза — хипстер белый ленточка надел! Ты же видишь, как культурно было! Ни один не какал в водоем! Варим каша, фоткаем мобила, Окуджава песенка поем! Как смотреть в глаза другие страны? Самому уже смешно, ага? Хипстер в парке вытоптал тюльпаны — двадцать миллион ущерб таньга! Вах, совсем поступка некрасивый! Вах, как мало мудрости и ум! Что же ты, начальника России, мелочный, как продавец изюм? Дорогой, скажу тебе по сути, объясню такой простой момент: даже если люди выбрал Путин… даже если шестьдесят процент… даже если семьдесят, не важно! Остальные (сам же посмотри) — это пятьдесят мильёнов граждан! Наших Казахстанов целых три! Это же такой большой народа! Прямо целый треть страна твоей! Ты зачем отнял у них свобода мирно погулять своих друзей? Ты зачем на них ругаешь пресса? Ты зачем пятнадцать суток штраф? Ты бы лучше ради интереса сам сюда приехал, коврик взяв! Посидел, послушал Окуджава, гречка пожевал из котелка… И опять собрал большой держава, что из двух частей у нас пока! Пусть народ гуляет, как хотите! Для того бульвар и сделан, нет? Говорю тебе, как просветитель, как казахский классик и поэт. Дата, подпись: памятник Абая. Очень с уважением. Пока! (Грибоедов вот меня пугает, что теперь и мне секир башка, говорит: затихни, бога ради, и тебя причислят к мятежу… Памятник, да кто ж меня посадит? Между прочим, я и так сижу». Май 22, 2012» (http://оккупайабай.рф/?p=1147#more-1147). «Белая лента» не является либеральным движением, там большинство людей не имеют политических убеждений, и я считаю, что это как раз таки положительное движение, с которым можно работать. А вот что касается либералов, каждый, кто ассоциирует себя с этими политическими убеждениями, в лагере постоянно пытался тянуть на себя одеяло, пытался объявить себя лидером. Либо те, кто не участвовал в жизни лагеря, приходили вечером, как, например, какой-нибудь Немцов, и начинали привлекать к себе внимание, раздавать всем интервью и говорить о том, как они хотят возглавить движение. Но смысл в том, что если на митингах политиканы могли проталкивать свою повестку, потому что они пользовались своими медиаресурсами, а также своими финансовыми возможностями, то здесь движение «ОккупайАбай» отторгало их, поскольку там существовали реальные механизмы самоуправления и принятия решений. То, что делали они, полностью противоречит идеям лагеря (http://www.rabkor.ru/interview/13195.html). Быт лагеря возник стихийно. Те, кому было интересно заниматься определенной деятельностью, готовить на кухне или выносить мусор, стали ею заниматься. Вначале появилась инфогруппа, сконцентрированная в центре лагеря, образовавшая импровизированный инфоцентр, это такое место, куда стекаются все информационные потоки. Позже появились столики с литературой, преимущественно левого содержания. У лагеря было даже несколько газет. Но из-за того, что каждая из политических организаций пыталась монополизировать издание общей информационной газеты, не было возможности выпускать издание, которое готовилось бы всеми вместе. Хотя по лагерю ходили листки с названиями «ЧистыеПруды» и «ОккупайАбай», которые рассказывали обо всем, что происходило. Через некоторое время возникла группа, которая стала заниматься кухней. Вначале они преимущественно кормили всех сухим пайком, печеньем и другими сладостями. Потом многие левые активисты стали присоединяться и кормить всех горячей едой, в этом большую роль сыграли более опытные товарищи из инициативы Food Not Bombs. На кухне существовал жесткий распорядок, были определенные часы, когда шла выдача еды, а между ними происходила уборка. Кто не мог помочь с готовкой, просто сдавал деньги, для этих целей была специальная коробка. Позже появились дружинники — группы, которые занимались безопасностью. Выводили провокаторов и пьяных людей за территорию лагеря (http://www.rabkor.ru/interview/13195.html). Само собой, власти могут закрыть доступ к полюбившемуся памятнику Абаю, начав под постаментом, скажем, археологические изыскания — ничто не мешает моментально сменить дислокацию и переместиться куда угодно. Даже, наоборот, добавляет в действия протестующих элемент игры, как говорили у нас в детстве, «Зарница», или, как сейчас модно, «Схватка». Даже Басманный суд не запретит (вот написал, а потом засомневался немножко) людям собираться в дневное время и делать все то же самое, что они все это время делали у Абая, тем более ровным счетом ничего противозаконного они не совершали. Разгонят под каким-нибудь предлогом — тут же новая локация, например, возле СИЗО, где Навальный отдыхает. И ему все веселей, кстати. Все это сделает лагерь еще моднее (а это важно, если кто-то думает не о том, какздоровочтовсемыздесь, а о привлечении новых участников) и, как ни странно, сильнее, поскольку тот, кто неуязвим и неуловим, выглядит сильным, это укрепляет веру в себя. И наоборот, тот, кто безуспешно пытается с ним бороться, выглядит бессильным и теряет боевой дух, следовательно, реально слабеет. Уверен, вечера на «ОккупайАбай» станут самым модным видом досуга, да, по сути, они уже такими стали (http://www.livejournal.com/search/?ie=utf-8&id=&q=%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%B9%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%B9&x=0&y=0). Лагерь оппозиции был разогнан полицией из-за вреда, наносимого местным жителям. Позднее он собирался еще несколько раз в разных местах с меньшей численностью «населения» и организованностью, и каждый раз разгонялся полицией после поступления жалоб жильцов. На 22 мая протест был фактически слит (http://www.wikireality.ru/wiki/ОккупайАбай). Какие протестные акции планируются участниками «ОккупайАбай» в дальнейшем? Ближайшая акция — это 12 июня, еще один марш миллионов, который организуют «Удальцов и компания». Каково отношение участников движения к тому, что одни и те же люди занимаются организацией этих акций и за счет них получают политический капитал, а рядовые граждане участвуют там лишь в качестве декораций? Пока я не видел, чтобы на эту тему проводились какие-либо дискуссии, хотя в кулуарах, возможно, об этом уже велись беседы. Думаю, если бы люди присоединились к этой акции под тегом или «маркой» движения «ОккупайАбай», то сразу бы все встало на свои места, и стало понятно, кто за что стоит. Выдвинув именно те принципы и лозунги, которые существовали в лагере, его участники разбавят все те абстрактные и гнилые лозунги, которые были «впарены» массам в результате протестов в декабре и марте (http://www.rabkor.ru/interview/13195.html). Все это делается под каменным взором застывшего Абая, который, как подчеркивают российские оппозиционеры, всегда призывал к честным выборам и выступал против любых проявлений несправедливости (http://rus.azattyk.org/content/abai_ivan_urgant_show/24582132.html).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.